Речевое развитие ребенка 8 месяцев

Речевое развитие ребенка

Один мой друг во время завтрака стал свидетелем следующего разговора между своими 6-летней и 3-летней дочерьми об опасности забыть покормить золотых рыбок или перекормить их:

6-летняя девочка: Хуже забыть покормить рыбок. 3-летняя: Нет, хужее дать рыбкам слишком много еды. 6-летняя: Не говори хужее, говори хуже. 3-летняя: Но это хужее всего дать рыбкам слишком много покушать. 6-летняя: Нет, не так. Хуже всего забыть их покормить.

Большинство из нас улыбаются и умиляются, когда слышат подобную речь детей. В ней столько поразительно творческого и неожиданного, и при этом она совершенно понятна. Лингвисты много узнали о речи детей, изучая «ошибки», такие как хужее или хужее всего, — так же, как и Пиаже многое узнал о мышлении ребенка из анализа «неверных» ответов детей. Однако одна из наиболее характерных особенностей речи детей состоит в том, что они допускают очень мало подобных ошибок. Воспринимая чрезвычайно сложный набор звуков из речи окружающих, дети научаются бегло и правильно говорить на родном языке уже через несколько лет. В 6 или 8 месяцев ребенок лепечет несколько звуков; к 18 месяцам он уже, возможно, будет использовать 20 или 30 отдельных слов; и к 3 годам дети выстраивают длинные и сложные предложения, такие как у 3-летней девочки в беседе о золотых рыбках. Родители обычно забавляются, наблюдая за последовательностью развития детской речи, но большинство из нас не особенно беспокоится о том, как ребенок справляется со всеми этими задачами.

Для психологов и лингвистов стремительное и эффективное освоение языка детьми остается давней загадкой. Является ли способность к обучению языку врожденной? «Обучается» ли ребенок языку «предначертанным» путем? Овладевает ли ребенок речью на основе того, что он слышит?

Пытаясь ответить на эти вопросы, подавляющее большинство лингвистов обращались к изменениям в грамматике (то, что лингвисты называют синтаксисом), а также к изменениям в значении слова (то, что они называют семантикой). В последнее время также были сделаны попытки объяснения различий между детьми по темпу речевого развития и различий индивидуального стиля обучения языку. Перед тем как подробно остановиться на каждом из этих вопросов, мне придется вернуться на один шаг назад.

Доречевая фаза: возрастной период до появления первого слова

Процесс речевого развития на самом деле начинается за несколько месяцев до того, как ребенок произнесет первое слово. Этот период называется доречевой фазой.

Первые звуки

Этот ранний перцептивный навык не сразу соотносится с навыком произнесения звуков. С рождения и примерно до месячного возраста самые частые звуки, которые издает младенец, — это плач, хотя младенцы также издают и другие звуки, выражая протест, удовлетворение или просто «гукая». Примерно к 1 или 2 месяцам к этому звуковому репертуару добавляется гуление — так принято называть повторение младенцем гласных звуков, например «ууууу». Обычно подобные звуки служат сигналами удовольствия и могут широко варьировать по тону, увеличиваясь и уменьшаясь по громкости или высоте.

Согласные звуки появляются только примерно к 6 или 7 месяцам, когда ребенку впервые становится доступен мышечный контроль, необходимый для комбинации согласного и гласного звука. Между 6 и 9 месяцами отмечается резкое увеличение количества сочетаний гласный-согласный. На возрастном промежутке 612 месяцев этот тип вокализации, который называется лепетом, составляет около половины произносимых звуков, если не считать плача (Mitchell & Kent, 1990).

Лепет состоит преимущественно из повторяющихся цепочек одинаковых слогов, например «дададада» или «папапапа» или «йайайайа». Однако уже в эти первые месяцы также отмечается разновидность лепета, которая еще больше приближается к общепринятой речи и называется тарабарщиной, или жаргоном. Ребенок объединяет вместе цепочки различных слогов, используя интонации, свойственные предложениям (Bloom, 1993).

Взрослым нравится слушать лепет; Лойс Блум (Bloom, 1998) также указывает на то, что взрослым гораздо легче имитировать эти новые звуковые комбинации, чем ранние звуки ребенка, поскольку лепет по ритму и звукам больше похож на взрослую речь. Игра-имитация, в которую могут играть родители с ребенком, — это не только развлечение для обоих; это необходимая часть процесса освоения речи.

Лепет — это важный компонент подготовки к устной речи. Так, нам известно, что лепет младенцев постепенно приобретает часть интонационного паттерна языка, который они слышат; этот процесс Элизабет Бейтс называет «освоение мелодики речи, предшествующее появлению первых слов» (Bates et al., 1987). Похоже, что младенцы действительно формируют по меньшей мере две такие «мелодии» в своем лепете. Лепет с восходящей интонацией в конце цепочки звуков, по-видимому, сигнализирует о желании вызвать ответную реакцию; нисходящая интонация не требует ответа.

Первые жесты.

Еще одна часть непрерывного процесса развития — это язык жестов, который появляется примерно в 9 или 10 месяцев. В этом возрасте мы впервые отмечаем, что дети «требуют» или «просят», используя жесты или комбинацию жестов и звуков. Десятимесячный ребенок, который явно хочет получить от вас свою любимую игрушку, может тянуться за ней, открывая и закрывая ладонь, издавая хныкающие звуки или другие душераздирающие крики. Трудно ошибиться в значении этих жестов. Примерно в том же возрасте дети начинают принимать участие в играх- жестах (вспомним так горячо любимые родителями «ладушки» или «сороку-ворону») (Bates et al., 1987).

Первые слова.

Первые слова обычно появляются на фоне лепета примерно в 12 или 13 месяцев (Fenson et al., 1994). Хотя родители с нетерпением ждут, когда их ребенок произнесет первое слово, на самом деле это событие довольно легко пропустить. Обычно лингвисты определяют слово как звук или набор звуков, который постоянно используется для обозначения объекта, действия или качества. Но словом может быть любой звук; совсем не обязательно, чтобы звук соответствовал словам, которые используют взрослые. Бренда, маленькая девочка, которую наблюдал Роналд Сколлон (Scollon, 1976), произносила звукосочетание пене, как одно из своих первых слов. Сначала этот звук обозначал жидкую пищу, поскольку использовался для названия «молока», «сока» и «бутылки», но он также обозначал «мама» и «спать».

Зачастую первые слова ребенка используются только в одной или двух специфических ситуациях и в присутствии многих стимулов. Так, ребенок может сказать «киса» или «мяу-вау» только после таких вопросов, как, например: «Как киса ходит?» или «Что это такое?» Обычно обучение первым словам происходит очень медленно и для каждого слова требуются многочисленные повторения. В первые 6 месяцев освоения слов (примерно между 12 и 18 месяцами) дети могут научиться произносить до 30 слов. Большинство лингвистов (Nelson, 1985) пришли к выводу о том, что в этой самой ранней фазе использования слов ребенок запоминает каждое слово как нечто связанное с рядом специфических контекстов. Маленькие дети, по-видимому, еще не понимают, что слова имеют символическое значение, т. е. обозначают объекты или явления вне зависимости от контекста.

Словарный запас в более позднем возрасте.

В течение дошкольного периода дети продолжают быстро наращивать словарный запас. К 2,5 годам словарный запас в среднем составляет около 600 слов, причем примерно половина из них — глаголы (Bates et al., 1994); к 5 или 6 годам общее количество слов возрастает до 15 000 — поразительное увеличение: 10 слов за один день (Pinker, 1994). Дети способны совершить этот подвиг, потому что к 3 или 4 годам они обращают внимание на слова, принадлежащие к однородным группам, т. е. слова, которые обозначают объекты одного класса (например, виды динозавров или фруктов), или слова со сходными значениями.

Англин считает, что примерно к 8 или 9 годам ребенок приходит к новому уровню понимания структуры языка, осознавая связи между целыми категориями слов, например между прилагательными и наречиями (радостный и радостно, грустный и грустно) или между прилагательными и существительными (счастливый и счастье ). Осознав эти связи, ребенок может понять и создать целый класс новых слов, что приводит к дальнейшему увеличению словарного запаса.

Первые предложения: 18-27 месяцев.

Первые предложения, которые Рогер Браун; известный исследователь детской речи, называл первой грамматической стадией, имеют несколько отличительных характеристик: они короткие — обычно 2 или 3 слова — и простые. Обычно они состоят из существительных, глаголов и прилагательных, но в них отсутствуют практически все чисто грамматические «маркеры» (которые лингвисты называют флексиями). Например, дети, говорящие на английском языке, сначала не используют окончание s для множественного числа и ed для глаголов прошедшего времени, а также апостроф ‘ s для образования притяжательного падежа или вспомогательные глаголы типа am или do.

Поскольку в первых предложениях присутствуют только самые существенные слова, Браун (Brown, 1973; Brown & Bellugi, 1964) называл их телеграфной речью.

Речевое развитие ребенка

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка. Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

Меню