Речевое развитие детей 2 лет

Нормы развития речи для 2.5 лет?

Нам 2.5 года. Вчера были на приеме у невропатолога. Нам поставили диагноз задержка речевого развития и прописали курс лекарства пикамилон, улучшающее кровоснабжение головного мозга. При этом моя дочь повторяет любые слова, но многие из них сокращает до двух слогов, особенно, когда встречаются трудные для нее буквы, напрмер "р", «л» (оказывается это неправильно; ребенок может картавить, но должен в этом возрасте выговаривать полностью все слова). Еще она может говорить предложениями по 5-6 слов, составлять из них рассказы. Но достаточно часто использует один-два слова, и мы догадываемся по смыслу. Это тоже неправильно. Ребенок в этом возрасте должен всегда говорить предложениями. Еще я очень гордилась, что дочь знает 12 цветов (называет их), считает до 12, знает весь алфавит. Оказывается это норма. Еще ребенок должен рассказывать стишок. Мы наизусть помним только "гуси-гуси". Для 2.5 лет это слишком простой стишок. Так что, вот то, что ребенок должен знать и делать в 2.5 года, по мнению нашего невропатолога. Если бы мне это сказал кто-то другой, я бы отнеслась скептически, но наш невропатолог очень хороший специалист. Я ей доверяю. Написала я все это, так как сама часто советовала мамам, у которых дети плохо говорят не волноваться и подождать. Но, оказывается, лучше сходить к специалисту.

Обратная ситуация. Моя дочь с 2,5 лет начала заикаться, ходили к невропатологу. Ее диагноз - перенапряжение ребенка. Дочь с 2х лет знает массу сложных стихов (в 2 года шпарила наизусть "Сказка про царя и чеботаря" Михалкова и подобное) - это плохо, в 2,5 года нужно ограничиться "Репкой" и "Гуси-гуси". Сложные книжки не читать - только то, что может понять в этом возрасте - колобки, репки и пр. Не провоцировать на употребление сложных слов (моя дочь в 2 года выдавала слова "бесконечный процесс"). Так что это "речевое развитие" - очень тонкая вещь, каждый специалист говорит по-разному. А уж попугать доверчивых мамочек - просто хлебом не корми.

Мой (2,9) пересказывает сказки, хорошо знает про репку и про курочку Рябу. Стихи рассказывал у себя на дне рождения, когда ему исполнилось два года, самые легкие из Агнии Барто. Потом мы с ним лежали в больнице в 2,3 года, взяла с собой только две книжки: стихи Агнии Барто и английский для самых маленьких. Он сам делал вид, что читает книжки, по картинкам ориентировался, какой стишок надо "читать". А из английского хорошо выучили только "dog". Зато от нечего делать выучили как называются пальцы на руке, это является предметом моей гордости по сей день. Да, кстати, мы состояли на учете у невропатолога с диагнозом - гипервозбудимость.

У меня детенок говорит предложениями с 1 года и 7 месяцев. Когда мы были в 2 года у невропатолога, он как-то засмущался и начал "глотать" слова. К тому же, он ко всем словам приделывает суффикс "-енок", так что сразу и не поймешь, про что это он. Невропатолог и не поняла. Велела прийти через полгода. Вот уже сейчас пора. Но я понятия не имела, что надо и знать числа до 12 (хотя он знает), и буквы (не знает, я не учу - буду с 3 учить по Зайцеву), да еще и стишок в присутствии незнакомой тети. Он их много знает, но специально рассказывать я его никогда не заставляю - смущается. Так что Вы меня даже напугали.

Насчет рассказа стишков для чужой тети и вообще разговорах при посторонних - полностью согласен! Как-то пришли за Пашкой (2,4) в садик, он начал все рассказывать, показывать, это Таня, это Юля и т.д. Воспиталка говорит - а он у вас что, разговаривает???!!! А совсем недавно воспиталка показывала детям кубики с буквами и Пашка не сдержался - выдал все что знал! Вечером она говорит - Вы знаете, он у вас буквы знает, даже мягкий и твердый знаки...:)

Да. У нас он, в общем-то, не очень стеснительный мальчик, но, видно, тетя-невропатолог что-то такое в себе несла...

Вер, так задержка речевого развития заключается только в том, что она сокращает некоторые слова до двух слогов и не всегда говорит предложениями?? Странно. У нас почти тот же возраст (правда мальчик) и все то же самое, знает цвета, цифры, буквы, несколько стишков (те же гуси, мишка косолапый и т.д.), может говорить предложениями, но не всегда. Были на осмотре у невропатолога (довольно неплохого) - ничего "криминального" он не увидел. Я бы не сказал, что сверстники в садике и во дворе говорят лучше...

У моего ребенка задержка речевого развития. Стихи вообше повторять не хочет, цвета путает (названия), считает до двух. Говорит предложениями, но слова переворачивает. Постоянно занимаемся, лекарства пьем. Надеемся, что к школе нагонит сверстников. Ребенку 3,5 года.

Марго, скажите, пожалуйста, когда вам поставили этот диагноз - задержка речевого развития. Моему ребенку 2,1 и он говорит всего десяток слов, из которых половина - значащие звуки (типа "др-р-р" - это значит машина, хотя само слово машина знает и говорить умеет, но не хочет категорически). А что касается стихов, цветов, предложений - это вообще отсутствует. Правда, мелкая моторика рук у него развита неважно (это на мой взгляд, т.к. у невропатолога мы не были, да и не знали, что надо, а нашего педиатра речь не беспокоит), я занимаюсь с ним пальчиковыми играми. Плохо только, что заставить что-либо сделать его очень сложно. При этом он все понимает, может почти всегда объяснить, что ему нужно. Что ещн обидно, от меня он не научился ни единому слову или действию,а всему, что он знает и умеет, учится у бабушки и дяди. Меня очень беспокоит его речь и все мои попытки заниматься с ним наталкиваются на неприятие домашних вроде "начиталась глупостей, мол, нормальный ребенок, прийдет время, заговорит". Я ждала "чудодейственных" двух лет, но ничего не изменилось, при всем при том, что мальчик он смышленый.

Аня, вы только не переставайте заниматься. Наш в два года молчал как партизан, а сейчас, в 2,4 читает стихи на двух языках. Начал говорить буквально за две недели, а сейчас я его не могу остановить, он даже в магазине песни распевает. В два года мы были у логопеда и, хотя сын в присутствии врача не сказал ни слова, задержку речевого развития нам не поставили. Проверили слух, посмотрели, понимает ли ребёнок обращённую к нему речь, дали собрать парочку паззлов, в кубики поиграть, сказали, что через месяц заговорит. Так и произошло. Но мы занимались каждый день часа по четыре только паззлами, кубиками, мозаикой, пальчиковыми играми, рисованием, лепкой, театр теней устраивали, всё на мелкую моторику плюс я пела, читала ему, танцевали вместе, звуки животных имитировали. Сынуля мой упрямый как ослик и заставить его что-то сделать очень трудно. Мы искали темы, которые ему интересны, а потом уже занятия строили по этим темам. Основные две темя для моего - животные и машины, у вас, наверное, что-то другое. Ещё что я делала - подбирала слова, которые звучат похоже. Например, он начал хорошо произносить слово "машина", я тут же начала учить его таким словам как "шина", "миша", "Маша", "мышь" и т.п. Специально составляла словарики из слов, коорые ребёнок точно может произнести и по сто раз их повторяла. У нас произошёл прорыв, когда ребёнок понял, что разговаривать - это здорово! Он начал играть со звуками и со словами, чего раньше никогда не было. Стал петь песенки, состоящие только из звуков "ля-ля-ля", "па-па-па" и т.д. Начал болтать без умолку бессмысленными фразами, просто наборы слогов повторял, и очень быстро потом перешёл к словам. На каком-то этапе ему очень понравилось повторять за мной слова, и после этого у нас, вообще, всё прекрасно пошло. По поводу цветов, я думаю, что ваш сын цвета знает, только назвать их не может. Попробуйте попросить его сортировать формочки или кубики разного цвета, может, он прекрасно с этим справится. Есть ещё паззлы на цвета, когда детальки разного цвета вместе соединять надо. Стихи - читайте всё время, по книгам и на память, даже если ребёнок явно сейчас вас не слушает. У детей это всё равно как-то в памяти откладывается. И потом, когда ваш сынуля заговорит, то станет читать стихи, которые вы читали ему в полтора года и уже сами успели забыть. Мой свои первые стихи прочитал, качаясь на качелях, раскачивался и в такт читал. А считать начал в бассейне. Мы с ним прыгали - раз, два, три, четыре, а на счёт пять я его подкидывала в воздух. Так, однажды мы плавали вместе, а он и говорит "один, два, три, четыре, пять, бух". Наш логопед сказала, что дети должны хорошо говорить слов пятьдесят (при этом, знать несколько глаголов)прежде чем они начнут объединять эти слова вместе (ещё не в предложения, пока только по два-три слова, например, "мне пить" или "мамин шарф". Так что, вы о предложениях пока не беспокойтесь, учите словам, в том числе и глаголам. Вы пишете, что ребёнок учится всему у бабушки и дяди. Может быть, они с ним больше играют, а вы именно учите, поэтому ему скучно. А если скучно в этом возрасте, то точно ничего не выучит. Должно быть весело, и вам самой тоже, а то ребёнок всё ваше напряжение будет чувствовать. У меня была та же ситуация. Вплоть до того, что сын начал говорить на английском языке раньше и лучше, чем на русском, при том, что я, русская, с ним всё время дома, а папу,амеркианца он видит по одному часу в день вечером. Но папа просто с ним играл, а я пыталась учить. Потом, когда я это осознала, перешла к играм, и ребёнок сразу успокоился. Извините, чтот так длинно, просто "ещё свежи воспоминания", помню, как волновалсь сама по этому же поводу. Всё у вас будет хорошо!

Я Вас уверяю, что обязательно уидите плоды своих занятий с малышом.У меня на глазах пример моей знакомой. Ее сын к 3 годам не говорил даже "мама-папа", ни чисел, ни стихов в принципе не запоминал. Его мама много занималась с ним, и около 5 лет произошел просто рывок в развитии ребенка.Сейчас это совершенно обычный для его возраста смышленый мальчишка:)) Удачи!

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Хочу поделиться из своего опыта работы некоторыми игровыми приемами и упражнениями по развитию речи. Данные упражнения можно вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Меню