Речевое развитие детей 2 года

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2–3 лет"

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

Сколько должен весить годовалый малыш, какой рост считают нормальным

Большую роль в этом играет пресловутая наследственность, также оказывает свое влияние питание. Отечественные детские доктора выдвигают следующие нормы развития ребенка 1 год: вес мальчиков – от 8,9 до 11,6 кг, девочек – от 8,5 до 10,8 кг. При этом рост малышей обоих полов должен находиться в интервале от 71,4 см до 79,7 см.

Психическое развитие ребенка 1 год: новые умения

Малыш в таком возрасте активно подражает окружающим, если показать ему, как можно строить конструкции из кубиков, то он обязательно освоит такую игру, то же самое касается и способности открывать-закрывать емкости с крышечками, надевать кольца на игрушечные пирамидки. Такие игрушки не только способствуют умственному развитию, но и улучшают моторику пальцев.

Кроха умеет узнавать близких людей, улыбается даже при виде их фотографий. Малыш радуется, находясь в компании родителей, и пугается общества незнакомых людей. Он недоволен, когда с ним разговаривают резко и требовательно.

Логопедический центр

     Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

    После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов. На ранних этапах овладения языком (а рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню – после четырех лет будет преобладать словообразовательный уровень. Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой-маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.).

    По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. У трехлетних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-норма, гриб-лес). В три года ребенок должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи.

    Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» - миску, стакан, кружку, тарелку и т.д. Точно так же дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идет – человек, змея, птица. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и т.д. Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья, крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.

    На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

Причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития имеет две основные причины: временные и патологические нарушения. Временные нарушения речи характерны для младших групп детского сада. Временные дефекты речи объясняются слабостью речевого аппарата (губ, языка и мягкого нёба) и речевого слуха. Если воспитатели и родители вместе помогают малышу, он постепенно выговаривается и его речь приходит в норму.

В младшем дошкольном возрасте уже можно заметить некоторые патологические нарушения детской речи. Отставание речевого развития патологического характера требует специального обследования и лечения у врача. Физиологические факторы, отрицательно влияющие на детскую речь, могут объясняться пониженным слухом, неправильным строением речевого аппарата (нарушения прикуса, строения зубного ряда, особенности мягкого нёба), нарушениями деятельности мозга.

К сожалению, провести качественную диагностику причины задержки речевого развития у дошкольников могут только специалисты: логопед (или дефектолог), отоларинголог, психолог, невролог, ортодонт. Если родители настроены на серьезный труд, то они могут самостоятельно изучить учебники по воспитанию правильной речи и, консультируясь с воспитателем, искоренять речевые дефекты у своего малыша. Воспитатели обследуют общее недоразвитие речи ребенка, проводят общие и индивидуальные занятия, дают рекомендации родителям.

Хочется обратить Ваше внимание вот на что. Многие родители перестали доверять врачам и стараются организовать лечение задержки речевого развития у детей на дому. В ход идут препараты, которые посоветовали подруги или даже приятельницы из социальных сетей. Бывает так, что проблема и вовсе игнорируется. Родителей можно понять – легче поверить словам: "И у нас так было, потом все прошло!", чем трудному диагнозу, воспринимаемому мамочками как приговор. Хотя вполне возможно (и даже очень вероятно!), что ребенок плохо говорит в 3 года, потому, что он копирует сюсюканье взрослых, в свою очередь, подражающих детской речи.

Задержка речевого развития у ребенка 2 лет: норма и патология

Часто родители жалуются, что ребенок плохо говорит в 2 года. Что же должен уметь двухлетний карапуз? Словарь ребенка состоит из 50 слов (минимум), он уверенно показывает до 5 частей тела. Ребенок способен выполнить просьбу, состоящую из 2 этапов: возьми мишку и положи его на стул. Дошкольник пользуется некоторыми местоимениями и правильно произносит звуки: П, Д, М, Б, В, Ф,  Т, Н, К, Х, Г.

Если ребенок не говорит в 2 года, это еще не причина для паники, но повод для врачебной консультации. Молчаливость малыша не считается патологией до 3-5 лет. Хотя, если Ваше родительское сердце подсказывает, что лучше показаться специалисту, - не медлите, посетите педиатра, который даст Вам направление на консультацию, если она вам нужна. В 2,5 года ребенок активно использует местоимения я, мы, ты, может назвать две цифры по-порядку и понимает значение слова "один". Карапуз учится понимать глаголы и предлоги  в определенной ситуации. Он усваивает новые звуки З, С, Л.

Меню