Речевое развитие 4 год жизни ребёнка

Речевое развитие детей до двух лет

Период активного развития речи начинается на втором году жизни. Опять же важно помнить, что речь будет развиваться не сама по себе, а обязательно с помощью взрослого на основе предметной деятельности. У большинства детей младше трех лет отмечаются тихий голос, слабое речевое дыхание, неправильное произношение многих отдельных звуков речи – в этот период развития речи подобные проявления вполне допустимы.

Условные рефлексы возникают быстро, но закрепляются медленно, поэтому формирования навыков правильного поведения требуют постоянного повторения.

Для нервной деятельности характерно неуравновешенность двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение преобладает над торможением. Малыша легче научить, что-то делать, чем научить воздержаться от желаемого действия. Именно из-за этого малышу трудно находиться длительное время в неподвижном состоянии.

Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие, поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.

Состояние возбудимости нервной системы неустойчиво, даже от незначительной причины может переходить в фазу повышенной или пониженной возбудимости.

Уверенно самостоятельно ходит, переступая через барьеры; поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствия на полу; встает на лавку высотой 20 см.

снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки; ест самостоятельно густую пищу ложкой; умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия.

У ребенка должно быть свое жизненное пространство в доме, свой угол или своя комната, где помещались бы все атрибуты детской жизни.

У здорового ребенка второго года жизни продолжается интенсив­ное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-

ствия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, при­обретают большую ловкость, координацию.

ющее: различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам — по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом

Одновременно развивается память ребенка. Он уже не только уз­нает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в на­

Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе пред­метной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребе­

ся действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью дру­гих предметов или действий

(например

Статья (средняя группа) по теме: Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного словаря, словотворчество, состояние грамматического строя речи и речевого слуха, уровень развития артикуляционного аппарата.

Консультация (средняя группа) на тему: "Развитие речи ребёнка 4-го года жизни"

         На  четвертом  году  дети  обычно  свободно  вступают  в  контакт  не  только  с  близкими,  но  и  с  посторонними  людьми.  Все  чаще  инициатива  общения  исходит  от  ребенка.  Потребность  расширить  свой  кругозор,  желание  глубже  познать  окружающий  мир  вынуждают  малыша  все  чаще  и  чаще  обращаться  ко  взрослым  с  самыми  разнообразными  вопросами.  Он  хорошо  понимает,  что  каждый  предмет,  действие,  совершаемое  им  самим  или  взрослым,  имеет  свое  название,  т.е.  обозначается  словом.  Отсюда  и  постоянные  вопросы: «Что  это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?»,  «Откуда?»  и  т.д.

Логопедический центр

     Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

    После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов. На ранних этапах овладения языком (а рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню – после четырех лет будет преобладать словообразовательный уровень. Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой-маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.).

    По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. У трехлетних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-норма, гриб-лес). В три года ребенок должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи.

    Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» - миску, стакан, кружку, тарелку и т.д. Точно так же дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идет – человек, змея, птица. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и т.д. Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья, крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.

    На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей имеет очень большое значение для умственного развития. Дети, не умеющие говорить, отстают в своем развитии.

Первоначально ребенок реагирует на различные воздействия отдельными звуками. Учится поворачиваться в ту сторону, откуда слышится звук. Особенно малышу нравится звук знакомого голоса, он с удовольствием слушает речь, именно в ласковой, нежной интонацией. Что бы Вы не делали с ребенком: кормите, одеваете, купаете – разговаривайте с ним: просто рассказывайте, что Вы делаете, чем будете заниматься потом. Используйте различные веселые ритмичные потешки, присказки, детские стишки, песенки.

К 3 — 4 месяцам звуки, издаваемые малышом, переходят в протяжное гуление. Ребенок пытается повторять за Вами – гулит и лепечет. Играет язычком, запоминая потихоньку позиции языка и звуки, может повторить за мамой «агу».

В 7 — 8 месяцев ребенок начинает воспроизводить, повторяя за взрослыми, легкие для него слоги: "ма-ма", "ба-ба", "па-па".

Ближе к году ребенок понимает некоторые слова, хоть и не говорит, показывает, где мама, папа, бабушка, где глазки, где носик, ротик, где собачка, котик, какой горячий суп и т.п. Детям нравится имитировать звуки животных, подражать их голосам. Используйте это: детки с охотой сопят, «как ежик», показывают, как делает курочка, коровка, собачка. К году у детей появляются первые слова. Усвоены гласные: а, у, о, и, согласные: м, п, б, к, г.

К 1 году 8 месяцам малыш говорит от 25 до 80 слов. Словами считаются все слова, которые имеют значение («дай», «на», «бух», «писи», «ава», «дедя»). Пусть они пока понятны лишь домашним. Ребенок может сказать односложные и двусложные слова, начинает повторять трехсложные слова, чаще всего опуская один из слогов (не «собака», а «бака»). Слова преимущественно – существительные. Усваиваются звуки: н, т, дь, ть, нь, ль, сь, хь, ць, й. В речи малыш часто и эффективно пользуется жестами, интоннацией. Формируется чувство ритма: любит слушать музыку, песни, пробует повторять, любит танцевать даже под хлопки, любит играть в «Ладушки», «Сороку-ворону».

К концу первого и началу второго года жизни появляется способность усваивать речь. В эту пору особенно важно как можно больше разговаривать с ребенком.

В этом возрасте уже нужно играть с детьми в различные игры, а также начинать учить играть с детьми. Игра развивает ребенка, стимулирует его интересы.

Развитие речи у ребенка хорошо стимулируют занятия с мелкими игрушками. Например, мозайка, конструктор с мелкими деталями (Лего или подобные), сборные игрушки из Киндер-сюрприза, кубики, вкладыши, игры с песком, можно даже складывать обыкновенные спички. Подобные занятия массажируют кончики пальчиков малыша, а это способствует развитию отделов мозга, отвечающих за речь. Эти занятия называются - развитие мелкой моторики

Занимаясь развитием психики, мелкой моторики, двигательной сферы, сопровождая коментариями, словесными подсказками, обучая общаться с другими детьми и взрослыми, Вы способствуете речевому развитию ребенка.

Не стоит переживать, если Ваш малыш говорит не так, как соседский. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не слушайте случайных людей. Если Вас что-то смущает, обратитесь за консультацией к специалисту. Возможно, Ваши волнения напрасны. А если нет, то чем раньше Вы узнаете о проблемах в развитии Вашего ребенка, тем эффективнее будет любая коррекция.

У одних детей речевое развитие начинается чуть раньше и протекает более активно, у других – позже, как в фразовом развитии, так и в звуковом. Но есть все же границы показателей речевого развития, и если развитие Вашего малыша ниже этих границ, только тогда есть причины для серьезных волнений.

К 3 годам у ребенка в активном словаре должно быть:

  1. не менее 300 слов,
  2. он должен говорить развернутой фразой, речь должна быть более или менее понятна чужим людям,
  3. допускаются нарушения в звукопроизношении, в слоговой структуре слов, которые состоят более, чем из 3 слогов,
  4. ребенок должен понимать и выполнять простые словесные инструкции: напр. «Возьми чашку и поставь ее на стол».

К 4 – 4,5 годам в речи ребенка должны быть уже все звуки, хотя до 5 – 6 лет у ребенка еще продолжается дифференциация (различение) звуков на слух и в произношении, поэтому еще может говорить вместо "каша" – каса, кафа, вместо "мороженое" - морозеное.

Также надо помнить, что речевое развитие ребенка является показателем его психического развития. Так что не только развитие психических процессов стимулирует речевое развитие, но и наоборот, развитие речи стимулирует психическое развитие.

Меню