Ребенок год и шесть месяцев

Календарь развития ребенка: 6 месяцев

За прошедшее время ваш малыш очень подрос и повзрослел. Теперь это не беспомощный младенец, а маленький человечек, который очень многое умеет и еще больше понимает.

На шестом месяце жизни малыш делает скачок в психологическом развитии. Он уже знает свое имя и откликается на него, он прекрасно умеет отличить своих от чужих, и становится еще более недоверчивым к незнакомцам. Не беспокойтесь, это не закомплексованность, а нормальное развитие – срабатывают защитные инстинкты организма.

Малыш постоянно требует к себе внимания. Это очень хорошо, хотя и утомительно для родителей. Ребенок начинает подражать тому, что видит и слышит, постепенно складывает звуки в слоги, хотя до полноценных слов еще далеко.

На шестом месяце жизни в лепетании малыша можно услышать нотки и интонации родного языка. Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, в этом возрасте происходит активное накопление словарного запаса.

Малышу хочется все исследовать: дайте ему эту возможность. Среди игрушек должны быть разные емкости с крышками, которые можно открывать, предметы, которые пищат, если нажать на определенную кнопку, которыми можно позвенеть, которые можно сжать или, наоборот, растянуть.

На вопрос «Где матрешка?» ребенок легко находит взглядом знакомую игрушку, если она у него на виду. Малыша можно спросить «Где ты, а где мама?», стоя вместе с ним перед зеркалом, и показать, где его отражение, а где – мамино.  

Обычно родители невероятно радуются, услышав от малыша «ма-ма» или «па-па», и ребенок, замечая эту радость, начинает лепетать еще охотнее.  

Малыш узнает голос близкого человека, еще не видя его, и радуется этому: может начать улыбаться, еще даже не проснувшись, если в комнату вошла мама. Но если это кто-то чужой, малыш насторожится, и будет смотреть, как реагируют на чужого родители.

Ребенок в этом возрасте осознает себя, узнает и понимает, что оказывает на окружающих какое-то влияние. Он может дурачиться и кривляться, и если видит, что родители смеются, начинает делать это еще активнее.

Календарь развития ребенка: 2,5 года

Два с половиной года - возраст серьезный. Вас ждут не только бурная физическая активность, но и изменения в характере. В этом возрасте малыш впервые испытывает такое чувство, как гордость. Он гордится своими достижениями и очень огорчается, если вы не оцените их по достоинству. И ему уже знакомо чувство уязвленной гордости.

Старайтесь быть более гибкими и внимательными к ребенку. Его гамма чувств уже не ограничивается радостью при появлении мамы, и разочарованием или страхом, когда мама уходит. Теперь он способен испытывать обиду, злость (и даже гнев), а еще нежность, любовь, привязанность. Наблюдайте за малышом, общайтесь с ним, помогайте ему справиться с отрицательными эмоциями, если вдруг он их испытывает. Негативные чувства надолго остаются в памяти и способны в будущем породить психологические комплексы.

Ваш малыш по-прежнему очень активен, а может быть, даже более активен, чем раньше. Спит он, как и раньше, по десять-двенадцать часов в сутки, из них полтора-два часа днем. Некоторые детишки уже в два с половиной года перестают спать днем, но педиатры в один голос рекомендуют укладываться на дневной отдых вплоть до школы, если ребенок не слишком сопротивляется. Детская нервная система очень уязвима и нуждается в восстановлении сил. Бодрствовать целый день слишком тяжело для психики.

В два с половиной года ребенок впервые начинает осознавать свою половую принадлежность. Это большой прорыв в психологическом развитии малыша. Теперь уже и родителям необходимо развивать навыки и качества, характерные для будущих леди и джентльменов. Воспитывать в девочке женственность, а в мальчике мужественность необходимо уже сейчас. Если у вас подрастает дочка, не стесняйтесь делать ей как можно больше комплиментов. Какая ты красавица, наша принцесса, милашка - эти слова приятно слышать ребенку даже в таком возрасте. Ваша дочка еще не совсем понимает их смысл, но отлично улавливает настроение. Она прекрасно осознает, что вы ее хвалите, ей восхищаетесь и нарадоваться на нее не можете.

Мальчика наоборот надо ободрять фразами, подчеркивающими его мужские качества. Сильный, смелый, ловкий - награждайте его теми качествами, которыми хотите, чтобы он обладал в будущем. Теперь уже одни и те же игры не подойдут и для мальчика и для девочки (кроме развивающих логику). Мальчишка будет рад машинкам, инструментам, самолетам, вертолетам и кораблям - в общем всему, что в будущем будет составлять его мужской мир. А для девчонки подойдут куклы и наряды для нее, наборы игрушечной посуды, косметические наборы - милые женские штучки, которые и в дальнейшем будут окружать вашу леди. 

Старайтесь привлекать девочку к женским занятиям, а мальчика - к мужским. В этом возрасте для мальчика особое значение приобретает общение с папой. Неуловимая мужская общность не доступна женскому пониманию. Папа становится идеалом и образцом для подражания. Чем больше времени сын проводит с отцом, тем больше мужских качеств воспитывается в его характере.

В возрасте двух с половиной лет вы можете познакомить малыша с еще одним увлекательным занятием - лепкой. Психологически он уже вполне готов осознать, что предметы могут менять свою форму, а работа с мягким материалом (глиной или пластилином) отлично развивает мелкую моторику, да и воображение тоже. Дети обычно очень любят лепить. Поначалу получаются несуразные бесформенные фигуры, которые постепенно обретают некий смысл. К тому же, лепка, как и рисование, способствует развитию художественного чутья и эстетического вкуса.

Что касается физического развития, ребенок в два с половиной года уже может быть полноценным (делайте скидку на возраст, естественно) партнером во многих играх. С ним можно играть в футбол, в вышибалы, прыгать через резиночку и даже кататься на устойчивом детском велосипедике (дети обычно уже соображают, что значит крутить педали). Многие ребята очень любят скорость и высоту и с удовольствием качаются вместе с мамой на качелях или играют с папой в летчиков.

Дорогие мамы и папы, сейчас физическая активность вашего чада достигла своего пика, на котором он еще будет находиться как минимум полгода. В этом возрасте велика вероятность травм. Тело может уже многое, а жизненного опыта еще мало. Малыш пока не знает, что с лестницы можно упасть, равно как и с качелей, велосипеда или скамеечки, об горячую чашку можно обжечься, а на льду поскользнуться. Вам придется призвать на помощь всю свою собранность и внимание и не расслабляться ни на секунду, пока вы с малышом.

Это время – преддверие и начало кризиса трех лет, очень важный период, в который формируется и развивается воля ребенка и способы его общения с окружающим миром. Задача родителей непроста: балансировать между разрешением и запретом, не давить на ребенка, но и не позволять ему все.

Следите за тем, чтобы ребенок полоскал рот после еды, мыл руки, умывался и так далее – все гигиенические навыки надо стимулировать их постоянным повторением. Если малыш часто болеет, утренние и вечерние обливания можно заменить обтираниями. Прогулка в зимнее время может длиться не более полутора часов, потому что малышу еще легко замерзнуть, а летом, когда тепло, можно быть на улице хоть целый день – например, на даче. Во время летних прогулок играйте с ребенком в подвижные игры, предлагайте ему походить босиком по траве или чистому песку.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут клизма и пипетка (во время их покупки можно рассказать ребенку про то, что такое аптека). Разведите в воде акварельные краски – пусть ребенок набирает яркую воду в клизму и заполняет небольшие емкости: например, пластиковые коробки из-под яиц. Воду можно набирать в пипетку и заполнять емкости поменьше – скажем, упаковки из-под таблеток. Крупную моторику в этом возрасте можно развивать с помощью табуретки, на которую малыш забирается и слезает, лестницы, по ступенькам которой ребенок ходит вверх и вниз, и большого количества игр с мячом – его можно пинать, бросать взрослому и пытаться поймать.

Если малыш уже хорошо строит башни из 2-3 кубиков, можно купить ему деревянный конструктор с различными сложными деталями, который пригодится для игры и позже: чем старше ребенок, тем больше деталей он использует в игре. Не переживайте, если построенные сооружения малыш будет сразу же разрушать – ближе к трем годам он перестанет это делать. Предлагайте ребенку переделывать реальность – строить, например, «дом» из стула и куска ткани и прятаться в нем.

В это время у ребенка может возникнуть первый интерес к буквам и цифрам – если он появился, то расскажите ему о них, нарисуйте яркими красками на больших листах бумаги. Тренируйте его память – покажите картинку, на которой изображен какой-нибудь сюжет, а потом спрячьте картинку и задавайте наводящие вопросы: пусть малыш расскажет о ее содержании. Расспрашивайте ребенка о том, как прошел его день, что он делал утром, а что – днем и вечером. В этом возрасте ребенок обычно умеет включать компьютер и телевизор, и разговаривать с родными по телефону.

Интерес к сверстникам в этом возрасте у ребенка есть, но общение со взрослыми вызывает куда больше эмоций, особенно реакция на их поведение и внешний вид. Обостренное внимание к этим реакциям может стать одним из предвестников кризиса трех лет: девочкам становится очень важно, как они выглядят, они начинают интересоваться нарядами, мальчики озабочены тем, что у них получается или не получается ( та же башня из конструктора), а еще и мальчики, и девочки подолгу и с большим интересом рассматривают себя в зеркале. Если ребенок ведет себя именно так, то уже скоро он на все предложения взрослых начнет отвечать «нет».

В это время ребенок употребляет уже практически все части речи, а еще контролирует силу своего голоса и может говорить не так громко, как раньше. К вопросам «Где?» и «Куда?» добавляется вопрос «Почему?» - если раньше малыш просто знакомился с миром, то теперь он хочет понять, как мир устроен. Если ребенку уже три, а вопроса «Почему?» он не задает, то родители могут задавать его сами и сами же отвечать, чтобы простимулировать любознательность малыша.

Родители в это время практически заново выстраивают отношения с входящим в кризис ребенком, реагируя на его поведение. В чем-то ребенку можно уступить, от каприза – отвлечь, переключив его внимание на что-то интересное, утверждения можно заменять вопросами (например, не «Идем гулять!», на которое ребенок наверняка отреагирует отказом, а «Мы пойдем сегодня гулять?», где отказа может и не быть). Но если вы сказали малышу «нет» - допустим, он хочет сделать что-то опасное или вредное для здоровья – то надо держаться до конца, иначе приступы упрямства и истерики будут продолжаться долго.

Июл 14

Последний месяц ваш малыш не терял времени напрасно и потяжелел еще граммов на 600, да растет он все так же, не по дням, а по часам — за полгода подрос сантиметров на 15. А самое главное, что в шестимесячном возрасте появляются первые зубки: это два нижних центральных резца. У всех детей все по разному и первые зубки могут прорезаться и в 4 месяца и в 10 месяцев, но у большинства это происходит в  шестимесячном возрасте.

Меню