Ребенку третий месяц

Календарь развития ребенка: 1 год 3 месяца

Вы отметили первый серьезный день рождения малыша и начался второй год его жизни. Второй год - этап перехода от младенчества к детству, то есть от менее осознанного состояния к более осознанному.

Конечно, между младенчеством и детством нет четкой границы: «перестройка» может длиться весь второй год. Ребеночек все так же уязвим и по-прежнему нуждается в помощи взрослого, но психологически к концу первого года жизни он уже немного повзрослел и теперь смотрит на мир более осмысленно. И с огромным любопытством, которое не имеет ничего общего с капризами или проказами: оно рефлекторно. Условно второй год делят на четыре триместра, по которым можно отследить качественные изменения в развитии малыша.

Итак, вам год и три. По сравнению с первым годом жизни, рост заметно сбавил темпы и прибавка в весе замедлилась. Не волнуйтесь, это нормально. Малыш теперь очень много двигается и почти вся энергия уходит на обеспечение двигательной активности. Скорее всего, вы уже полностью перешли на взрослый стол и на одноразовый дневной сон. Быстрые темпы развития всегда очень радуют родителей, но постарайтесь не переусердствовать. Наблюдайте за малышом. У него может быть много энергии, но пока недостаточно сил, и он может быстро утомляться. Старайтесь придерживаться режима, чтобы организм привыкал к определенным биоритмам.

Ребенок в год и три месяца сильно отличается от ребенка в год. Всего три месяца - а скачок в развитии огромный. И хотя действиями малыша по-прежнему руководят эмоции (воля тоже присутствует, но изначальный импульс все равно исходит от конкретной эмоции), сознание тоже включается в работу. Например, раньше совместные игры были играми «рядом». Вы вместе с дитем катали машинки, строили пирамидки, укладывали зверюшек спать, но все равно вы были «рядом», а не «вместе».

В пятнадцать месяцев ребенок начинает понимать, что значит игра совместная, одна на двоих. В этом возрасте кроха, скорее всего, проявит первый интерес к сверстникам. Раньше он просто не понимал, что другой малыш может быть участником игры, а не просто объектом для наблюдения. Теперь какое-то время детишки могут вместе наполнять одно и то же ведерко или копать одну и ту же яму, пока внимание одного из них не переключится на что-то другое.

В 1 год и 3 месяца можно, и даже рекомендуется ввести хорошую традицию - читать перед сном. Всего три месяца назад книжки представляли интерес прежде всего как предмет, который надо смотреть, трогать и пробовать на зуб. Ребеночек уже научился переворачивать странички (и заодно их рвать, если поддадутся) и выучил многие изображенные в книжке предметы. А теперь он готов слушать и воспринимать истории с незатейливым сюжетом. Вечернее чтение может стать прекрасным ритуалом укладывания и заложить любовь к книгам в будущем.

В год и три можно приступить к воспитанию первых полезных привычек - через часто повторяемые осознанные действия. Убирать перед сном в комнате, складывать стопочкой одежду, умываться и причесываться по утрам - все это малыш теперь воспринимает в контексте своей жизни. Кроме того, он уже в состоянии запомнить, что после игры надо сложить игрушки в ящичек, а после обеда поставить тарелочку в раковину. Так воспитывается внутренняя организованность.

Весь первый триместр второго года жизни малыш будет постигать и совершенствовать навык ходьбы. Он уже научился не просто принимать вертикальное положение, но у него получается делать шаги. Теперь он будет всячески экспериментировать, принимая все новые и новые позы. То наклонится в сторону, то вперед - и встанет на ножки и голову, то специально сядет или ляжет. В его арсенале уже достаточно много телодвижений, и теперь он соединяет их вместе, координируя свое положение в пространстве. Он может подниматься по ступенькам, спускаться с них (пока еще, скорее всего, за ручку), перешагивать через небольшие препятствия, держать равновесие. К пятнадцати месяцам уже достаточно развиты мышление и речь. Словарный запас ребенка может состоять из двадцати более или менее разборчивых слов, а то и больше. И он с удовольствием учит новые, неустанно повторяя, как попугайчик, различные звукоряды, которые слышит от взрослых и интерпретирует по-своему.

Ребенок в год и три уже понимает, что такое причинно-следственные связи. В его маленькой головке прочно закрепились некоторые выводы: если построить слишком высокую пирамидку из кубиков, она упадет; если столкнуть стакан со стола, он тоже упадет; если ходить с закрытыми глазами, упадешь сам. Все это - результат его исследовательской деятельности.

Весь второй год жизни будет ознаменован для родителей все возрастающей исследовательской активностью их чада. Будьте снисходительны и помните, что его действиями все еще руководят инстинкты. Как еще узнать, что случится с чашкой при падении на пол, если не сбросить ее со стола? Что-либо объяснить ребенку в год и три месяца достаточно сложно, хотя это обязательно нужно делать. Но малыш не может долго держать в памяти ваши напутствия, поэтому не поленитесь лишний раз проверить, что утюг выключен, а в розетки вставлены заглушки. Познание мира не должно быть травмоопасным.

Третий и четвёртый месяцы

Вашему малышу пошёл третий месяц. В этом возрасте дети могут сильно отличаться друг от друга по темпам развития. Это зависит от многих факторов: наследственных особенностей, наличия или отсутствия болезней, условий воспитания. Поэтому не существует одинаковых для всех детей показателей развития на одном и том же коротком временном интервале.

Поэтому поговорим лишь о характерных особенностях, свойственных младенцам в середине первого полугодия жизни. Примерно к 2,5–3 месяцам устанавливается чёткая последовательность: сон – кормление – бодрствование. В этом возрасте младенец обычно переходит на шестиразовое кормление с интервалом 3,5 часа. Соблюдение режима дня полезно для младенца и удобно для мамы. Но не навязывайте ребёнку строгое следование режиму. Старайтесь следовать за малышом, избирая гибкий график кормления, сна и бодрствования, помните: не ребёнок для режима, а режим для ребёнка! Если ребёнок не может выдержать перерыва между кормлениями (шесть часов ночью и три часа днём) – покормите его. Возможно, что малыш проголодался раньше времени. Если младенец спит и пропускает обычное время кормления – не будите его: он достаточно наелся в предыдущее кормление. Если перерывы между кормлениями начинают постоянно уменьшаться – возможно, у вас стало меньше молока. Попробуйте кормить из обеих грудей, а если этого недостаточно – пусть врач назначит малышу прикорм. Однако не следует переводить ребёнка на меньшее количество кормлений без совета врача.

Ежедневно делайте с ребёнком гимнастику, предварительно проконсультируйтесь с врачом о том, какие упражнения полезны именно для вашего малыша. Делая гимнастику, ни в коем случае не преодолевайте мышечное сопротивление при движении ручек и ножек ребёнка, продолжайте делать упражнения, только если удается расслабить мышцы. Прекратите гимнастику, если малыш плачет.

Время игрушек

Другое важное направление в развитии ребёнка на данном этапе – развитие любознательности. Ребёнок начинает радоваться игрушкам, стремится обследовать новые предметы всеми доступными способами: рассмотреть, дотронуться, ощупать руками и ртом. К 3–4 месяцам он быстро вычленяет и с интересом рассматривает новые предметы, свободно наблюдает за движущимися в отдалении предметами, сосредоточенно рассматривает игрушку, переводя взгляд с одной её детали на другую, ощупывает предмет, приложенный к ладони, захватывает вложенную в руку погремушку, толкает рукой или ногой находящуюся вблизи неваляшку или мяч. Он активно рассматривает окружающую обстановку в новом помещении, протягивает руку к заинтересовавшей игрушке, пытаясь захватить её.

Благодаря своей любознательности ребёнок учится познавать окружающий мир. Задача взрослых – создать благоприятные условия для проявления познавательной активности. Для этого желательно подобрать разнообразные игрушки:

В периоды бодрствования подвешивайте в кроватку игрушки, музыкальные модули, ставьте большие игрушки рядом с ребёнком, предлагайте и маленькие. Сначала вкладывайте игрушку ему в руку, а затем протягивайте, чтобы малыш мог самостоятельно её взять. Не забывайте менять игрушки по мере угасания интереса малыша к ним. Играйте с ребёнком, показывая ему не только игрушки, но и разнообразные привлекательные предметы (зеркальце, бусы, часы и т.п.). Показывая ребёнку игрушку, демонстрируйте все её возможности, поворачивайте разными сторонами, потряхивайте, покачивайте.

Показывая игрушку, обязательно разговаривайте с малышом, привлекайте к ней его внимание: «Посмотри, Анечка, какая погремушечка!» Спрашивайте: «Тебе нравится эта куколка?» Поддерживайте положительные эмоции ребёнка, возникающие по поводу игрушек, стремитесь разделить радость малыша: пытайтесь встретиться с ним взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Это способствует развитию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

Заботясь о развитии ребёнка, помните, что при взаимодействии с младенцем всегда необходимо подстраиваться к его интересу, учитывать его состояние, ведь излишняя стимуляция также вредна, как и её недостаток. Следите, чтобы ребёнок не переутомился: не включайте музыку и музыкальные модули надолго, не продолжайте игру, если малыш устал.

Первый год жизни ребенка – Воспитание любовью

Человек – венец природы! Как удивительно, но его ребенок рождается самым беспомощным из всех детенышей, появляющихся на земле.

Как играть?

Игры, представленные в первых двух статьях (для детей первого и второго месяца жизни) трансформируются уже в более сложные, ведь Ваш малыш так быстро растет и развивается. Добавим к предыдущим еще несколько развивающих игр.

Развиваем слух

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Раскрываем кулачки. Пальчиковые игры

Привяжите к пяльцам для вышивания колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Например:

Секреты воспитания

Но, воспитывать любовью – а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

Меню