Ребенку 1 месяц развитие

Развитие ребенка в возрасте 1 месяц

Поздравляем вас, наконец, свершилось то, чего вы ожидали девять месяцев – вы стали счастливым родителями. В вашем доме появилась новая жизнь – в переносном и прямом смысле. С этого дня все будет иначе, не так как было ранее.

Теперь ваша вселенная начинает вращаться вокруг малыша, который появился на свет, и на протяжении первого месяца будет носить титул новорожденного.

Впереди у малыша целая жизнь, но первый месяц его жизни – это самый важный этап его жизни. Четыре недели – это период особенной ответственности со стороны родителей. Отныне вы и ребенок начинаете привыкать к тому, что его жизнь начинает протекать за пределами утроба матери, в реальном мире.

В тот миг, когда рождается малыш, делает первый вдох, и вы наслаждаетесь первым криком (родовым катарсисом), крохотный организм начинает перестраиваться, а также приспосабливаться к жизни за пределами утроба матери.

Меняется система кровообращения, а также разрушаются неактуальные кровяные красные тельца с утробным типом гемоглобина, иными словами – начинает функционировать эндокринная и пищеварительная системы, дыхательные пути, кожа и кишечник начинают сталкиваться с различными бактериями, поэтому для защиты организма активируется иммунная система. На протяжении первой недели жизни ребенок может потерять до 10% массы тела. Это вполне нормальное явление: на протяжении первой недели организм ребенка работает с повышенным напряжением. Спустя десять дней ситуация стабилизируется и вес начинает восстанавливаться. На протяжении первого месяца ребенок прибавляет в весе до 600 грамм.

Первый месяц жизни ребенок проводит во сне. Он спит не меньше 20 часов в сутки. В это время его организм перестраиваться на жизнь за пределами утроба матери. Как правило, ребенок спит на спинке, согнув коленные суставы и раздвинув ножки в сторону, а также согнув ручки в локтях. У новорожденных разделяют две фазы бодрствования и три фазы сна. Сон бывает глубоким (малыш дышит спокойно и ровно) и не глубоким (дыхание сбивчиво, могут наблюдаться подергивания конечностями). Порой ребенок не спит, а дремлет (допустим, в момент кормления). Время бодрствования характеризуется движениями ножек и ручек. Новорожденный может лежать тихонько, что говорит о положительном настроении ребенка. Если он плачет, значит, ему дискомфортно, и он пытается об этом сказать.

Дискомфорт может вызвать спазм кишечника, колики и вздутие живота – верные спутники всех малышей на протяжении первого месяца. Пищеварительная система ребенка приспосабливается к совершенно новым условиям деятельности. Кормление – это крайне важный вопрос в жизни малыша (собственно вся его жизнь состоит из кормления, сна и фаз активности). Важно знать, для малыша крайне важно материнское молоко.

Женское молоко – это кладезь полезных микроэлементов и веществ и гарант здоровья малыша. До шести месяцев грудное молоко является для ребенка и питьем и едой, поэтому не стоит его подкармливать искусственными прикормами. Врачи рекомендуют кормить малыша каждые три часа, то есть по семь раз в сутки. Кроме того, необходимо делать перерыв в кормлении в ночное время до шести часов. Таким образом, с первых дней жизни у малыша начинает формироваться режим дня – важнейшие условия для правильного психологического и физического развития. Возможен иной вариант: кормить малыша при первичном признаке беспокойства. В таком случае вам придется кормить малыша до двенадцати раз в сутки. По мере роста малыша, интервал между приемом пищи будет увеличиваться.

Не стоит забывать, что в процессе кормления вместе с материнским молоком малыш заглатывает воздух, поэтому перед тем, как положить его в кроватку, возьмите его на руки и дайте возможность срыгнуть воздух. Если это не делать, то малыш может захлебнуться.

Психологическое развитие ребенка обуславливается рефлексами, которые называют рефлексами новорожденного. Многие из них исчезнут со временем, другие же останутся на всю жизнь. Такие рефлексы необходимо постоянно проверять. Их наличие говорит о правильном и полноценном развитии малыша.

В первый месяц жизни выделяют следующие рефлексы:

  • Сосательный рефлекс. В тот момент, когда вы прилаживаете малыша к груди (или даете ему пустышку), он начинает делать сосательные ритмичные движения. Такой рефлекс – крайне важен для жизнеобеспечения новорожденного на протяжении первых месяцев жизни. Для недоношенных малышей именно такой рефлекс считается показателем зрелости.
  • Рефлекс Робинсона или хватательный рефлекс. Малыш рефлекторно хватает все, что прикасается к его ладошке, сжимая этот предмет. Такой рефлекс пропадает на пятом – шестом месяце беременности (его сменяет осознанное хватательное движение).
  • Рефлекс автоматической ходьбы или опоры. Если поставить ребенка в вертикальном положении, чтобы его стопы касались твердой и ровной поверхности, он начинает выпрямлять ножки и при вашей помощи стоит (самостоятельно ребенок сможет вставать на 9-12 месяце жизни). Если же наклонить малыша вперед, сместив его центр тяжести, он начнет имитировать ходьбу, передвигая ножками.
  • Рефлекс ползания Бауэра. Если положить ребенка на животик и немного надавать на стопы, он начнет имитировать ползание, совершая движение.
  • Хоботковый рефлекс. Если отрывисто и легонько дотронутся до губ новорожденного, он сразу не начнет их выпячивать в форме своеобразного «хоботка». Этот рефлекс, также как и сосательный рефлекс связан с важным для полноценного развития процессом для ребенка – питанием. Как правило, это рефлекс угасает на третьем месяце жизни.
  • Защитный рефлекс младенца. Если положить малыша на животик, он тут же повернет голову в сторону. Биологически такой рефлекс можно просто объяснить: повернутая головка позволяет новорожденному дышать в самой неудобной позе.
  • Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Если надавить подушечкой пальца на ладони ребенка, он приоткроет ротик и повернет голову в сторону определенного раздражителя.

Существуют другие рефлексы (рефлекс Галант, рефлекс Моро и Переза), на которые также необходимо проверять ребенка. Большинство из рефлексов трансформируются и угасают к концу 1-го года жизни ребенка, когда он становится более осознанным. Тогда большинство рефлексов сменяют контролируемые движения.

Напоследок добавим несколько слов о психологическом развитии: к концу 1-го месяца жизни малыша начинает проявлять позитивные эмоциональные реакции. К концу первого месяца он начнет вас узнавать на инстинктивном уровне и даже улыбается вам!

На протяжении первого месяца в среднем ребенок прибавляет в росте 3 – 3,5 сантиметра, а средняя прибавка в весе доставляет 600 грамм.

Календарь развития ребенка: 1 год 9 месяцев

Сейчас вам уже год и девять месяцев, ваш малыш изменился до неузнаваемости, сильно повзрослел и теперь потребует от вас некоторого изменения привычного уклада жизни. Что же, без изменений не бывает развития.

Вы перешагнули еще один рубеж - полтора года - и вышли на очередную марафонскую дистанцию. Сейчас вам уже год и девять месяцев, ваш малыш изменился до неузнаваемости, сильно повзрослел и теперь потребует от вас некоторого изменения привычного уклада жизни. Что же, без изменений не бывает развития. Впереди зарядка по утрам, первые групповые занятия и знакомство с дисциплиной. А также решение первых взрослых задач (если у родителей хватит на то терпения). 

В год и девять малыш стал выше, крепче и заметно более скоординированным. Дело в том, что навык ходьбы, который кажется таким простым и естественным нам, взрослым, осваивается совсем не просто. Мы считаем, что всему свое время, вот и наступил тот момент, когда ребенок смог сделать первый шаг. Время пришло. В действительности само по себе ничего в жизни не делается и не дается. Для того, чтобы научиться ходить, малышу пришлось освоить множество других сопутствующих навыков. Он садился, ползал вперед и назад, вставал, падал, опять вставал, чтобы снова упасть и снова встать. Все это требует колоссальных усилий. Поэтому к моменту, когда он может бегать, его тело уже прекрасно подчиняется воле. 

Самое время ввести в режим дня утреннюю зарядку. Простые движения (присесть, подпрыгнуть, махнуть ножкой, поднять ручки, похлопать в ладошки) обычно очень нравятся малышам, а привычка к движению сохранится на всю жизнь. Если будете делать зарядку под музыку, одновременно привьете ребеночку чувство ритма.

На третьем триместре второго года жизни ребенок становится гораздо более коммуникативным, чем был до этого. В садик его записывать еще рановато, а вот кружки раннего развития посещать уже можно. Малыш приобретает первые навыки сотрудничества и хорошо, если «сотрудничать» он будет не только с мамой и папой, то есть с людьми, которых он хорошо знает и которые в большинстве случаев все-таки ему уступают, а со своими сверстниками. Ты мне дай вон ту желтую лопатку, а я дам тебе вот это красное ведерко - вот и наладили контакт. 

Занятия с такими карапузами длятся не больше получаса (ваше чадо не устанет и не заскучает), а пользы приносят много. Они учат дитя чувствовать себя комфортно в коллективе, а в будущем это поможет избежать проблем, например, в детском саду или в школе. Малыш начинает понимать, что мир не состоит только из него - центра вселенной - и близких, которые постоянно рядом. Есть еще и другие люди, и с ними надо как-то взаимодействовать. 

Еще один важный и новый для ребенка момент, с которым он знакомится на подобных занятиях, - дисциплина. Пока еще малыши выполняют самые простые просьбы воспитателя: сядьте в кружочек, возьмитесь за ручки. Но они уже учатся вести себя с оглядкой на остальных.

Кроме того, общение со сверстниками стимулирует развитие речи. Ваш малыш может практически все время молчать (иногда дети начинают активно говорить только к трем годам), но понимает он очень много, и его собственный словарный запас уже достаточно богат. В среднем ребенок выучивает одно новое слово раз в два дня. Необходимость общения с такими же малышами, как он сам, которые не понимают его привычных просьб и «команд», хорошо знакомых близким, подтолкнет ваше чадо к «разговору». Чем хуже его будут понимать, тем больше будет желание сказать правильно.

- Произносить около тридцати слов, пока еще коверкая их, и даже перебрасываться словами с мамой или папой; - Различать и называть основные цвета; - Играть в простенькие конструкторы; - Немного общаться со сверстниками, проявляя интерес к взаимодействию, а не просто к игре «рядом»; - Считать до трех; - Повторять за взрослым простые движения, которые уже можно связать в короткую утреннюю гимнастику.

Дорогие родители, проявите терпение и позвольте вашему чаду быть как можно более самостоятельным. Именно сейчас закладывается навык решать свои вопросы. Конечно, малыш еще умеет не так много, он достаточно неуклюж, толком не соображает, и куда ему поручать важные задачи, скажете вы. Наоборот, он очень хорошо все понимает, просто пока не может долгое время удерживать внимание на чем-то одном. Вовлекайте его во все свои занятия. Он поможет накрыть на стол, убрать разбросанные игрушки в ящик, подмести пол. Естественно, почти вся работа будет сделана вами, но у ребенка сложится впечатление, что он занимается взрослыми делами, а не только играет. Ему доверяют выполнение серьезных задач, а где доверие, там и ответственность.

Меню