Раннее развитие ребенка методики карточки

ОБЛАКО МЕТОК

Приглашаю вас обсудить такую тему, как Раннее развитие. Я знаю, что у каждого из вас есть свое мнение по этому поводу. С удовольствием послушаю. А сейчас — мнение одной моей подруги — Анны Горюновой.

Польза плакатов для детей

Плакат — это наглядный материал, который всегда на виду. Малыш может подойти к нему в любое время, внимательно рассмотреть и позвать маму, если что-то будет интересно спросить. Помимо этот, плакат дает возможность «мимоходного» запоминания, что является очень ценным. Ведь порой мы навсегда запоминаем именно то, что просто увидели мельком.

Многие знакомые мамы часто  спрашивают меня, по каким книгам я занималась с Мишей до года. Развивающих книг и пособий для малышей до года очень много, как, впрочем, и на любой возраст. Чтобы вы не потерялись в огромном их разнообразии, я напишу вам наш список. Все эти развивающие книги для малышей  проверены, большинство из них рекомендуют на различных обучающих марафонах для мам, которых я посетила ооооочень много))) Никакой рекламы, все только то, что действительно нравилось сыну в возрасте до года, да и сейчас.

В предыдущей статье я рассказывала о методиках обучения математике с пеленок. Сегодня подробнее остановимся на  математике по Доману. Что касается методик Домана, то они зарекомендовали себя по всему миру. Я и сама занимаюсь по этой методике с сыном и вижу результаты. Поэтому могу смело рекомендовать такую методику обучения, проверенную многими родителями и временем.

Занятия по методике Домана развивают логическое и пространственное мышление, обучают количественному счету, в дальнейшем — числам, простейшей арифметике и алгебре, геометрии. Математика развивает аналитические способности мозга, тренирует память и интеллект. Все занятия проходят в игровой форме — ведь только так можно заниматься с ребенком первых лет жизни.

Методика Глена Домана

В середине прошлого века американский врач-нейрохирург Глен Доман, занимаясь реабилитацией детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы, использовал внешние раздражители, стимулируя клетки головного мозга, не пораженные болезнью. В качестве внешних раздражителей Доман применял сначала карточки с нарисованными красными точками, затем слова, написанные печатными буквами и различные картинки. Их количество постепенно увеличивалось, менялась интенсивность занятий. Постепенно мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться. Впоследствии эта методика применялась и при обучении здоровых детей.

На чем базируется методика?

Мозг растет и развивается лишь в случае, если он работает. 2. Чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша впервые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. 3. Чем ребенок более развит физически, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенным будет и его двигательный интеллект. 4. Мозг ребенка с рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что ему предложат.

Кто герои?

Кто эти люди, которые постоянно должны находиться рядом с ребенком, чтобы по нескольку раз в день показывать карточки, при этом готовить новый дидактический материал, следуя неукоснительно инструкциям? Доман так определяет этих сподвижников — революционеров: «Это родители, принадлежащие к среднему классу и дающие возможность своим детям достичь лучшего из того, чего можно достичь, имеют общие характеристики: они живут для детей, принимают это не как жертву, а как свою привилегию, находят большое удовольствие в том, чтобы учить детей».

Как?

Доман так определяет цели своих книг: «Как познакомить ребенка с тысячами, десятками тысяч ясных, точных, интересных фактов?» Он подробно описывает методику, начиная с введения единицы знания – бит. Один бит информации – это изображение очень точного рисунка, хорошей иллюстрации или фотографии. Наглядное пособие должно иметь немалый размер и ясно «читаться» взглядом. Оно должно быть дискретным (т.е. изображать только один объект) и отличаться новизной.

Биты объединяются в категории. В категорию входит группа из 10 и более битов знания, логически связанных друг с другом. Например, категория «насекомые», «домашние животные», «планеты солнечной системы» и т.д. Категории входят в области знаний, поделенные на следующие разделы: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, основные законы естествознания, языки, литература.

Занятия лучше организовать так, чтобы было несколько коротких уроков через определенные интервалы и лучше использовать утренние часы.

Карточки следует показывать на расстоянии 45 см от лица ребенка, все посторонние отвлекающие факторы — световые, звуковые и тактильные должны быть исключены. Чем меньше ребенок, тем яснее и громче должен звучать ваш голос.

Рекомендуется показывать за один раз 10 – 15 карточек, тратя на карточку по 1 секунде, т. е. на один показ будет потрачено 10 – 15 секунд, этого достаточно, дольше трудно удерживать внимание ребенка. Нужно стремиться показывать карточек меньше, чем малыш может воспринять и как можно быстрее.

Повторение информации должно сочетаться с изъятием уже запомненной. Показ одного бита – 30 раз, 3 раза в день в течение 10 дней.

Чтение

Методика чтения основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу и на основании собственного опыта малыш со временем поймет законы, по которым письмо передает устную речь. Например, показывая карточку со словом «мама» нужно отчетливо произнести: «Это означает «мама» и не надо ничего объяснять. Сначала ребенку показывают слова, затем словосочетания, потом предложения простые и распространенные.

Чтение книги строится точно так же, как и работа с карточками. Книга читается взрослым два – три раза в день на протяжении нескольких дней. Предполагается, что на каком – то этапе малыш захочет прочитать книгу уже самостоятельно.

Ребенок не складывает буквы в слова, а запоминает слово целиком, и впоследствии видя его в тексте, он воспроизводит его звучание.

Интеллект ребенка

«Человеческий мозг — самый совершенный компьютер, чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он может извлечь. Если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны их снабжать точной, отчетливой и недвусмысленной информацией», — писал Глен Доман. Это все теоретические умозаключения. А что он советует делать на практике? Вот пример, взятый из книги: «Ребенок смотрит в окно и спрашивает: Что это?»

Ваши возможные ответы: сказать: «Отстань»; сказать: «Это гав–гав»; сказать: «Это собака»; сказать: «Это сенбернар». А возможен такой вариант: ваш ребенок еще ни разу не видел собаки. Приготовьте для него десять карточек с изображением собак разных пород и покажите их несколько раз. Когда вы пойдете гулять, и ребенок увидит собаку, он закричит: «Смотри, мама, собака!» Что произошло? Вы показали десять различных собак, которых объединяет наличие шерсти, лап, хвостов и т.д. Ребенок понял, что собаки могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т. п. Благодаря своим врожденным способностям к перекомбинации полученных фактов, малыш в состоянии определить, что он увидел.

Минусы теории

Первая треть каждой книги Глена Домана — это гимн детскому интеллекту, муссирование темы «Каждый ребенок – гений». Автор подчеркивает, что после каждого занятия надо хвалить и гладить малыша, но почему-то не уходит ощущение эмоциональной пустоты, существующей между матерью и ребенком. Крошечное чудо природы, малыш, воспринимается как полый сосуд, и задача родителей — постараться заполнить его до краев битами информации. Ребенок выступает как безвольное апатичное существо, он пассивный объект обучения. Нет места совместной деятельности и творчеству, желание ребенка повлиять на процесс обучения пресекается.

Иметь обширные знания в различных областях человеческой деятельности, это замечательно, но для этого существуют различные информационные носители: книги, компьютер. Задача родителей все же видится не только в том, чтобы нашпиговать детскую головку битами знаний, а прежде всего, научить малыша думать, размышлять, сопоставлять и анализировать, развить в нем логическое мышление, научить работать с информацией и, конечно, воспитать его человеком, научить сопереживанию и отзывчивости. И в первую очередь до краев наполнить любовью и нежностью, а не максимальным объемом информации.

Ребенку нужно помочь осознать себя, воспитать в нем убеждение «Я личность! Я все могу!», научить его строить отношения с другими детьми и взрослыми.

Ни в одной из книг не освещается такая важная для любого ребенка сфера деятельности, как игра. Складывается ощущение, что она должна быть изъята из жизни малыша и заменена бесконечной чередой карточек.

Есть и несколько технических нестыковок. Непонятно, как ребенок будет читать текст со словами, которые он еще не выучил с родителями? Как знакомить малыша с количеством, которое зашкаливает за сто – двести, как на одной карточке изобразить столько точек? Возможно, ли обсуждать с ребенком прочитанные книги, вносить коррективы в занятия? Как заниматься с ребенком, когда ему «перевалило» за шесть лет и его мозг, по словам Глена Домана «практически прекращает расти»?

Физические навыки и умения, соответствующие определенному возрасту, описываемые Гленом Доманом, расходятся с действительностью. «Первые шаги с помощью рук для сохранения равновесия характерны для ребенка в возрасте 12 месяцев» — пишет Доман, но многие мамы возразят. Это свойственно не годовалому малышу, а девятимесячному. Именно в этом возрасте современные дети начинают самостоятельно ходить.

Автор книг подробно описывает, сколько подходов к турнику, лесенке должен ежедневно выполнять ребенок, какую дистанцию он должен изо дня в день пробегать. Упускается важный момент, ребенок – это живое существо, он может быть в не настроении, да и просто надоело выполнять одни и те же упражнения, работая на их увеличение. Если карточки все же как–то можно методично по нескольку раз в день показывать малышу, то заставить, упросить его пробежать еще один круг, подтянуться еще один раз, бывает невозможно.

Остается много и других «открытых» вопросов. Тем не менее, в каждой методике всегда можно найти что-то дельное, возможно, это пригодиться, поможет взглянуть по-новому на привычные понятия и предметы.

Интересные открытия

Как развивать эмоциональный интеллект ребенка. Многие родители очень заботятся об умственном развитии своих детей, однако исследования показывают, что для полноценного личностного развития не менее важен эмоциональный интеллект ребенка. Чем же различаются эти два вида интеллекта? Коэффициент умственного развития (IQ) проявляет способность ребенка мыслить, в то время как эмоциональный интеллект – это способность ребенка осознавать свои чувства.

Меню