Раннее развитие ребенка идеи

Комплексное развитие ребёнка

Давайте представим себе такую ситуацию: родители решили изучить самые известные методики раннего развития и выбрать для занятий со своим ребенком оптимальный вариант. Вполне возможно, что некоторые методики их разочаруют: -

Зачем столько математики, ведь мы мечтаем сделать из нашего малыша музыканта?

Что это значит? Такие папы и мамы изначально выбирают одно приоритетное направление развития своего чада. И невдомек им, что они могут повторить уже известные ошибки мировой и отечественной педагогики. А жизнь и наука доказывают: только комплексный подход к обучению и воспитанию детей сделает из них гармонично развитые личности. Только всесторонне подкованные люди становятся успешными в современном обществе.

Прежде всего, давайте дадим определение термину «комплекс». Это связь, если перевести с латинского. Связь чего, если речь идет о раннем развитии детей? Это совокупность методов, приемов, подходов, целью которых является единое целое: образованный, воспитанный ребенок, который умеет и любит быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.

Кто-то удивится, но даже в советское время задачей общества было воспитание всесторонне развитой личности в интеллектуальной, духовной, физической, трудовой и эстетической сферах.

И ничего не изменилось с той поры! Вот только время с его разросшимися информационными источниками, стремительно усложняющимися технологиями всё настойчивее требует человека, имеющего знания во всех областях.

Многие родители уверены, что

комплексное развитие ребенка в раннем возрасте необходимо для успешной учебы в школе.

Педагоги всех времен отлично понимают свою задачу. Если рассмотреть отдельные известные методики раннего развития, то каждая из них обязательно включает в себя развитие комплекса целой системы возможностей мозга ребенка от 3-4 мес. до 6-7 лет.

Папы и мамы, зараженные идеей раннего развития малыша, обращают свое внимание на разные методики - Монтессори, Вальдорфскую педагогику, идеи Масару Ибука, методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. В последнее время набирает обороты раннее развитие по методу Домана-Маниченко: результативность-то налицо!

Так в чем же состоит преимущество комплексного подхода к образованию и воспитанию малышей? - Ребенок становится разносторонней, гармонично развитой личностью. С таким человеком интересно общаться, а ему, в свою очередь, интересен весь мир во всех его проявлениях. - Способности ребенка в будущем могут найти реализацию в разных областях. Это условие личного удовлетворения своей жизнью и достижения успехов в разных профессиональных сферах. - Упрощается поиск склонностей и особых талантов ребенка. Пробуя свои силы в разных сферах, малыш обнаруживает интерес к отдельным из них и имеет возможность развивать свои способности. - Укрепляется семья, её жизнь становится более разнообразной. Ведь все её члены объединены одной идеей: обучая малыша ? познавать мир вместе с ним, лучше узнавать друг друга.

С одной стороны ? да. В России активно пропагандируется и успешно работает масса давно известных в мире методик раннего развития. Хорошо зарекомендовали себя и авторские программы, которые менее известны, но имеют очень впечатляющие результаты. Это готовые методики, имеющие в своем портфолио: - доступную аргументацию принципов раннего развития в рамках методики; - подробное описание технологии занятий ребенка с педагогами и родителями; - готовый методический комплекс с наглядностью: печатными и электронными пособиями, карточками, раздаточным материалом. Полностью разработанные дидактические комплекты экономят время взрослых, помогают без затруднений разобраться в основах методики.

Многие программы дают возможность, а зачастую даже рекомендуют изготовление дидактического материала своими руками. Это не только удешевляет расходы родителей, но и сближает их со своими детьми и развивает у малышей и тактильные навыки, и творческие способности, и логическое мышление, и трудовые навыки.

Организовать комплексное развитие ребенка непросто для тех родителей, кто не готов тратить время и усилия для занятий с малышом, кто не способен выполнять требования методики, кому чужды понятия постоянного самообразования, организованности и систематичности.

Идеально то, что подходит конкретному ребенку и конкретным родителям с их характерами, темпераментами, увлечениями. Между тем примером высоких результатов раннего развития малышей может служить методика Домана-Маниченко. Это наглядный образец комплексного подхода к обучению и воспитанию ребенка «с пеленок».

- Обучение чтению и развитие речи - есть. - Обучение математике (счет, операции с числами, геометрические понятия) - есть. - Обучение английскому языку - есть. - Развитие творчества, художественного вкуса - есть. - Физическое развитие - есть.

А. Маниченко значительно усовершенствовал методику Домана, уделив огромное внимание именно комплексному развитию всех возможностей ребенка.

Вообще, каким бы ни было комплексное развитие детей,

важно - не убить в ребенке желание учиться, познавать новое и стремиться покорять самые сложные вершины.

Раннее развитие детей: нужно ли?

Ты хочешь, чтобы твой кроха вырос самым умным и красивым? Об этом мечтают все мамы и папы. Поэтому родители и начинают развивать и воспитывать своего малыша прямо с пеленок. Но так ли полезно это раннее развитие детей? Поговорим об этом дальше.

Зачем нужно раннее развитие?

Итак, раннее развитие помогает развитию головного мозга ребенка. Как известно, в течение 1 года жизни мозг малыша развивается на 60%, а к 3 годам – уже на 80%. Но интересно еще и другое: развитие мозга происходит за счет миелинизации нервных волокон, разветвления нервной сети и образования связей между ними, а не за счет появления новых клеток мозга. Это значит, что задачей головного мозга становится не только накопление информации, но и ее систематизация.

Накопление информации начинает происходить с 9 месяца жизни ребенка. И уже потом начинается процесс ее систематизации. Накопление также параллельно продолжается. Зачем малышу это нужно? А все потому, что человечек - это существо социальное, развитый мозг ему просто необходим. Все для того, чтобы он мог успешно встроиться в социум. Для этого ему следует овладеть многими понятиями. Итак, он должен знать иерархию общества, формы взаимоотношений между людьми, свое положение в группе, запретные зоны, культурные особенности. Но ребенку также важно знать - что позволит выжить ему в этом мире, уметь ориентироваться в нем. Малыш изучает животный и растительный мир

И вот для этого малыш изучает животный и растительный мир, смену времени суток и времен года, атмосферные и астрономические явления. Так, в период социальной адаптации, начавшейся у малыша примерно в 3 года, он обязан знать все, что поможет ему в жизни выжить в природной среде обитания.

Как учить?

Специфика детского восприятия в том, что они лучше всего усваивают информацию лишь ту, которую видят и слышат, а также ту, которую получают в общении с взрослыми. Малыши хорошо запоминают информацию на слух. Феномен: трехлетний кроха может рассказывать наизусть стихи, которые услышал от бабушки еще в 1,5 года и все это при том, что эти стишки ему больше ни разу никто не читал. Помоги крошке в его раннем развитии, но помни – малыша нельзя перегружать излишней информацией, пусть познания мира ему будет в радость!

Обучение с пеленок — проблема родителей

Я предлагаю посмотреть на раннее развитие детей с несколько иных позиций, чем это обычно делается. И, во-первых, хочу сказать, что здесь я не вижу никакой проблемы. Дети прекрасно развиваются в раннем возрасте, поглощая умопомрачительные объемы информации, если им не мешают взрослые. Независимо от того, стремятся ли родители развить ребенка или не делают этого он пройдет колоссальный этап развития именно в первые 3 года жизни, из которых особенно насыщен первый год. Это происходит просто потому, что ребенок так устроен. Но родители, зная об этой природной особенности ребенка и не вполне понимая, зачем она нужна, боятся чего-нибудь недодать своему чаду. Многие из них окрылены идеей развития гения, чтобы гордиться своими достижениями в воспитании дитяти. Ну, очень хочется маме двухлетнего малыша сказать другой маме: «А наш уже читает!» И непременно подчеркнуть — «вот чего мы достигли!», подразумевая, «какая я молодец, какая я замечательная мама».

Раннее развитие ребенка — это всегда проблема родителей, а не малышей. Это всегда стремление испытать гордость за свои родительские достижения, даже если мама и папа искренне уверяют, что они хотят только общения с ребенком, хотят дать ему только самое лучшее. Причем очень часто родители стремятся к этому любой ценой, и все неудачи ребенка рассматривают как личное поражение, подтверждение собственной несостоятельности. Педагоги и психологи из практики знают, что если к ним пришел ребенок, прошедший школу раннего развития, то это, прежде всего, проблемные родители, а потом уже — трудные дети.

Главным аргументом приверженцев идеи раннего развития является особенность развития головного мозга ребенка. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам — на 80%. В самом деле, — это впечатляет! Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, т.е. серого вещества, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Задача накопления информации решается примерно до исполнения малышу 8-9 месяцев, а затем начинается ее систематизация и параллельно продолжается накопление.

А зачем ребенку нужно, чтобы к трем годам была накоплена и систематизирована большая часть информации о внешнем мире? Человек существо социальное и ему необходим развитый мозг, чтобы он мог успешно встроиться в социум. Для этого необходимо овладеть многими понятиями. Например, надо знать иерархию группы и общества, различные формы взаимоотношений между ее членами, запретные зоны, свое положение в группе, культурные особенности, быт и систему хозяйствования. Но кроме этого необходимо также знать и то, что позволит выжить, понять взаимосвязи с окружающим миром и уметь ориентироваться в нем. А для этого необходимо знать животный и растительный мир, атмосферные и астрономические явления, смену времени суток и времен года, и т.д. Таким образом, к моменту социальной адаптации, которая начинается у ребенка примерно в 3-3,5 года, он должен знать все, что поможет ему жить по законам группы и выжить в природной среде обитания. Поэтому в зависимости от сложности устройства социума и условий выживания ребенок усваивает тот или иной объем знаний и проводит взаимосвязи между полученными понятиями. С этой точки зрения его развитие в этот период должны быть оптимальным, востребованным жизненной необходимостью. Поэтому попытки навязать ему программу развития определенную не естественным образом жизни, а рекомендациями папы или мамы, Зайцева, Глена Домана или Никитина, мы неизменно вторгаемся в процесс индивидуального развития ребенка и нарушаем его.

Меню