Раннее развитие ребенка глен доман

Методика раннего развития Глена Домана

Методика раннего развития малышей, которую разработал Глен Доман, в свое время произвела настоящую революцию в общепринятых правилах развития детей.  Это сегодня, кода методики раннего развития детей уже перешли из разряда нового,  недоказуемого и спорного в серию ежедневных явлений современной действительности. И нам теперь даже сложно представить, что еще не так давно полноценное развитие детей до  трёх лет представлялось невозможным.  И начинали  обучать  малышей математике, чтению, письму  — только  с семи лет. Да вы сами-то, когда в школу пошли, многое из программы садика знали? Если много — то вам повезло. И вы моложе меня. Потому что в 70-80 годах 20-го века о таком понятии, как методика раннего воспитания детей знали очень немногие.

Ну а сегодня подавляющее большинство родителей согласно с девизом японских педагогов — «после трёх уже поздно»! Поэтому с большим энтузиазмом обращаются к услугам всевозможных развивающих центров уже когда ребенку исполнилось только полтора–два года. А самые заботливые папы и мамы, изучив  недостатки и достоинства предлагаемых методик, начинают  заниматься со своими детишками самостоятельно, и чем раньше — тем лучше. Часто уже с первого года жизни малыша. Так и мне однажды в руки попала книга, в корне изменившая мое отношение к раннему воспитанию моих детей. Это была книжка о методике раннего развития малыша, разработанной Гленом Доманом.

Сейчас я точно уверен, что среди наиболее интересных достижений педагогической мысли,  методика раннего развития Глена Домана — одна из самых выдающихся.  Знаменитый американский ученый-нейрофизиолог доказал, что мозг человека растёт и развивается только в тот момент, когда  его работа стимулируется.

На этом тезисе и базируются основные положения методики Глена Домана. Впрочем, обо всем по порядку. Ведь воспитанию малышей по методике Глена Домана на сайте «Деточки Дома» посвящено множество статей. Читайте, изучайте, претворяйте!

Метод Глена Домана: раннее развитие ребенка

Глен Доман — врач-физиотерапевт из США, который всю свою жизнь посвятил изучению развития детского мозга. Его методика раннего развития основана на том факте, что для активизации всего мозга достаточно стимуляции одного из органов чувств (зрения или слуха).

А начиналось все с исследований, посвященных лечению и реабилитации больных детей. Им показывали карточки со словами (слова были написаны крупным красным шрифтом) и громко читали написанное. Занятие длилось буквально считанные секунды, но в день подобных уроков должно было пройти несколько десятков. После курса такой «терапии» больные дети начинали читать и — параллельно — двигаться.

Вообще, физическому развитию уделялось много внимания. Доман доказал, что оно стимулирует умственное развитие.

После потрясающих результатов занятий с больными детьми (они догоняли в развитии сверстников), методику стали использовать и для занятий со здоровыми. Результаты впечатляли: маленькие дети учились читать, считать, приобретали энциклопедические знания из разных областей. При всем этом их физическое развитие было тоже на высоте.

Хотите, чтобы ваш ребенок гармонично рос и развивался, используя огромный потенциал, дарованный ему природой? Это риторический вопрос, все родители этого хотят. Тогда давайте рассмотрим, как же мы можем ее применять в «домашних условиях».

Физическое развитие ребенка. Ребенок с рождения должен иметь возможность свободно двигаться. Физиотерапевт предлагает всячески поддерживать и стимулировать ребенка в его попытках ползать, передвигаться на руках, ходить и так далее. По его мнению, динамическая гимнастика для новорожденного, а также любые физические занятия с малышом — это серьезный задел на всю его жизнь.

Обучение чтению. Это направление строится на показе ребенку карточек со словами (большие красные буквы на белом фоне). На первом этапе на карточках изображаются предметы из окружения малыша, потом прилагательные, глаголы (действия). Ребенок учится зрительно воспринимать полностью все слово, представляя его значение. Подробнее о методике можно прочитать в книге Домана «Как научить ребенка читать».

Обучение счету. Для обучения счету по представляемой методике используются карточки с красными кружками (сначала от 1 до 20). Ребенок видит количественную разницу, знакомится с понятием количества в обход абстрактных — и пока еще сложных для него — цифр. Благодаря этой методике ребенок учится быстро производить вычисления в уме.

Формирование «багажа» энциклопедических знаний. Система энциклопедических знаний складывается за счет регулярного показа малышу серий карточек с картинками. К таким карточкам есть определенные требования: картинка должна быть четкая, крупная, достоверная. Фон, на котором изображен предмет, — белый. Размер карточки — 27×27 см. Последняя рекомендация не существенна: многие мамы, которые изготавливают карточки самостоятельно или покупают готовые, используют другие размеры (а при просмотре карточек на экране компьютера, планшета или телефона размеры будут определены непосредственно размерами устройств).

Карточки разделяются на категории, в каждой категории от 10 карточек. Например, «Животные»: кошка, собака, корова и т.д.. Сначала надо просто показывать картинки, а потом раз за разом добавлять предложение с новой информацией об этом предмете (в общей сложности предложений 10—12).

Минусы методики Домана

В то же время методика Домана загоняет процесс воспитания в прокрустово ложе ограничений: 1. Процесс воспитания по этой системе должен идти непрерывно и подразумевает полное самоотречение матери в пользу обучения ребёнка (делать тысячи карточек и потом постоянно их показывать). Само обучение ограничено рамками семьи.

Ребёнку отводится роль пассивного объекта обучения, ему нельзя задавать вопросы, брать в руки карточки, то есть отсутствует диалог, способствующий самостоятельному изучению окружающего мира.

При обучении только карточками отсутствует формирование текстового мышления, он не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста.

Для обучения ребёнка чтению Доман рекомендует постоянно показывать ему слова с целью механического запоминания, считая, что постепенно ребёнок самостоятельно поймёт взаимосвязь письма и устной речи. На практике детей всё равно потом учат читать, поскольку они не понимают связи заученных слов и устной речи.

По методу Домана дети в математических подсчётах должны применять количество, а не знаки. Для этого надо постоянно показывать карточки с точками от одной до бесконечности, чтобы дети с ходу определяли количество точек не считая их.

Методика Гленна Домана: чтение

Работая с детьми, страдающими нарушениями умственной деятельности, Доман попробовал учить их читать. Обычные методики обучения чтению ничего не дали. И Гленн Доман придумал свою методику. Суть ее состояла в том, что детям показывали карточки с написанными на них крупным шрифтом словами, сопровождая показ громким произнесением этих слов.

Методика дала феноменальный результат. И дело было даже не в том, что умственно отсталые дети научились читать. Дети, отстававшие от здоровых сверстников по показателям умственного и физического развития, через полгода занятий по системе Домана превосходили здоровых детей этого же возраста в среднем на 20% по совокупности умственных и физических показателей.

Эту систему он применил в работе со здоровыми детьми. Сегодня, по прошествии нескольких десятков лет, можно говорить: результаты применения метода превзошли ожидания автора – в мире живут и работают несколько десятков нобелевских лауреатов, учившихся в детстве по системе Гленна Домана.

Этап второй: СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

По мере приближения к завершению первого этапа, следующие (после первых 35) карточки будут содержать не отдельные слова, а их сочетания. Просмотрите перечень освоенных вашим учеником слов и прикиньте, какие можно составить сочетания.

Есть очень удобная для этого дела категория слов. Это слова, обозначающие цвета. Детям работа с цветами, как правило, очень нравится.  Например, если в числе первых 35 было слово «яблоко», можно изготовить карточку с сочетанием «зеленое яблоко».

Дальше можно будет ввести в обиход слова, связанные между собой определенными отношениями. Например, антонимы: «длинный/короткий», «верхний/нижний», «черный/белый».

На этом этапе можно дополнить демонстрации слов показом картинок, иллюстрирующих эти слова.  Например «высокий»  и «низкий» – понятия для маленького человечка довольно абстрактные. А «Высокое дерево» и «низкое дерево» он видит каждый день.

Этап четвертый: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На этом этапе ваш ребенок перейдет к освоению сложных предложений. Этот шаг автор методики по важности сравнивает с самым первым, когда ребенок начинает отличать картинки со словами друг от друга.

В построении сложных предложений Гленн Доман рекомендует идти от простого к сложному, и составлять сложные фразы из простых, постепенно добавляя в них слова, усложняющие предложение и раскрывающие смысл. Например, предложение «Дима ест» можно постепенно усложнить, добавив в него дополнение: «Дима ест кашу».

Вы двигаетесь дальше в освоении учебного материала, демонстрируя ребенку и читая вслух составленные вами сложные предложения и тексты из книги. Здесь наступает важный момент: скорее всего, ребенок начнет узнавать в показываемых ему материалах слова, а то и предложения и пытаться читать их вслух. Это хороший признак, не препятствуйте этому. Но сами не просите его об этом.

Чем длиннее будут становиться предложения, тем труднее будет уместить учебный материал на карточках. На этом этапе можно:

Придерживайтесь следующего правила: можно увеличивать количество слов на карточке или уменьшать размер шрифта, нельзя делать это одновременно. Недопустимо писать надписи на карточках мелкими и неразборчивыми буквами.

Методика Гленна Домана: математика

Как педагоги по раннему развитию, так и родители с  энтузиазмом воспринимают возможность обучить ребенка азам точных наук еще в 

два-три

Обычная педагогика обучает детей порядковому счету (от одного до десяти, двадцати и так далее). Для этого мы используем всевозможные способы: загибаем пальчики, считаем предметы, окружающие нас и так далее.

Домановская же теория разбивает классические методы обучения в пыль. Доман утверждает, что для того чтобы ребенок обучился азам математики не обязательно идти таким запутанным и сложным путем. И предлагает взамен легкую и веселую методику обучения в игровой форме, чья эффективность проверена годами опыта.

Меню