Раннее развитие ребенка в системе м монтессори

Ранее развитие по системе м. монтессори

Многие родители убеждены, что настоящее обучение их ребенка начинается в детском садике, продолжается в начальной и средней школе, а заканчивается уже в высшем учебном заведении. К счастью, не все родители думают так же и начинают заниматься развитием и обучением своего ребенка уже в раннем возрасте. Именно по этой причине различные методики раннего развития детей получили такую популярность. Среди них методика Никитиных, кубики Зайцева, методика Глена Домана, методика Монтессори. Именно методике, разработанной Итальянским педагогом М. Монтессори, и будет посвящена данная статья.

Система М. Монтессори заключается в особой философии и психологии, наборе определенных материалов и упражнений. Основной принцип всей системы: каждый ребенок проходит свой путь развития, отличающийся от пути развития любого другого ребенка. Все занятия по этой системе строятся на том, что ребенок сам решает, чем ему заняться в тот или иной момент, задача воспитателя – помочь организовать его деятельность таким образом, чтобы ребенок развивался максимально гармонично.

Группы в школе Монтессори комплектуются из деток разного возраста. Цель такого подхода – научить детей общаться в социуме, научить детей заботиться друг о друге. Занятия в группе проходят не за столиками или партами. Каждый ребенок занят своим делом, сидя на «личном» коврике или за отдельным небольшим столом.

По мнению Марии Монтессори, ребенок – уникальная личность, со своим способом мышления и познания окружающего мира. Преподавателю в занятиях по системе Монтессори отводится вторичная роль, он лишь помощник, который учит ребенка работать с материалом, наблюдает со стороны за его успехами. Как видите, самостоятельность – главное понятие в этой системе раннего развития.

Какие же упражнения предполагает обучение по системе Монтессори? Прежде всего – упражнения, дающие малышу практический опыт: переливание жидкостей, сортирование предметов, пересыпание, ношение предметов. Все предметы, используемые для занятий, настоящие. Ведь в группе Монтессори ребенок живет не понарошку, а всерьез. Очень важно, чтобы малыш видел результат своей деятельности: донес кувшин с водой – хорошо, не донес – вода оказалась на полу. Однако важно не давать никакой оценки деятельности малыша. Ребенок сам в состоянии увидеть свои ошибки и в следующий раз их исправить.

Статья на тему: Развитие ребенка по методу Монтессори, материалы Монтессори, организация метода дома

                                                                                                                                                            

Мария Монтессори родилась в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной - доктором медицины.

Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.

Монтессори создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.

Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала. Также, наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила возможные особенности психического развития: впитывающее мышление и возрастную сензитивность (чувствительность).

Метод, который предложила педагог из Италии Мария Монтессори заключается в самостоятельном развитии каждого ребенка.  Малыш самостоятельно выбирает материал для занятия, и занимается с ним столько времени, сколько посчитает нужным. Получается, что он саморазвивается, именно в том направлении и ритме, в котором ему комфортно.

. Для этого ему необходимо предоставить специальную подготовленную среду. Приведем самый простой пример. Если вы хотите научить малыша хорошо рисовать, то разложите вокруг него кисточки, краски, карандаши, фломастеры, маркеры, листы для рисования, разукрашки и т.д. Поместите в эту среду ребенка и просто наблюдайте за ним. Сначала он посмотрит на все это, потом начнет брать предметы в руки, исследовать их, пробовать нарисовать и таким образом, саморазвиваясь он станет хорошим художником. Не самый удачный пример, но он косвенно показывает суть развития ребенка  по методу Монтессори. А суть заключается в том, что при наличии подготовленной среды, материалов, помогающего педагога или родителя, малыш самостоятельно активно развивается (

Безусловно, эта система направлена не только на развитие навыков хорошего рисования. Умения, навыки, а также личностные особенности малыша, формируются в разные периоды жизни по-разному. Например, от рождения до шести лет малыш активно впитывает в себя эмоции окружающих людей, активно

и т.д. Именно в эти периоды для полноценного роста малыша ему необходимо предоставить соответствующую среду. Например, не надо «сюсюкаться» с ним в этот период (да и вообще в любой другой), говорите с ним четким и ясным языком. Еще пример,  среда в педагогике Марии предоставляет малышу простор в движении (полки с материалами расположены далеко друг от друга, поэтому ребенок, может удовлетворить потребность в движении, перенося их), что остро необходимо в ранний период.

Помимо среды большое значение в развитии ребенка имеет материал, с которым он занимается. Что же они собой представляют и каким образом развивают детей? Для начала стоит сказать, что разновидностей Монтессори материалов великое множество. Некоторые придумала сама Мария, некоторые придумали ее последователи. На первый взгляд они кажутся очень простыми (фарфоровые вазочки с водой, мешочки с различными крупами, пирамидка из цветных кубиков и т.д.). Но на самом деле каждый из них отражает особенности развития определенного возраста и сделан так, чтобы максимально эффективно содействовать психическому и физическому росту. Большинство из материалов Монтессори сложно сделать самостоятельно (весовые таблички, геометрический

Наиболее распространенные методики раннего развития детей

Роль Монтессори-учителя в основном заключается в постоянной работе над собой, подготовке развивающей среды, наблюдению за детьми и анализом их деятельности, поддержке ребенка в освоении Монтессори-пространства в собственном темпе, презентация материалов, поддержание правил и традиций группы.

Основной принцип методики в том, что каждый ребенок занимается по своему индивидуальному плану в благоприятной развивающей среде в игровой форме и гармонии.

С раннего возраста ребенок на собственной практике осваивает новые знания, согласно своему возрасту и развитию. Благодаря возможности выполнять любые задания самостоятельно, собственными руками, малыш может видеть и исправлять свои ошибки.

Методика Никитиных

Это нетрадиционная система воспитания детей, а также система оздоровления детей, разработанные русскими педагогами Б.П.Никитиным и Л.А.Никитиной, родителями семерых детей.

Методика Никитиных представлена различными играми с большой степенью вариативности. Игры рассчитаны на совместную игру детей вместе со взрослыми. Игры в основном построены в виде головоломок, направленных на развитие логического и образного мышления. В каждой игре ребенок может сам придумать, что можно достроить, какие образы увидеть. То есть каждая игра представляет собой набор задач, которые возможно решить несколькими способами.

Задания могут быть выражены в форме рисунка, модели, в виде устной или письменной инструкции. Таким образом, малыш знакомится с разными способами передачи информации.

Задачи имеют широкий диапазон сложности, поэтому они могут быть интересны как двухлетнему малышу, так и взрослому человеку. Никитинские задачи дают возможность ребенку самому выбрать свой уровень, постепенно усложняя его.

Совершенствуя предложенную игру и решая нестандартные задачи, ребенок развивает свои творческие и мыслительные способности.

Методика Глена Домана

Это методика, разработанная американским военным врачом Гленом Доманом, ставит перед собой цель дать детям неограниченные возможности в жизни.

Согласно данной методике, ребенок получает практически энциклопедические знания почти с рождения. Методика раннего развития детей Домана основана на том, что все дети обладают невероятными врожденными способностями к языкам, математике, чтению и т.п. Глен Доман ставит в приоритет зрительное восприятие ребенка и использует в качестве обучающих пособий различные карточки. Данные карточки можно показывать детям с самого рождения - от простых карточек с написанными словами или точками до карточек со сложными изображениями из различных сфер жизни. Доман считает, что такое опережающее обучение стимулирует различные отделы головного мозга, призывая его развиваться в ускоренном темпе.

Методика Дьенеша

Методика венгерского педагога Золтана Дьенеша ориентирована на развитие логического мышления, абстрактного мышления, памяти, аналитических способностей. В играх данной методики ребенок учится выявлять различные свойства, удерживать эти свойства в памяти, разделять материал по нескольким признакам одновременно. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию математических способностей, дают представление об основах информатики, а также благоприятно сказываются на развитии речи ребенка.

Методика Шичида

Методика основана на представлении о том, что все дети рождаются с уникальными способностями, развить которые просто, используя правильные методы. Макато Шичида считает, что до 3-х лет нужно обеспечить все потребности ребенка в развитии. Необходимо развивать все 5 чувств малыша. Причем медленно и многократно повторяющаяся информация способствует развитию левого полушария ребенка, тогда как быстрая и мигающая информация - правого.

Методика "Добрый сказки"

Разработанная Марией Скребцовой и Александрой Лопатиной методика ставит задачей в первую очередь развитие в ребенке желания и умения мыслить творчески, оценивать свой собственный опыт, понимать себя и окружающих, выстраивать доверительные любящие отношения.

Методика Китаева и Трунова

Эта методика основной акцент делает на динамическое развитие двигательной активности малыша, развивая его врожденные возможности.

Краткое описание вышеприведенных методик еще раз указывает на возможность разностороннего подхода к развитию Вашего малыша.

Если Вы сделали свой выбор в пользу методики раннего развития детей Марии Монтессори, создающей удивительные возможности для саморазвития Вашего малыша, то мы с радостью ждем Вас в нашем детском центре "Созвездие".  

Меню