Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с сенсорными нарушениями

Расчет питания

Докорм может быть либо самостоятельным кормлением, либо добавлением к грудному молоку при каждом или некоторых кормлениях. Последний способ более целесообразен при недостатке молока у матери, так как регулярное и достаточно частое прикладывание ребенка к груди стимулирует выработку грудного молока. Необходим он также в первые дни введения докорма (независимо от причин, вызвавших его назначение) и при повышенной чувствительности ребенка к новой пище.

Режим питания при смешанном вскармливании остается таким же, как и при грудном. При искусственном вскармливании рекомендуется более ранний переход на пятиразовое кормление с длительными промежутками между отдельными кормлениями, так как чужеродная пища дольше задерживается в желудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, зависит от возраста и веса ребенка.

Количество основных пищевых веществ, которые ребенок должен получить, при естественном и искусственном (смешанном) вскармливании заметно отличается. Это связано с тем, что ребенку первых месяцев жизни труднее переваривать и усваивать коровье молоко. Белка в нем в 2,5-3 раза больше, чем в женском, причем он состоит преимущественно из грубо-дисперсного казеина и содержит малое количество альбумина. Поскольку белок коровьего молока в желудочно-кишечном тракте гидролизуется и усваивается хуже, и количество его, необходимое для ребенка, почти в 2 раза больше.

Потребность в количестве жиров и углеводов при естественном и искусственном вскармливании почти одинакова, однако жиры женского и коровьего молока значительно отличаются. Жир женского молока содержит 9-12% ненасыщенных жирных кислот, коровьего — только 1,3-3%. В коровьем молоке в 4-7 раз меньше, чем в женском, таких важных жирных кислот, как линолевая, линоленовая, арахидоновая.

Заменители грудного молока изготавливаются, как правило, из коровьего молока (реже используется козье или молоко других млекопитающих). Для того чтобы получить продукт питания с составом, максимально приближенным к составу женского молока, его подвергают различным процедурам обработки. Производство адаптированных смесей постоянно совершенствуется. Сухая молочная смесь «Малыш», смеси с отварами «Крепыш», смеси с мукой «Здоровье» лишь частично адаптированы к потребностям грудного ребенка и по своему составу значительно отличаются от женского молока, поэтому их использование при вскармливании детей первого года жизни также нежелательно.

В последние годы выпускается большое количество так называемых адаптированных молочных смесей нового поколения. Эти смеси в значительной степени приближены к составу женского молока по количеству белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Они могут быть сухие и жидкие (готовые к употреблению), пресные и кислые. Использование их облегчает вскармливание детей, гарантируя в то же время высокое качество рациона. Производство этих продуктов полностью механизировано и строго контролируется, что обеспечивает отсутствие в них бактериальной загрязненности.

Существует несколько типов сухих адаптированных смесей: начальные, для младенцев первых двух-трех месяцев жизни; адаптированные смеси для детей старше трех-четырех месяцев; смеси, которые можно использовать на протяжении всего первого года жизни. Из современных отечественных смесей лучшими являются «Нутрилак 1» (для детей первых трех месяцев жизни) и «Нутрилак 2» (для более старших детей). Они обогащены сывороточными белками и специальными биологически активными добавками. Кроме этого, широко представлены импортные адаптированные молочные смеси, многие из которых обладают определенными преимуществами: содержат легко усвояемые сывороточные белки, широкий комплекс витаминов, биологически активные вещества, в частности таурин — важную аминокислоту, обеспечивающую правильное формирование нервной системы, зрительного анализатора, облегчающую процессы пищеварения у грудных детей. Квалифицированное решение, какая смесь больше подходит для конкретного малыша, должен принимать врач-педиатр.

Организация питания ребенка при смешанном и особенно искусственном вскармливании требует большого внимания и точного выполнения всех рекомендаций врача. Ошибки, допущенные при использовании искусственных смесей, могут привести к развитию серьезных заболеваний — гипотрофии, рахита, малокровия, желудочно-кишечных расстройств.

При искусственном и смешанном вскармливании необходимое количество смеси определяется исходя из возраста ребенка и показателей его физического развития. В первые два месяца жизни общее суточное количество пищи должно составлять 1/5 массы его тела, в возрасте от двух до четырех месяцев — 1/6, от четырех до шести месяцев — 1/7 от массы тела. Рассчитать количество смеси для одного кормления можно, разделив суточный объем на число кормлений. Во время каждого кормления допускаются отклонения от положенного количества как в сторону увеличения, так и уменьшения порции в зависимости от аппетита ребенка.

При искусственном вскармливании необходимо соблюдать определенный режим питания (в отличие от принципа «по первому требованию ребенка», допустимого при грудном вскармливании). Перерывы между кормлениями должны составлять 3,5-4 часа, так как искусственные смеси перевариваются и усваиваются труднее и медленнее, чем грудное молоко. Перевод на пятиразовое кормление осуществляется также на 1-2 месяца раньше, чем при грудном вскармливании. Часы кормления следует соблюдать (возможны отклонения в 30 минут в ту или иную сторону).

При искусственном вскармливании ребенок обязательно должен получать достаточное количество питья, поскольку смеси содержат белок коровьего молока, для усвоения которого требуется больше жидкости.

Существуют продукты, которые относят к числу так называемых «облигатных» аллергенов (при их использовании чрезвычайно высока вероятность развития аллергических реакций). Они являются причиной 95% случаев пищевой аллергии у детей.

Для профилактики обострений пищевой аллергии из питания ребенка необходимо исключить облигатные и индивидуально выявленные аллергены, а также соблюдать следующие правила приготовления пищи:

Состояния непереносимости отдельных пищевых веществ получили название синдромов мальабсорбции (нарушенного всасывания). Наиболее распространены непереносимость молочного сахара (лактозы) — лактазная недостаточность; непереносимость сахарозы — дисахаридазная недостаточность, непереносимость глютена (белка клейковины злаковых культур) — целиакия.

В легких случаях при лактазной недостаточности бывает достаточно уменьшения количества молока и замена его кисломолочными продуктами (трехдневным кефиром, кумысом, мацони — в этих продуктах лактоза находится уже в расщепленном состоянии). При тяжелой форме необходимо полностью исключить лактозу из пищи — ребенка переводят на растительные заменители молока (соевое или миндальное) или специальные безлактозные смеси. При такой диете в дальнейшем большинство детей развивается благополучно, и с возрастом отмечается постепенная компенсация ферментативного дефекта.

Для коррекции пищеварения при непереносимости сахарозы из диеты ребенка необходимо исключить продукты, содержащие сахарозу и крахмал, — сахар, картофель, манную крупу, мучные изделия. Можно употреблять фрукты и овощи, содержащие небольшое количество сахарозы, — яблоки, морковь. С возрастом переносимость сахарозы обычно повышается, и диета может быть расширена. Прогноз, как правило, благоприятный.

Целиакия — непереносимость глютена, белкового вещества, содержащегося в клейковине некоторых злаковых (пшеницы, ржи, овса). Заболевание обычно развивается после введения в рацион ребенка прикормов, содержащих глютен. Симптомом, обращающим на себя внимание, является учащенный, пенистый, обильный, с неприятным запахом и характерным жирным блеском стул. Попытки выявить кишечную инфекцию и лечить ее антибиотиками и ферментными препаратами оказываются безрезультатными. Аппетит у ребенка снижается. Постепенно развивается гипотрофия с характерным внешним видом (резкое истощение, особенно в области груди, конечностей, ягодиц и контрастирующий большой вздутый живот). Ноги часто отекают из-за с недостаточности белка. Возникает гиповитаминоз. Постепенно происходит задержка роста, могут возникать спонтанные переломы из-за дефицита кальция в костях.

Из рациона ребенка исключают продукты, богатые клейковиной: хлеб, сухари, печенье, мучные и макаронные изделия, овсяную и манную каши, сосиски, колбасу и т.д. Больные хорошо переносят картофель, фрукты, овощи, рис, гречку, кукурузную и соевую муку, растительные жиры, молоко, сыр, мясо, рыбу, сахар, варенье, мед.

Так называемый целиакийный синдром, проявляющийся в нерезкой форме при введении глютенсодержащих прикормов, встречается очень часто.

О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

Проблема общения в современном мире. 2. Потребности человека. 3. Связь потребностей и эмоций. 4. Синдром психофизического инфантилизма. 5. Эмоции в системе В.П.Ф. 6. Развитие эмоций в раннем возрасте. 7. Игры, способствующие развитию эмоций. 8. Заключение. 9. Список литературы.

Потребности человека

Душа человека, его духовный мир – это сочетание определённых потребностей, прежде всего, это стремление к познанию, к открытию нового, к общению, к духовности.

Физиолог академик П. В. Симонов и театральный педагог, кандидат искусствоведения П. М. Ершов сформулировали «потребностно — информационную теорию». Эта теория рассматривает потребности человека.

Но человек редко осознаёт свои исходные потребности. Трансформация потребностей происходит от информации, которая поступает к нам постоянно: извне, изнутри, из прошлого.

Синдром психофизического инфантилизма

Такие личностные особенности нарушают темп развития ребёнка, а в дальнейшем приводят к школьной неуспеваемости.

У детей с алалией часто проявляется синдром психофизического инфантилизма с недоразвитием эмоционально- волевой сферы при сохранном интеллекте. Это недоразвитие проявляется чертами незрелости, недоразвитием высших форм волевой деятельности.

Достигнув школьного возраста, такие дети остаются в кругу дошкольных игровых интересов и не могут включиться в школьную деятельность. Школа нередко выдаёт этим детям ярлыки: «лентяй» или «баловень». Но лень противоестественна детской природе. И это дети со слабой центральной нервной системой.

Развитие эмоций в раннем возрасте

Чтобы ребёнок заговорил, с ним надо общаться. Причём общаться не только с помощью слов и не только с того момента, когда ребёнок научится их дифференцировать, а задолго до этого (на основе взаимодействия с помощью прикосновений, совместных движений, обмена взглядами, жестами, мимикой, вокализмом).

Но чтобы ребёнок хотел общаться, делал это с удовольствием, необходимо, чтобы процесс общения был окрашен положительными эмоциями.

Используется игровая форма работы, так как она возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия.

Многие исследователи полагают, что массовые дефекты речи у школьников и дошкольников уходят своими корнями в ранний детский возраст и касаются эмоционально-выразительных паралингвистических предпосылок.

Меню