Развитие фонематического слуха у школьников

Развитие слуха

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Известно, что состав учащихся первого класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, по сравнению с общеобразовательными массовыми школами, чрезвычайно неоднороден как по своим психофизическим данным, так и по подготовленности к обучению. Наиболее отчетливо у учащихся данной категории проявляются недостатки речевого развития. Для овладения грамотой, прежде всего, необходимо определенное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи. Исследования отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Волкова,  В.В.Воронкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, С.Я. Рубинштейн  и др.) показывают, что большинство учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеют серьезные речевые нарушения, сопровождающиеся недоразвитием фонематического слуха. А отставание ребенка в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного освоения программного материала по чтению и письму.

Многие ученые указывают, что без специальной коррекционной работы преодолеть этот недостаток невозможно. Только при взаимодействии учителя и логопеда можно добиться развития фонематического слуха, исправления нарушения звукопроизношения, предупреждения появления специфических дисграфических ошибок. Учитывая фронтальный характер работы учителя и особенности психофизического развития детей с нарушенным интеллектом, не всегда можно воспользоваться рекомендациями для работы с детьми, имеющими только нарушения речи. Поэтому учителю необходим творческий подход к решению обозначенной проблемы в своей ежедневной практической деятельности.

Опыт педагогической работы автора позволил включить в методику работы с учащимися первого класса систему игр  и игровых упражнений, которые способствовали развитию фонематического слуха учащихся.

Обучение грамоте в коррекционных общеобразовательных учреждениях  VIII вида   осуществляется в первом классе в течение всего года и включает в себя два периода: добукварный и букварный.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. Считаю, что работа по развитию слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основной для усвоения звуков речи и проводить ее необходимо на каждом занятии. В данный период ставлю и последовательно решаю следующие задачи:

Подготовить слуховое внимание учеников к восприятию звуков речи (первая неделя первой четверти).Для решения этой задачи подбираются стихи, загадки, потешки, игры, способствующие формированию у учащихся умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Учить детей членить высказывания на слова (вторая неделя первой четверти). Поскольку у большинства детей данной категории к моменту поступления в школу еще не сформирована фразовая речь, работу по усвоению термина «слова» начинается с названия отдельных предметов, когда слова выступают изолированно вне предложения. В этот период вводится условно-графическую запись слов.

Учитель на доске, а ученике на парте выкладывают столько полосок, сколько названо слов (упражнения «Называй-ка», «Подскажи словечко»). Помимо этого провожу работу над семантикой слова (упражнение «Похоже-непохоже»). Затем  дети учатся строить предложение на основе непосредственно производимого действия и действия, изображенного на рисунке вводится условно-графическая запись предложения. В этот период проводятся упражнения: «Выбери картинку и составь предложение», «Послушай и покажи схему».

Познакомить детей со слоговой структурой слова (третья неделя первой четверти). Первоклассники учатся делить слова на части(слоги), выделять слог как часть слова.Вводится  условно-графическая запись слога. На этих уроках, помимо заданий букваря, проводятся игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай-ка», «Выбери картинку».

Учить способу выделения звуков в слове – последняя задача добукварного периода. На этих уроках дети учатся узнавать, различать, выделять отдельные звуки (гласные, согласные) в начале слова.

Знакомство со звуком начинаю с выделения слога, состоящего из одного гласного звука [а], который находится в начале слова под ударением (А-ня, а-ист). Этот звук необходимо интонационно подчеркнуть в произношении. На этих уроках условно-графическую запись звука.

Работа строится по плану: называется слово, делится на слоги, выделяется первый слог  (подчеркивается, что первый слог состоит из одного звука). Необходимо обратить внимание первоклассников на то, что при образовании этого звука воздух свободно выходит из горла, ему ничего не мешает: нет преграды — это гласный звук. Вся работа сопровождается условно-графической записью.

Аналогично проводится работа по выделению других гласных звуков в начале слова и только после этого начинается работа по выделению согласного звука [м] в начале слова. Работу провожу по такому же плану, как и выделение гласного звука. Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука [м] воздух встречает преграду из губ, звук произносится коротко и называется согласным (вводится условно графическую запись согласного звука). Для этих уроков подбираются загадки, где в словах-отгадках встречаются нужный звук в начале слова.

Таким образом, подготовив слуховое внимание детей имеющих интеллектуальную недостаточность к восприятию звуков речи, можно продолжать формирование фонематического слуха в букварный период обучения грамоте.

Букварный период обучения грамоте длится со второй половины второй четверти и до конца учебного года. В этот период большую роль играют уроки знакомства со звуком и буквой, где ученики усвоение того или иного звука начинают с вычленения его из речи. Выделив звук в начале слова, дети знакомятся с особенностями его акустики и артикуляции( участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха).

Важно, чтобы каждый ученик не только услышал изучаемый звук из уст учителя или одноклассников, но и сам воспроизвел его, так как терминология («гласные звуки», «согласные звуки», «звонкие согласные», «глухие согласные») вводится как обобщение собственного чувственного  (сенсорного) опыта ребенка.

Познакомившись со звуком, первоклассники учатся устанавливать его наличие или отсутствие в словах, находят слова с изученным звуком в предложениях, которые зачитывает вслух учитель, подбирают слова, содержащие заданный звук из собственного словарного запаса.

Так как в классе находятся дети с разными способностями, подбирают задания, учитывая особенности каждого ребенка.

Например, во второй четверти ознакомившись с определенным звуком, большинство первоклассников способны   установить его наличие или отсутствие только в начале или в конце слова. Однако есть и такие ученики, которые могут выделить данный звук в середине слова.  Для таких детей подбираются особые задания.

В букварный период отдельно выделяются уроки, где проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков.          После того, как дети научились различать звуки, смешиваемые по своим акустическим и артикуляционным свойствам в изолированном произношении, провожу упражнения по дифференциации данных звуков  в словах: (упражнение « Покажи букву»,  игра «Поможем разобрать  картинки…»и др.)

Формирование полноценного звукового анализа и синтеза продолжается на протяжении всего периода обучения грамоте. Основной задачей послебукварного периода (2-4 класс) также является овладение навыком фонетически правильного письма, когда написание не расходится с произношением. Необходимо  проводить дальнейшую работу по развитию у учащихся звукового анализа и во втором-четвертом классе.

Целью исследования, проведенного в 2003/2004 году, явилось повышение эффективности методов и приемов работы по развитию фонематического слуха на уроках обучения грамоте у учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность.

Классы были скомплектованы с учетом структуры дефекта. В обоих классах все учащиеся имели диагноз: легкая умственная отсталость, системное недоразвитие речи легкой степени.

После первичного изучения детей, поступивших в первые классы, было установлено, что у всех учащихся отмечается недосформированность фонематического слуха, что препятствует правильному произношению и различению фонем родного языка.

В течение учебного года, в экспериментальном классе, наряду с традиционными приемами, применялись игры и упражнения игрового характера, разработанные автором.

            В пропедевтический период для формирования у учащихся

умения различать звуки окружающей действительности

Характер и причины акустической дисграфии учащихся младших классов

Как известно, что письменная речь выступает вторичной и более поздней по времени формой, существования языка. Она формируется только при условиях целенаправленного обучения грамоте, а затем совершенствуется. Само письмо представляет собой достаточно сложную форму речевой деятельности и многоуровневый процесс.

Для овладения письменной речью необходимо установление связей слышимым и произносимым словом, поскольку сам процесс письма осуществляется работой четырёх анализаторов: 1. Речедвигательного 2. Речеслухового 3. Зрительного 4. Двигательного.

Процесс письма тесно связан с процессом устной речи и может осуществляется только при достаточно высоком уровне её развития. По определению А.Р. Лурия, чтение - это особая форма импрессивной речи, а письмо – особая форма экспрессивной речи.

Компоненты протекания процесса письма: 1. мотивация; 2. замысел; 3. анализ слова (определить в слове последовательность звуков, перевод воспринятых звуков в чёткие и обобщённые речевые звуки – фонемы). Акустический (фонематический) анализ и синтез письменной речи протекают при близком участии артикуляции; 4. пишущая – перевод фонемы в графемы; 5. моторная операция процесса письма. Это воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

Несформированность какой–либо из выше указанных функций вызывает нарушение овладением процесса письма, дисграфию. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное недоразвитием или распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма.

Нарушения письменной речи изучаются уже более ста лет. В настоящее время вопросы устранения данных нарушений письма являются актуальными и достаточно сложными. Нарушения письма (дисграфии) продолжают оставаться самими распространёнными формами речевой патологии школьников младших классов общеобразовательной и специальных школ. У большинства учащихся, посещающих занятия на школьном логопункте общеобразовательной школы, чаще всего встречается акустическая (фонематическая) дисграфия, связанная с недоразвитием фонематической системы.

Материал (старшая группа) по теме: Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей"

В буклете  представлены игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительног о к школе возраста

Меню