Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нор-мализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность зву¬ков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

«игры и упражнения на развитие фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»

Фонематический слух – это врожденная способность человека различать фонемы родного языка. Если при обследовании у ребенка выявлены недостатки фонематического восприятия, то необходима коррекционная работа по устранению этого дефекта. В процессе игр и упражнений ребенок может овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.

Коррекционную работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.
  3. Различение слов, близких по слуховому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа. (Приложение № 1).
После получения результатов обследования фонематического слуха у детей старшей группы я организовала работу так, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается в младших группах детского сада, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений и речевых игр отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в их звучание, соотносить звучащее слово с предметом, картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро и медленно), с разной силой голоса.

У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Их учат с удовольствием вслушиваться в слова, находить сходство и различие в их звучании, отмечать интонационную выразительность речи, выделять рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки, играть с рифмовками, стишками и придумывать песенки, состоящие из набора разных звуков.

В старшей группе я уделяю серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: слежу за выразительностью интонаций, правильностью ударений. Детей старшего возраста учу различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове (в начале, середине, в конце). Развиваю способность к звуковому анализу слова, побуждаю интерес к его ритмико-слоговому строению.

Особое место в работе с детьми я отвела наглядной демонстрации разности, схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим; порядку следования звуков (а в дальнейшем и слогов) в слове, уяснению того, что слова состоят из звучащих элементов (звуков), что звуковая окраска слов различна.

Когда дети старшей группы овладели термином «слово», я перешла к играм и игровым упражнениям на звучание слова. Это задание на вслушивание в звучание слов, которым даются звуковые характеристики (шуршащие, звонкие, громкие, тихие т.д.), припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию, подбор рифмы и т.д.

Произношу слова медленно, отчетливо. Затем предлагаю детям повторить слова, выделяя голосом все звуки одинаково протяжно, наглядно демонстрируя процесс последовательного расположения звуков в слове. Такой способ произнесения помогает детям разделить слово на звуки и уяснить, из каких звуков оно состоит.

На прогулке, наблюдая за облаками, дождиком, солнцем, за направлением ветра и т.д., прошу детей подумать над тем, как можно изменить слово и образовать от него новые слова. Каждое новое слово тщательно проговаривается, сравнивается с образцом, отмечается разница в звучании и значении слов. В холодную погоду наблюдали из окна помещения за непогодой. Так, дети постоянно вслушиваются в слова, производят с ними разные задания, появлялась возможность контролировать свое произношение, наблюдать за участием своего голоса и голоса собеседника в произнесении отдельных звуков, отмечала изменения звучания слов, замечала сходство и различие в их звучании.

Так же обращала внимание детей на то, что по звучанию слова бывают разные: тихие, звонкие, громкие, грозные; предлагаю им самим найти подобные слова в названиях окружающих предметов, явлений, объяснить, в чем они видят разницу звучания. Поясняла, что некоторые звуки делают слова тихими (т, к, п, н), грозными (р), звонкими (з, ж), привожу примеры.

Проводила специальные игры и упражнения по развитию фонематического восприятия. Так, в старшей группе это были игры и упражнения по различию слов, близких по звуковому составу. Затем учу различать слоги, после – дифференцировать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах, словах во фразовой речи. И последнее – развиваю навыки звукового анализа (Приложения № 1, 2).

Так, в игровой форме побуждала детей думать над словом, проявлять интерес к словесному поиску. Важно в работе с детьми старшей возрастной группы продемонстрировать им звучащее слово как последовательность звуков еще до того, как они начнут учиться звуковому анализу, выделению звуков и их последовательности. Для этого знакомила детей с такой особенностью, как длительность звучания. Сначала с короткими словами, затем с длинными. На первых порах сама подбирала короткие и длинные слова, прошагивая их, отхлопывая в ладоши. На участке старшей группы на асфальте начерчены различные линии, и во время прогулки предлагала детям прошагать разные слова. Обращала внимание на место, где они остановились, предлагала объяснить. Затем просила подумать над тем, нельзя ли изменить эти слова таким образом, чтобы они стали короче или еще длиннее.

После того, как познакомила детей со словами, сходными и различными по звучанию, что звуки в слове следуют в определенной последовательности, что слова бывают длинные и короткие, я провела игры и упражнения, которые помогают уяснить, что один и тот же звук может встречаться в разных словах, находиться в любом месте слова, что слова состоят их разных звуков, от замены одного из них или изменения их количества зависит смысл слова. Звучащее слово – не только звуковой, но и слоговой комплекс. Звуки в слове при произношении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова.

Слоговой анализ - важная ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова и формирования фонематического слуха. Элементарное осознание фонетической структуры слова без слогового членения невозможно. Для того, чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего необходимо разделить слово на слоги, установить место, последовательность и взаимодействие звуков между собой в пределах слога.

Ребенок шести лет должен знать, что слово делиться на слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог ударный.

После коррекционной работы с детьми старшей группы по развитию фонематического слуха анализ результатов показал, что у 15 детей улучшилось фонематическое восприятие.

В результате проведенной работы в конце учебного года (в мае) было проведено обследование речи детей, результаты которого отражены в таблице.

Таким образом, результаты обследования детей старшей группы в конце года показали эффективность работы по развитию звуковой культуры речи. Улучшился фонематический слух – у 15 детей.

Итог работы по развитию фонематического слуха как средство формирования звуковой культуры речи и обучение грамоте показал, что эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха, благодаря которому развиваются умения и навыкиязыкового и звукового анализа.

Таким образом, в своей работе я применила в определенной системе различные приемы, игровые ситуации, игры, наглядные пособия, настольно-печатные дидактические игры, формировала у дошкольников элементарные знания о фонематической структуре слова. А это так же положительно повлияло на становление всей речевой системы в целом, (на звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговую структуру слов, что так важно при формировании навыков чтения и письма), Эта работа организуется с учетом возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.

Учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме: "Фонематическая система речи. Способы и приемы ее формирования у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи".

В данном пособии освещены теоретические аспекты, посвященные физиологии фонематической системы, ее структуре и формированию в онтогенезе. Пособие содержит методические рекомендации по планированию коррекционно-развивающей работы, направленной на  формирование фонематической системы речи у детей 5-7 лет с ОНР,  приведены примеры игровых приемов, способствующих  формированию фонематической системы.

Меню