Развитие творческой индивидуальности детей

Развитие творческих способностеи? как средство формирования личности ребенка

Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей.

Лучше учить, лучше воспитывать – настоятельное требование времени. Эффективность педагогического труда во многом зависит от того, насколько каждый учитель познаёт свои возможности в совершенствовании учебного процесса.

Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями, и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика,- отмечает О.Н. Дьяченко,- такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приёмы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: «Это способности находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск, создание и конструирование чего-то нового.

Следовательно, основным критерием творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и подбор возможных вариантов движения к цели.

Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образованность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Важным приёмом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся.

В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения. Как правило, выделяют три уровня: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе материалы и явления), средний (предлагают предметы или явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению).

Очень важно для мышления образное восприятие. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описаний исторических событий и т.д. Не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии. При этом «в образе» неразрывно слиты восприятия внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человека к этому предмету. «Образ – всегда обобщение… а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности». Полезно познакомить учащихся с конкретными и абстрактными образами. Для этого школьникам предлагается, например, последовательно представить: кошку, которая умывается; лесную поляну в солнечный день; ощущение весны. Этот приём помогает почувствовать разницу между внешним, событийным описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением самого человека. От образа к образу возрастает потребность творящего в подборе определённых слов и понятий, которые могли бы наиболее полно передать субъективное восприятие данного образа.

Умение находить в образе неповторимые черты и в то же время «схватывать» главное- качества, которые сродни интуиции. Сегодня всё больше говорят об интуитивных процессах в творчестве, о необходимости доверять догадке, предчувствию.

Конечная цель определена так: общее развитие и формирование качеств творческой личности, расширение кругозора учащихся. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей.

Поддерживать способности ребёнка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам, избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребёнка.

Помочь ребёнку учиться строить его систему ценностей не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями.

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остаётся один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.

Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их творческую активность. Следовательно, необходимо избрать прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей.

Для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Обычно учащиеся, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось»; «Я лучше не буду сдавать работу – у меня, наверное, всё неправильно». Иногда эти слова соответствуют истине. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребёнку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатления от работы, надеясь, что учитель всё равно заметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это- ложная посылка и ложное восприятие.

Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так…» учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.

Отношение учителя к результатам детского творчества — тема очень обширная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создаётся детьми. Возможно, на первых творческих уроках стоит полностью отказаться от критики, выбрать позицию ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем, когда закрепятся доверительные и открытые взаимоотношения между учителем и школьниками, можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Следует лишь помнить о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как она может сформировать у учащегося неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку.

Обращенность социального развития к человеку побуждает считаться с его потребностями и искать методы обучения, естественные для каждого периода развития ребёнка. В восьмых, девятых классах наступает пора нравственного самоуглубления. В это время происходит стремительный рост творческого воображения. Получать знания не в готовом виде, а в процессе решения существенных и интересных для ученика задач стало краеугольным камнем обучения. Поэтому в моей работе используются перцептивные, логические, гностические методы обучения, методы контроля и самоконтроля.

К приёмам, активизирующим интеллектуально-волевую сторону в старших классах творческой деятельности, относится работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, человек использует производное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процесса.

Вспомним цитату из «Евгения Онегина»: «…Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились отличить…» К сожалению, большинство наших школьников тоже страдают этим «синдромом Онегина». Но запомнить чередование ударных и безударных слогов в данных стихотворных размерах не так уж сложно, если обратить внимание на то, что в слове хорей ударение падает на второй слог, а в стопе хорея на первый. В слове ямб ударение падает на первый и единственный слог, а в ямбической статье – на второй. Таким образом, учащиеся запоминают, что хорей – это двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на нечётные слоги (1, 3, 5…), а ямб – двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на чётные слоги (2, 4, 6…).

Какие же конкретно формы деятельности учителя должны прививать своим ученикам? Установлены ли вообще такие формы?

Различные формы работы, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей (и фронтальные, и групповые, и индивидуальные).

Невозможно включать всех учащихся в одинаковую работу, необходимо давать задания, приспособленные к уровню их творческого развития и потенциальных возможностей.

- Работа с рисунками (изобразить то, что учащиеся представляют, например, в графике. Рассказать, что такое графика как вид изображения и т.д.).

Такие формы организации учебной работы расширяют кругозор учащихся, появляется возможность проявить себя в определенном направлении, открываются новые стороны личности ребёнка, повышается интерес к учению.

Все названные выше приёмы направлены не только на активизацию творческих процессов у одарённых детей, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.

Таким образом, деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.

Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. — № 4. – С. 18-37.

Жуков Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. // Одаренный ребенок. – 2006. — № 1. – С. 46-51.

Максимова С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века. // Одаренный ребенок. – 2006. — № 2. – С. 9-13.

Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития. // Мир психологии. – 2006. — №4. – С. 174-180.

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. / Свердл. инж. – пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – 160 с.

Меню