Развитие слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха

Общение – одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных).

Создание наиболее эффективных условий формирования личности глухого ученика, включение его в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Известно, что по уровню речевого развития глухие учащиеся отстают от слышащих сверстников. Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи учащихся, педагоги школы для детей с нарушениями слуха должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на этом этапе работы.

Поиск новых путей совершенствования связной речи неслышащих учащихся является весьма актуальным, т.к. выпускники школ для глухих детей нередко затрудняются в самостоятельном изложении своих мыслей, в понимании читаемого материала. Овладение связной речью необходимо каждому человеку. Ребенок с недостатками слуха, в силу ограниченного словесного общения, особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний.

Обучение связной речи мы рассматриваем, как многоаспектный процесс, включающий в себя работу по развитию навыков восприятия, понимания речевого материала и его продуцирования в устной и письменной формах.

Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.

Опыт работы с неслышащими детьми показал, что словесные формы, которыми пользуются дети, бедны. Поэтому необходимо проводить специальное обучение формам общения, учитывая возрастные особенности учащихся, и сохраняя единые речевые ситуации. С целью адаптации слабослышащих детей в среде слышащих и подготовки их к свободному общению подбирается единый речевой материал по определенным темам для индивидуальных занятий. Отбираются для каждой темы слова и фразы. Работа над словом и фразой ведется в процессе составления связных высказываний по данной теме. Речевой материал дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо учитывать состояние произношения, уровень развития речи, уровень обучаемости и общее развитие ребенка. Для сильных учеников подбирается речевой материал большего объема и с более сложными речевыми конструкциями. Составляются карты речевого общения, где записывается весь речевой материал по темам: слова, словосочетания, фразы и несколько вариантов диалогов. На занятиях стараться создавать ситуации, способствующие широкой речевой практике.

В специальной работе по развитию слухозрительного и слухового восприятия речи, ее произносительной стороны широко используется моделирование типичных ситуаций общения, отраженных в диалогах, применяя, прежде всего игровые приемы (с игрушками, фигурками и др.), драматизацию, а также некоторые виды предметно-практической и учебной деятельности.

В обучении, прежде всего, используются ситуации из тех сфер коммуникации, к участию в которых необходимо подготовить учащихся: Я и моя школа; Моя семья; Мои друзья; Беседуем дома; Занимаемся спортом; Животные рядом с нами; Прием гостей; Общаемся на улице; В транспорте; В театре; Я заболел и др.

При выборе коммуникативных ситуаций учитывается их необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей, содействие их личностному развитию, расширению и обогащению познавательных интересов.

Виды работ могут быть самые разнообразные: работа с текстами, работа с деформированным текстом, составление планов к тексту, рассказы по плану, работа по картам, ответы на вопросы, речевые игры, изложения, сочинения, работа над диалогами и т.д. Такая работа расширяет кругозор учащихся и помогает им успешнее ориентироваться в социокультурных условиях.

В процессе обучения дети целенаправленно побуждаются передавать эмоциональное содержание высказывания (радость, удивление, огорчение, разочарование, восхищение) в достаточно естественной и эмоциональной речи при использовании невербальных средств коммуникации: естественных жестов, мимики, контакта глаз, позы, телодвижений, пространственно-временной организации общения и др.

Использование естественных невербальных средств коммуникации облегчает понимание речи собеседника, помогает акцентировать ту или иную часть вербального сообщения, поддерживает контакт между собеседниками.

При работенад диалогамиуспешнее развивается прогнозирование тех или иных компонентов передаваемого сообщения. Постоянное и целенаправленное варьирование речевого материала в диалогах имеет большое значение для развития способности комбинирования, перефразирования, инициативности высказывания. Работа с диалогами способствует развитию речевой памяти учащихся: определенная смысловая последовательность реплик, а также предложений в одной реплике облегчает их запоминание. Диалоги, составленные для специальной работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи, представляет собой целостные тексты, в которых в большинстве случаев отсутствует незнакомый для ученика речевой материал. Эта работа позволяет также выработать навык длительности и устойчивости зрительного внимания. При этом учитывается необходимость повторяемости, трансформации, комбинирования, перефразирования речевого материала, что способствует развитию у учащихся навыков вариативного использования речевого материала из диалога в условиях разного словесного и смыслового комбинирования, в различных коммуникативных ситуациях, при изменении действующих лиц.

При составлении диалогов для специальной работы над произношением учитывается также фонетический принцип. Используется речевой материал, состоящий из звуков, которые ученик произносит правильно, а также тех звуков, которые закрепляются в его речи в данный период обучения. Большое значение придается насыщенности речевого материала основными интонационными конструкциями речи, которые содействуют более осознанному овладению учениками элементами речевой интонации, развитию более выразительной и эмоциональной речи. Глухие с детства владеют зрительным восприятием только того речевого материала, который им хорошо известен. Но для возможности понимания окружающих с помощью зрения нужна специальная тренировка, направленная на выработку соответствующих умений и навыков, с помощью которых и происходит овладение зрительным восприятием устной речи.

Умение школьников давать развернутые ответы на вопросы, свободно и правильно выражать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития у детей связной речи.

После обучения изменяются все показатели целости и связности высказывания. Однако их компоненты развиваются по-разному. Глухие учащиеся затрудняются в правильном использовании речевых конструкций, эти трудности объясняются своеобразием развития их словесно-лексического мышления. В рассказах глухих учеников наблюдаются речевые ошибки и недочеты, которые возникают в результате неточного переноса изученных речевых конструкций на новый речевой материал.

Главное заключается в том, что неслышащие школьники могут строить связное высказывание (с элементами рассуждения) уже в начальной школе.

Все задания по коррекции звуков, развитию связной речи и умению зрительного восприятия устной речи будут способствовать активизации собственной речи учащихся, дадут возможность применять полученные навыки в общении с окружающими.

Система занятий по развитию слухового восприятия глухих, не имеющих слухового опыта, для подбора слухового аппарата

Система занятий, приведенная ниже, является обобщенным опытом, многолетней работы в сурдологическом отделении Поликлиники восстановительного лечения №2 (ПВЛ №2).

Кроме прочих лиц, в ПВЛ №2 обращаются для подбора слухового аппарата глухие подростки (от 15 лет) и взрослые, не имеющие слухового опыта (чаще всего это лица, приехавшие из провинции, где не было специальных занятий по развитию слухового восприятия). В связи с этим возникла необходимость в определении либо накоплении минимального словаря для слухового восприятия, позволяющего оценить правильность подбора слухового аппарата. Система занятий может быть рекомендована в помощь сурдопедагогам, работающим в медицинских учреждениях, сурдологических кабинетах, занимающихся подбором слуховых аппаратов. Поскольку занятия в условиях поликлиники не рассчитаны на большое количество времени, система включает в себя минимальный запас слов и предложений, часто встречающихся в жизни пациента (к ним относятся бытовые слова, фразы и анкетные вопросы). При этом следует иметь в виду, что материалом для занятий служат слова и фразы с низко- и среднечастотной составляющей, так как для этой категории лиц характерны в большинстве своем остатки слуха в области низких и средних частот.

Приведенный материал может меняться в зависимости от остатков слуха конкретного пациента, его уровня развития, времени наступления глухоты и др. Кроме того, очень часто одного занятия не хватает для выполнения поставленной задачи и тогда его следует повторить в следующий раз. Таким образом, нижеприведенная система является ничем иным, как схемой, на которую может опираться сурдопедагог в своей работе по развитию слухового восприятия у глухих в медицинских учреждениях.

По механизму образования звуки речи делятся на: гласные и согласные. Для гласных звуков характерна фонация, т.е. наличие голоса, свободное от шума, который в большей или меньшей степени присущ согласным звукам. Кроме того, в русском языке они являются опорными при построении слова. Вот почему занятия по развитию слухового восприятия мы начинаем с гласных звуков.

Занятие №2

Методические рекомендации. Сначала предъявляются звуки вразбивку, как на предыдущем занятии (за экраном). Если пациенты путаются в определении звука, звуки предъявляются попарно слухо-зрительно: редко смешиваемые звуки; они же за экраном; затем попарно слухо-зрительно: часто смешиваемые звуки;они же за экраном.

Занятие №4

Методические рекомендации. Пациенту предлагаются одно-, двух-, трех- и четырехсложный ритм слов за экраном. Если он испытывает затруднения в определении количества слогов, используют бисенсорное восприятие с дирижированием. Далее, то же предъявляется за экраном до тех пор, пока пациент не научится правильно различать количество слогов в слове.

Меню