Развитие слуха у детей

Как развивать фонематический слух у детей с ОНР. Консультации для родителей.

ГБДОУ д/с № 15 компенсирующего вида  Петроградского района Санкт-Петербурга. Учитель-логопед:  Кузьменко Л.Н.

Фонематический слух – способность человека к анализу  и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. « Словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

Приступим! Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме будут проходить и наши занятия, но носить обучающий характер. По сути, они являются  «Работой над ошибками», предотвращая их появление. Такую « Работу над ошибками» делать весело, а придя в школу, малыш напишет диктант без ошибок.

С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие ( сердитый голос) – плач.  В 7-10 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году жизни малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их.

А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.

Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введения их в речь при одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи.

Но, если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это, в свою очередь, сильно затрудняет, а иногда и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках при письме.

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания:

Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок  должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая ( «у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая ( «у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик ( «а-а-а» низким голосом) или девочка ( «а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом  игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: ( «Наши ноги ходили по дороге» ) или даже стихи:

Капля раз, капля два, Капля медленно сперва  – Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять – Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (руки над головой).

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей.

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко ( до писка) и очень низко ( до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть самостоятельно.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Нарушение слуха у детей

Каждый знает, насколько слух исключительно важен для людей. Наверное, по степени важности и тому, как с его помощью мы познаем мир, он стоит на втором месте после зрения среди пяти чувств, которыми мы наделены. А теперь оцените важность слуха для новорожденного ребенка, который еще не умеет говорить и не адаптирован к незнакомой ему окружающей среде. Новый для него мир он познает в первую очередь, благодаря слуху, если эта функция маленького организма не нарушена. А если ребенок не слышит? Очень важно выявить те или иные нарушения этой функции как можно раньше, чтобы начать лечение и быть готовому в случае чего помочь ребенку познать этот мир другими путями.

Развитие музыкального слуха у детей

Сначала дети повторяют слова не совсем правильно, потом более точно, позже вырабатывается чёткое произношение. Чем лучше музыкальный слух у малыша, тем быстрее он научится хорошо разговаривать. В более старшем возрасте музыкальное воспитание требуется для полноценного личностного развития ребёнка. Чтобы он скорее научился говорить, нужно читать ему сказки, рассказывать что-то. Для усовершенствования речи необходимо чётко произносить слова, не коверкать их и исправлять малыша, если он выговаривает звуки не правильно. А как же происходит развитие музыкального слуха у детей?

Музыкальные инструменты для малышей

Обеспечьте будущему Моцарту самые разные игрушечные музыкальные инструменты – барабан, гитару, пианино, дудку, ксилофон. Пусть играет, а вы мужайтесь! Все ноты отличаются по своей высоте, а чтобы помочь усвоить это малышу, проассоциируйте их с голосами животных. Процесс обучения будет интересным, если рассказать ему, что на каждой ноте живёт какой-то зверь. На низких нотах пусть поселится медведь, чуть выше лисичка, а на самых высоких обосновалась птичка. Или, нажимая клавишу с низким звуком, говорить малышу, что так трубит своим хоботом слон, звуки средней частоты могут быть лаем собачки, а очень высокая нота звучит как визжание комарика. Пускай ребёнок дополнит игру действиями: попросите его показывать названных зверят или имитировать их голоса. Так он постепенно начнёт отличать звуки по высоте

Развитие музыкального слуха у детей после года

Органы чувств необходимы детям для постижения окружающего мира, потому от их развитости во многом зависит и общее умственное развитие. Слух здесь имеет одно из главных мест. Малыши очень чувствительны к внешним воздействиям, в число которых входит и музыка. Наиболее высока такая восприимчивость в возрасте от 18 месяцев до 3 лет, именно в этот период важно пробудить интерес к музыке и не упустить момент. Как развивать музыкальный слух у детей до года, вы уже знаете, но ведь они растут, умнеют, и в соответствии с их новыми навыками растёт количество возможностей и вариантов воспитания музыкального восприятия.

Меню