Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет

Предметно-развивающая среда в группе детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)

1-й слайд: “Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно”.

Поистине все начинается с детства. Его часто называют “золотой” счастливой порой в жизни человека. Но это еще и самая ответственная пора, с которой связано множество проблем - как самого маленького человека, так и взрослых, занимающихся его воспитанием.

2-й слайд: Но для развития ребенка необходима предметно-развивающая среда, как в группе, так и на участке детского сада с учетом интересов, потребностей, уровня развития каждого воспитанника, которая стимулирует и поддерживает самостоятельность и инициативу детей.

3-й слайд: Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства, составляющие оптимальные условия полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей, обеспечиваются дошкольным учреждением.

Основная задача использования предметно-развивающей среды: средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста.

4-й слайд: Мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, как в физиологическом, так и в психологическом плане, а для этого нужна особая атмосфера. В создании такой благоприятной атмосферы огромную роль играют все помещения: цветовой и пространственный дизайн. В ДОУ созданы условия для эмоционального благополучия. Обеспечения свободного личностного развития способностей каждого ребенка, сотрудников и родителей, так как предметно-развивающее окружение воздействует на глубинные личностные структуры, в том числе и на творческую активность. Основой концепции построения предметной среды стало: “ярко, интересно, доступно”. Ребенок и взрослый – творцы своего предметного окружения в совместном жизненном пространстве – сегодня это стало педагогической аксиомой, принципом совместного творчества.

5-й слайд: Главная роль в становлении личности ребенка младшего дошкольного возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они могут окружать его вниманием, любовью, создать необходимые условия для его развития зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Так как в этот период маленький человек активно познает мир, осваивает орудийные способы действия в быту, игре, на занятиях. Результатом накопленного опыта становится сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.

6-й слайд: Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает нам проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

7-й слайд: Что входит в нашем центре в предметно-развивающую среду в первых младших группах: конечно, все начинается с участка, на котором у нас притаился зеленый крокодильчик, черепаха “Тортила”, пеньки мы превратили в слоненка и старика-боровика. Наш участок с сохраненными природными деревьями, спортивной площадкой.

8-й слайд: В группе оформлены: уголок ряженья, игровая “жилая комната”, центр “психологической разгрузки” песок-вода, зона двигательной активности, элементы некоторых видов театра, уголок изобразительной деятельности – стена творчества, книжный уголок, центр развивающих игр, дидактический стол, игровая зона.

9-й слайд: Центр “песок-вода” помогает детям в экспериментировании, снимает дискомфорт, развивает мелкую моторику ребенка, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. Песок и вода периодически вносятся в группу после дневного сна, а вот мешочки с фасолью, горохом, пшеном находятся постоянно.

10-й слайд: Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Вода наливается почти ежедневно: дети вылавливают шарики, пускают кораблики, ловят рыбок, экспериментируют. Дети имеют доступ со всех сторон к тазу, есть специальные непромокаемые фартуки.

11-й слайд: В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами. Наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, застежки.

Дидактический стол – это часть центра развивающих игр. Работа организуется по двум направлениям:

  • проведение игр – занятий с небольшой группой детей и индивидуально. Цель данных занятий: развитие сенсорных способностей.
  • побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает ему помощь.

12-й слайд: Стена творчества состоит из мольберта и фланелеграфа. Дети могут выкладывать определенные фигурки на мольберте и рисовать мелом. Красками, если крепится лист бумаги. Дети могут работать либо самостоятельно, либо под руководством воспитателя.

Среда должна быть целесообразной, удобной, не формированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад.

13-й слайд: Модель среды для детей младшего возраста представляет собой две линии: познавательный и оздоровительный. Активно задействована для этого возраста горизонтальная плоскость. На полу раскладываются атрибуты, игрушки, мелкий спортивный инвентарь. Уделяется большое внимание внешнему оформлению предметов их привлекательности на общем фоне группы.

Ребенок должен видеть воспитателя, а воспитатель контролировать ребенка. По этой причине мебель располагается по периметру или периметрально-касетно.

14-й слайд: Структура среды меняется плавно, чтобы у малышей не возникали негативные реакции, новые вещи вносятся постепенно, дополняя освоенный ребенком мир предметов. В создании образовательного пространства активно привлекаем родителей.

В группе мы используем не только горизонтальную, но и вертикальную плоскость стены. А так же осваиваем воздушное пространство (к потолку подвешиваем игрушки, поделки).

15-й слайд: Среда включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальные сферы и отражает мир природы человеку, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, радостное настроение.

Этому способствует и комфортная планировка “Уголков”, дающая возможность детям играть небольшими подгруппами, общаться по душам с педагогом.

16-й слайд: Предпоследний слайд дает нам представление о всех восьми принципах организации предметно-развивающей среды, которые достаточно четко будут прослеживаться уже в более старших группах детского сада.

Если обстановка в вашей группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло ваших сердец и с удовольствием будут бежать в группу, думаю, что больше им ничего и не нужно.

Дидактические игры по сенсорике для детей 2–3 лет

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Мы хотим поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 2-3 лет, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома.

Учебно-методическое пособие адресовано воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям малышей.

В данном альбоме мы демонстрируем пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.

Наши пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.

В альбоме представлены игры: “Найди такой же”, “Угадай звук”, игры с прищепками, игры с мозаикой, игры с сухим бассейном.

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

Цели:

  • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
  • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Меню