Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

 В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придается особая роль.

При пересказе литературных произведений ( сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно выстраивать текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

При составлении рассказа по картине от детей требуется умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие  и изображенным и последующих за ним.

Рассказывание по серии картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Детей учат составлять рассказы и сказки об игрушке и о нескольких игрушках, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказа, дети дают их описание и характеристику.

это могут быть высказывания разных типов- описательные,  использовать повествовательные, контаминированные(смешанные)

У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озоглавить.

Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель в виде круга, разделенного на три части- зеленую( начало), красную (середина) и синюю (конец). С помощью этой модели дети самостоятельно составляют текст.

В процессе работы над текстом в целом, особое внимание необходимо уделять формированию контроля через прослушивание речи, записанной на магнитофон.

- Замените словосочетания другими словами: ползет муравей- движется, передвигается; ползет поезд- едет очень медленно; плывет человек- плавает, плывет лодка- движется по воде, плывет облако- движется по небу; сложить дрова- уложить их, сложить песню- написать; бить посуду -разбить что-то, свет бьет в глаза- ярко светит.

Какие слова, связанные с движением людей,животных, транспорта вы знаете? (идти, бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти). Придумайте рассказ на тему «Лететь стрелой».

Связная речь

Связная речь – это такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Очень важно в достижении результатов в коррекционном процессе по совершенствованию связной речи показать родителям наглядно практические приёмы работы, позволяющие эффективно развивать речевые способности детей.

Подписи к слайдам:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки». Котова Светлана Аркадьевна – воспитатель I категории МБДОУДетский сад №14 Екатеринбург-2013г. Актуальность:К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей:Словаря;Грамматического строя;Диалогической и монологической речи;Совершенствованию звуковой стороны речи.Сказка Словарный запас Грамматическая речь Звукопроизношение Связная речь Выразительность речи Темп Интонация Задачи:1.Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками; формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно; формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам. 3.Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Цель: организовать работу по развитию связной речи и словесного творчества детей, обучать составлению творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Формы организации занятий Сочинение сказок Пересказывание Придумывание небылиц Составление творческих рассказов Рассуждение Работу по развитию связной речи разделила на 4 этапа:I этап. «Рассказывание»;II этап. «Пересказывание»;III этап. «Играем в сказку»;IV этап. «Сочинялки». Виды работ:словесные игры пересказ от лица литературного героясловесное рисованиепсихогимнастикапальчиковые игры Готовим с родителями: мягкие игрушки, куклы для театрализованных игр из нетрадиционных материалов. поделки из природного материала Вторая младшая группа:«Курочка ряба»«Репка»«Колобок»«Рукавичка» Средняя группа:«Репка»«Колобок»«Теремок»«Три медведя»«Три поросёнка» Старшая группа:«Лиса и журавль»«Кукушка»«Пузырь, Соломинка и Лапоть»«Заюшкина избушка»«Кот, Петух и Лиса» Подготовительная группа:«Кот, Петух и Лиса»«Старуха Таал-Таал»«Айога»«Заюшкина избушка»«Муха-цокотуха»«Чурум-Чурумчуку»«Сказка о глупом мышонке» Наши постановки:

Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так, давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Предлагаемая вниманию методическая разработка представляет собой комплекс экспериментальных занятий по развитию связной речи детей 5-6 лет с ЗПР посредством использования художественной литературы..

Разработанные конспекты занятий построены на основе нескольких сказок В.Г. Сутеева: «Полезные колёса», «Кораблик Скорлупка», «Палочка-волшебница». В рамках работы над каждой сказкой проводятся дидактические игры и упражнения, направленные на развитие связной речи детей, психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления).

Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.

Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего [2, с. 16].

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений [7, с. 11].

Таким образом, связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Основная ее функция – коммуникативная.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происхо­дит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью явля­ется возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуж­дение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [40, с. 73].

Связная речь детей с ЗПР имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием.

Пересказ произведений (осо­бенно повествовательного характера) сложен для них (Н.Ю. Борякова, Н.А. Цыпина); дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернуто­го ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями [13, с. 5].

Важно отметить, что у детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции ре­чи. Слабость словесной регуляции действий при задержке психического развития отмечал В.И. Лубовский.

Отставание в формировании грамматического строя проявляются и том, что эти дети, конструируя предложения, строят их крайне примитивно и делают много ошибок: нарушают порядок слов ( Мальчик учится в школе умный ), не согласуют определения с определяемым словом, рассказ по картинке заменяют простым перечислением изображенных на ней объектов ( Дядя… нарисован­ный… и ведро и метелка» — по картинке «Маляр ). Эти недостатки иногда обнаруживаются и в спонтанной речи детей, но в монологической речи (пересказ прослушанного текста, рассказ по сю­жетной картинке, устное сочинение на заданную тему) они встре­чаются во много раз чаще [36, с. 105].

По данным экспериментальных исследований, из заданий, требующих использования монологической речи, наименее сложным оказался пересказ и наиболее трудным — рассказ на заданную тему, когда отсутствуют внешние опоры и высказывания строятся на основе создания ребенком внутреннего плана, который затем развертывается.

Отставание в формировании контекстной речи, как в целом отставание в речевом развитии, является у детей рассматривае­мой категории вторичным дефектом, следствием недостаточно­сти аналитико-синтетической деятельности, низкого уровня познавательной и собственно речевой активности, несформированности мыслительных операций.

Исследования Н. Ю. Боряково показали, что не­полноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана с недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказы­вания (замысел, внутреннее программирование и грамма­тическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивности, трудностях создания контекста, в соскальзываниях на дру­гие темы. При этом у детей с ЗПР не возникает четкого за­мысла высказывания [31, с. 33].

В целом, связная речь детей с ЗПР старшего дошкольного возраста оказывается на значительно более низком уровне по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

Все выше сказанное позволило считать выбранную тему актуальной и определило цель исследования – разработать и апробировать серию экспериментальных занятий по формированию связной речи детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Для реализации поставленной цели, мы выделили следующие задачи:

Меню