Развитие речи у ребенка этапы

Основные этапы развития речи. Причины патологий.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни.

 Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.

 Для понимания патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности процесса, представлять каждый этап речевого развития, чтобы заметить отклонения в этом процессе.

  I этап развития речи – подготовительный (с момента рождения до одного года). В это время появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестает плакать.

К концу 1- го месяца ребенка можно успокоить мелодичной песней. Далее он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2-х месяцев появляется гуление, к началу 3-его – лепет (агу, тя-тя и т.п.).

С 5-ти месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляцию, пытается подражать. С 6-ти месяцев путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). В дальнейшем перенимается тон, ритм, мелодика, интонация речи. Во 2-ом полугодии звукосочетания воспринимаются и связываются с предметами и действиями (тик-так, бух и т.п.), запоминаются слова, появляются реакции на них. С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные звукосочетания. К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

  II этап – преддошкольный (от 1 года до 3-х лет).  Этап становления активной речи. В это время ребенок много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. С 1,5 лет появляется понимание словесного объяснения взрослого, накопление новых слов, усвоение знаний.

К 2-м годам дети овладевают навыками употребления единственного и множественного числа существительных,  времени и лица глаголов, используют падежные окончания. На второй-третий год жизни происходит значительное накопление словаря, формируется грамматический строй речи, появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К трем годам у детей должны быть сформированы все основные грамматические категории. На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.

  III этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На этом этапе у детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Но уже развивается звуковой контроль за собственным произношением, Умение исправлять его (т.е. формируется фонематическое восприятие). В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, овладение связной речью, усложняется структура предложений. На пятом году жизни высказывания детей напоминают краткий рассказ.. В пять лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью. В этот же период улучшается фонематическое восприятие: различаются гласные и согласные звуки; мягкие- твердые согласные; сонорные, свистящие, шипящие звуки. К пяти годам заканчивается формирование правильного произношения и ребенок говорит чисто.

IV этап - школьный  (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи детей в этом возрасте - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. При этом ведущая роль принадлежит письменной речи.

Указанные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для правильного и своевременного развития речи необходимы определенные условия. Ребенок должен быть

  • Психически и соматически здоровым
  • Иметь нормальные умственные способности
  • Иметь нормальный слух и зрение
  • Обладать потребностью в общении
  • Иметь полноценное речевое окружение
 

Логопедия является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии. Это наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении. Термин «логопедия» в переводе с греческого языка означает «воспитание речи».

 Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма и чтения  различной тяжести.

  • Развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем русского языка.
  • Овладение словарным запасом, грамматикой и слоговой структурой слов
  • Овладение смысловой стороной речи.

 

  • различный внутриутробные патологии (токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др,). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
  • Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  • Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
  • Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  • Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются у ребенка ясельного и дошкольного возраста, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышают вероятность полноценного обучения в школе.

Развитие речи у детей

Развитие речи у детей является главным этапом их общего развития. Овладение речью необходимо для выражения мыслей и полноценного общения.  В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим  орудием интеллектуальной деятельности. Задача — это не из легких. Ведь все богатство языка ребенок должен усвоить всего за несколько лет.  Развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением  и ростом потребности общения со взрослым.

Развитие речи детей раннего возраста

Очень часто родители малышей любого возраста набирают в поисковиках следующие вопросы: “Когда ребенок начинает говорить?”, “Почему ребенок в 2 года до сих пор молчит?”, “Как научить малыша разговаривать?” и т.д. Сразу следует отметить, что развитие речи детей раннего возраста – это сложный психологический процесс, который связан с индивидуальными особенностями, с физическим и умственным развитием ребенка и многими другими факторами. Поэтому, главная ошибка всех родителей – сравнивать успехи своего ребенка с успехами чужих детей. Заставить малыша говорить никогда не получится даже у самых строгих воспитателей. А вот постараться помочь ему в развитии речи может каждый.

Когда и как учить ребенка говорить?

Многие дети учатся говорить самостоятельно. Конечно, при условии, если с ним постоянно общаться, и они часто находятся в окружении говорящих сверстников. Но бывает так, что ребенок, который уже давно переступил годовалый рубеж, до сих пор даже не пытается заговорить. В таких случаях мамочки начинают паниковать, обращаются к педиатрам, психологам и логопедам за срочной помощью. И это, конечно, необходимо, ведь правильное развитие речи детей дошкольного возраста поможет ребенку в будущем, когда он будет учиться, и от него будут требовать отдачу. Но прежде чем бежать к врачам, каждые родители могут попытаться научить общению своего ребенку сами. Конечно, в первую очередь необходимо убедиться в том, что ребенок здоров, и никаких патологий у него нет. Предлагаем несколько несложных правил, следуя которым родители смогут помочь малышу в его речевом развитии.

Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить. Но их иногда бывает недостаточно, и, выполняя все рекомендации, родители порой никак не могут добиться от ребенка хотя бы слова. В таких случаях помогут некоторые упражнения, которые можно выполнять с ребенком ежедневно, начиная с полугода, когда малыш начинает лепетать. Приведем самые распространенные и эффективные из них.

Этапы развития речи у детей.

Никто из нас не будет отрицать, что развитие речи ребенка-это один из наиболее важных аспектов, на который нам, родителям, следует обратить внимание. Прежде всего выясним какие же этапы развития речи у детей наблюдаются.

Занятия для развития речи дошкольников

Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

Следует отметить, что  правильная речь дошкольника является основным показателем его  готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста. Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.

Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.

Занятия для развития речи дошкольников: игра

Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и  в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи. Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:

Меню