Развитие речи у детей через мелкую моторику

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Быстрый темп современной жизни не позволяет родителям уделять должного внимания развитию мелкой моторики пальцев рук.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Проработав на группах общего развития около 20 лет, самым увлекательным и интересным для меня было художественное творчество. Придя к детям с нарушениями речи и столкнувшись со специфическими особенностями психофизиологического развития на практике, мне захотелось улучшить работу по развитию мелкой моторики организовать процесс творчески и интересно.

Цель: осуществление непрерывного педагогического процесса с целью развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи, через изобразительную деятельность.

Задачи.

  1. Развить мелкую моторику и речевые способностей детей через изобразительную деятельность.
  2. Формировать эстетический вкус, умение согласовывать слово и жест, совершенствовать пространственные представления и технические навыки.
  3. Реализовывать комплексный подход в коррекции нарушений речи и сенсомоторной сферы.

Моя работа по развитию мелкой моторики ориентирована на дидактические принципы:

Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

Принцип гуманистичности – предлагает индивидуально – ориентированный подход и всесторонне развитие ребенка.

Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности

Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип систематичности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.

Моя работа проходила по четырем направлениям. Первое направление организация предметно-развивающей среды. Мы знаем, что старший дошкольный возраст является синзетивным периодом развития речи. Л.С. Выгодский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи, мышления и памяти. Важно стимулировать повторение как основу запоминания, навыки моторики помогают ребенку исследовать сравнивать классифицировать. В группе создали условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Я и учитель логопед создали игровой центр для развития мелкой моторики: где есть камешки и косточки, красочные макароны, панно “Корзина с грибами”, шнуровки, “волшебный кармашек”, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений. В группе в доступном для детей месте находится природный материал (ракушки, шишки и многое другое). В результате у детей появилось желание, объединятся для совместных игр и труда. Они научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения.

Второе направление - художественное творчество детей. Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной деятельности, где я учу детей правильно держать карандаш, кисть, ножницы. На занятиях отрабатываю технику рисования и вырезания, знакомлю детей с новыми словами, учу понимать и употреблять слова в активной речи. Осуществляю индивидуальный подход к детям, учитывая их речевые возможности, общительность и уровень изобразительных навыков. На занятиях применяю, нетрадиционные техники рисования, которые активизируют творческий потенциал ребенка. Организую коллективные и интегрированные занятия. Например: был проведен цикл занятий по сказкам А.С. Пушкина на тему “ Ах, уж эти сказки”. Занятия прошли под названиями: “У лукоморья дуб зеленый”, “Ветер весело шумит, Судно весело бежит”, “Золотая рыбка”, работа проходила в два этапа на первом занятии дети рисуют сказочных героев, а на втором приклеивают и оформляют сказочное панно. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить партнерские отношения. Перед каждым занятием я провожу – речевую разминку или артикуляционную гимнастику, она создает положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к друг. Чем богаче сенсорные способности детей, тем шире и координированнее их деятельность. Это в свою очередь, активизирует развитие центров речи, дети лучше рассказывают о своих рисунках, составляют рассказы и придумывают сказки. Так дети совместно с родителями сочиняли сказку о паровозике. Получилось настолько интересно и необычно, что мы решили создать целую книгу “Наш сказочный мир”. В перспективе создание проекта на эту тему.

Важную роль в развитии моторики рук играет закрепление навыков, такую работу я провожу во второй половине дня. Вырезывание картинок из журналов, альбомов, открыток; вырезывание по шаблону или трафарету – полезное и увлекательное занятие для детей. На каждого ребенка в группе были приобретены тетради по рисованию, в которых дети учатся обводить, дорисовывать, штриховать, срисовывать и раскрашивать. Такая предварительная работа поддерживает интерес к рисованию, предоставляет возможность рисовать более выразительно, самостоятельно действовать на занятиях и изображать то, что им хочется.

К пяти годам возможности точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся различные виды лепки из пластилина, соленого теста. Дети очень любят лепить птиц, животных создавая сюжетные композиции (Зоопарк, Лебединое озеро). Одно из самых любимых занятий украшение декоративных пластин. Из соленого теста дети делают хлебобулочные изделия и с большим удовольствием используют в сюжетно-ролевой игре магазин.

На занятиях по конструированию у детей развивается сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить. Хоть это сложный вид деятельности дети с удовольствием делают постройки из конструктора; поделок из шишек, ракушек и засушенных листьев.

Третье направление – “пальчиковая гимнастика”. Большое значение на занятиях и свободной деятельности уделяется пальчиковой гимнастике. Она нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, что для подрастающего поколения дошкольников – насущная необходимость. Умея оперировать компьютерной мышкой и пользоваться клавиатурой, многие пяти – шести летние дети с трудом пользуются ножницами, испытывают проблемы при попытках управиться с иглой, пуговицами, крючками и шнуровкой ботинок.

В ходе игры я использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются. При этом ритмичность, сохраняющийся неизменным порядок слов и рифма успокоят даже легковозбудимого ребенка, помогут ему сосредоточиться. Пальчиковая гимнастика проводиться в нашей группе регулярно, начинаю с простых упражнений затем постепенно их усложняю. Соблюдаю комфортный для детей темп выполнения. Очень важно хвалить детей и давать точные инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Только так можно получить наибольший эффект от упражнений. Задания приносят детям радость и удовольствие.

Четвертое направление это взаимодействие с семьей. С целью создания единого образовательного пространства детского сада и семьи в начале каждого учебного года разрабатываю перспективный план работы с родителями.

В информационный уголок для родителей подобрала материал отвечающий на вопросы родителей о особенностях развития и воспитания детей с нарушениями речи и библиотеку пальчиковых игр.

Вовлекаю родителей в мероприятия, проводимые в группе и д/с. Например: родители с удовольствием приняли участие в творческой выставке “Твори, выдумывай, пробуй”, были активными участниками Осенней ярмарки, помогают в оформление группы и участка.

Организовываем день “Открытых дверей” группы, где родители могут увидеть разные формы организации воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего и оздоровительного процесса.

Такая система работы позволила мне установить тесную взаимосвязь с родителями в вопросах воспитания и развития детей.

Итогом системной работы являются следующие результаты: у детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, выучили много упражнений пальчиковой гимнастики. Индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей. Работа активизировала познавательно-речевые и художественные способности детей.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей. Необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным, так как художественное творчество положительно влияет на психику и разум ребенка, его интеллект и чувства.

“… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте”. Платон

Меню