Развитие речи у детей с аутизмом

В борьбе с аутизмом помогут животные

На сегодняшний день доказано, что традиционные методы лечения аутизма нужно совмещать  с альтернативными методами.  Одним из альтернативных методов лечения аутизма есть пет-терапия, то есть терапия с помощью животных. Общение детей, у которых диагностируют аутизм, с дельфинами называют дельфинотерапией, лечение с помощью лошадей – иппотерапией, общение с собаками – канистерапией.  Кроме общения с этими животными в пет-терапии используются кошки, хомяки, морские свинки.

Исследования показали, что общение с животными оказывает положительное воздействие на психологическое состояние детей больных аутизмом. Дети, у которых диагностируют аутизм, любят животных и им нравится проводить с ними время.  В мифологии были люди, которых считали  посредниками между людьми и животными. Возможно, в те времена так называли людей больных аутизмом.

Контакт ребенка больного аутизмом с животным помогает ему со временем наладить общение с людьми. В таких целях часто  используют лошадей.  Еще Гиппократ отмечал, что езда на лошадях производит психологический эффект, поэтому рекомендовал такую езду меланхоликам. Основателем иппотерапии считают французского психолога Ю.Лаллери.

Всемирная организация здоровья признала, что лечение с помощью верховой езды помогает детям, а значит - облегчает жизнь их родителям. Во время верховой езды малыши с аутизмом пребывают в хорошем настроении, поэтому  у них происходит общий подъем активности. Для ребенка, у которого диагностируют аутизм, общение с лошадью проходит в виде игры. Иногда дети бояться садиться на лошадь, тогда нужно, чтобы ребенок постепенно привыкал к ней. Например, начать с того, чтобы просто приезжать на манеж и ходить рядом с лошадкой.

В России был разработан метод лечения аутизма с использованием дельфинов. После общения с дельфинами дети больные аутизмом становятся спокойнее, менее раздражительны, у них появляется интерес к общению в социуме. Дельфины славятся не только умом, а еще положительной аурой и энергетикой, которой делятся с людьми. 

Даже здоровые люди после общения с дельфинами чувствую себя намного лучше – они избавляются от депрессии, унылого состояния, пребывают долгое время в хорошем настроении и крепко спят. Дельфинотерапия требует длительного общения ребенка, у которого диагностируют аутизм, с морскими млекопитающими.  В неволе нельзя держать много дельфинов, что ограничивает использование этого метода лечения. Сейчас этот метод признали в других странах Европы и в США.

В США большой популярностью пользуется канистерапия.  Доктор Джеймс Гриффин, который занимается исследованием проблем аутизма, полагает, что собаки действительно помогают детям больным аутизмом. Каким именно образом происходит улучшение состояния малышей с аутизмом после общения с собаками, пока неизвестно, но такое общение дает положительные результаты. 

Результаты исследования, которые доктор Дж.Гриффин  проводил совместно с ученым-зоологом Темпл Грандиным, опубликованы в статье, которая вышла в 2010 году. В этой статье ученые доказали, что лечение детей больных аутизмом с помощью животных способствует улучшению психического состояния ребят, успокаивает их и избавляет от агрессивного поведения.

В пет-терапии используют только специально обученных животных. Например, в США таких животных бесплатно отдают в семьи, в которых растет ребенок, страдающий аутизмом.

Возможно, наши четвероногие друзья знают про аутизм больше чем  ученые, для которых методы лечения этого заболевания до сих пор остаются загадкой.

Развитие речи у детей с аутизмом после четырех лет

Особое внимание следует уделить детям с аутизмом. Долгое время врачи считали,  если малыш, страдающий аутизмом, не говорит до 4-5 лет, он не будет говорить вообще. Однако многие ученые описывали отдельные случаи, когда у детей с аутизмом развивалась речь в школьном или подростковом возрасте. В Балтиморе было проведено исследование, в котором приняли участие 535 детей с аутизмом. Результаты исследования порадовали специалистов в области аутизма и родителей, дети которых страдают аутизмом.

Американские ученые из Центра аутизма и смежных расстройств проанализировали информацию о детях в возрасте от восьми до семнадцати лет, у которых в четыре года был диагностирован аутизм и тяжелая задержка речи.  В четыре года дети, страдающие аутизмом, не разговаривали или говорили отдельные слова и фразы без использования глаголов.  Исследователи из Балтимора обнаружили, что половина из этих детей с возрастом приобрели речевые навыки и свободно разговаривают с другими людьми. Другая половина детей с аутизмом разговаривают простыми фразами.

Также специалисты определили критерии, по которым можно предсказать шансы на развитие речи у малышей с тяжелой задержкой речи, страдающих аутизмом.  Согласно с исследованиями, развитие речи у детей с аутизмом зависит от  интеллектуального уровня и степени социальных нарушений.  К тому же были опровергнуты теории, что повторяющиеся движения и ограниченные интересы влияют на речь ребенка с аутизмом. На самом деле эти два фактора не связаны с молчанием ребят, у которых аутизм.

Результаты американских исследований дают надежду родителям, дети которых страдают аутизмом, что их малыш с задержкой речи когда-нибудь начнет говорить. Доктор Джеральдин Доусон считает, что развитие когнитивных и социальных навыков способствует развитию речи у малышей с аутизмом. Главное вовремя диагностировать проблему и начать с ней бороться с помощью специально разработанных методов коррекции.  Специалист в области аутизма подберет нужное лечение для вашего малыша.

Родителям необходимо знать  возрастные нормативы развития речи, чтобы при необходимости посетить с крохой невролога, логопеда или психолога. Итак, в 4 месяца малыш должен улыбаться, агукать и плакать. К году ребенок начинает выговаривать простые сочетания, например, «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» и прочие. В полтора года кроха должен воспринимать свое имя и понимать слова, которые ему говорят взрослые. В возрасте двух лет малыш составляет простые словосочетания и выполняет простые просьбы, например, дай куклу, дай машинку и прочие. В 3-4 года ребенок должен разговаривать с использованием предложений и понятно произносить слова. Проанализируйте речь своего малыша и подумайте, нужна ли ему помощь специалиста. Не скрывайте отставание ребенка в младшем возрасте, возможно, это симптомы какого-то психического заболевания, которое с возрастом будет проявляться намного ярче.

В журнале Pediatrics опубликованы результаты исследования, проведенного в Балтиморе. Полученные результаты дают шанс детям с аутизмом и надежду их родителям.

Страничка логопеда

Если ваш малыш не говорит, и вы уже почти отчаялись услышать его голос и думаете, что непринужденный диалог с ребенком на прогулке у вас никогда не получится — не надо отчаиваться!  Конечно, развить речь до уровня нормотипичного человека у детей с атизмом не всегда получается,  часть детей так и могут остаться плохо говорящими или совсем неговорящими, несмотря на все усилия, однако это не означает, что вы не можете общаться со своим ребенком.

Работа логопеда с аутичным говорящим ребенком может иметь как первостепенное, так и второстепенное значение, в зависимости от уровня развития его речевых навыков. Однако она всегда требует самого активного включения родителей. Пожалуйста, прежде чем читать другие материалы по логопедии, внимательно прочитайте статью ниже.

Развитие коммуникации и общения у ребенка с аутизмом

Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому человеку, вербально или невербально. Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый и ребенок, отвечают друг другу – это двухсторонняя коммуникация.

У большинства детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) есть проблемы с общением с другими людьми. Это происходит потому, что для успешного общения ребенок должен ответить другим людям, когда к нему обращаются, а также самостоятельно инициировать общение. Хотя многие дети с РАС способны на это, если они что-то хотят, они, как правило, не пользуются общением, чтобы показать что-то другому человеку или установить с ним социальный контакт.

Очень важно запомнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации еще до появления речи, а использование языка последует за ними.

Очень часто родителям или другим людям в окружении ребенка с РАС начинает казаться, что они вообще не способны на коммуникацию и общение с ребенком, и они не понимают, что делать. Может казаться, что ребенок вообще не слышит, что ему говорят, он не отвечает на свое имя и/или равнодушен к любым попыткам коммуникации. Однако можно использовать повседневные возможности и игры, чтобы поощрять коммуникацию и общение у ребенка с РАС.

В первую очередь, необходимо наблюдать за коммуникацией ребенка, чтобы определить его сильные и слабые коммуникативные стороны. Например, если ребенок вообще не использует речь или какие-либо звуки для общения, то рекомендуется начать использовать в общении с ребенком жесты, а не только одну речь. Ребенок с РАС может применять различные методы коммуникации помимо речи: плач и крики; использование руки взрослого, чтобы взять желанный предмет; взгляд на желанный предмет; протягивание руки; указание на картинку и эхолалию.

Эхолалия – это повторение слов, сказанных другим человеком, и она является распространенной особенностью детей с РАС. Первоначально, когда ребенок начинает использовать эхолалию, он просто повторяет чужие слова, не понимая их и не имея коммуникационного намерения. Тем не менее, появление эхолалии – это очень хороший знак. Это говорит о том, что коммуникация ребенка развивается, и со временем ребенок сможет использовать повторение слов и фраз для сообщения чего-то значимого. Например, ребенок может запомнить слова, которые говорятся ему, когда родители спрашивают, хочет ли он пить. Позднее он может использовать эти слова в другой ситуации, чтобы задать свой собственный вопрос.

Для успешной коммуникации с ребенком с РАС важно не только понять, какова его личная коммуникация, важно понять, зачем он прибегает к коммуникации. Если вы поймете цели коммуникации ребенка, то вы сможете помочь ребенку найти новые методы и причины для коммуникации.

Непреднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то, не предполагая, что это как-то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может служить самоуспокоению ребенка, способствовать концентрации внимания или быть реакцией на грустный/веселый опыт.

Преднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то с целью сообщить послание другому человеку. Этот вид коммуникации может выражать протест против чужих требований или просьбу. Преднамеренная коммуникация проще дается ребенку, как только он понимает, что его действия влияют на других людей. Для ребенка с РАС переход от непреднамеренной к преднамеренной коммуникации – это огромный прорыв вперед.

Меню