Развитие речи у детей после кохлеарной имплантации

Статья по логопедии (средняя группа) на тему: Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имплантом, поступающих на обучение в логопедические группы детского сада. Рассматривается вопрос о успешной абилитации детей с КИ. Представлены основные виды работы с детьми с КИ на разных этапах развития речи и слуха детей.

Презентация к уроку на тему: Как заниматься с ребенком после кохлеарной имплантации.

научиться слушать и говорить.   Необходимо систематическим образом научить имплантированного  ребенка слушать и говорить.

Он должен знать структуру звука и речи,   должен разработать подходящую программу, которая позволит ребенку выявить закономерности в его слуховом окружении Для успешного овладения речью педагоги  должны обладать хорошими знаниями о структуре речи и языка на следующих уровнях:

Эти знания помогают  спланировать занятия по обучению слушанию, заниматься языком как системой и по правилам процесса овладения речью в мозге и целиком личностью, включая когнитивные, социальные и эмоциональные области развития, гарантирующие успешную реабилитацию.

Презентация на тему: Реабилитация после кохлеарной имплантации

Овладение речью У ребёнка с нормальным слухом речь развивается посредством СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ окружающих взрослых и общения с нимиГлухой ребёнок не может овладеть речью, слушая окружающих. У него РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ, ОПИРАЯСЬ НА СОХРАННЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ (зрение, тактильные и кинестетические ощущения)

Овладение речью У ребёнка с нормальным слухом понимание речи и собственная речь РАЗВИВАЮТСЯ СПОНТАННО В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ДЕЛ вместе с родителями и другими родственникамиРебёнка с нарушенным слухом Обучают речи ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО Обучают СПЕЦИАЛИСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫМИ методами В СПЕЦИАЛЬНЫХ учрежденияхНЕТ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ!

Современный подход Современные КИ/СА обеспечивают ребёнку с нарушенным слухом возможность слышать даже тихую речь, а значит возможность осваивать речь естественным способом посредством слуха и спонтанно.

«Слуховой» метод обучения детей с КИ Цель: Развитие речи у глухих детей с кохлеарным имплантом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения

Основные положения Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после КИ;Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ;

Основные положения Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка;Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка.

Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после КИ 1 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия длительность 3 -12 недель2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ длительность 6 – 18 месяцев3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи длительность - более 5 лет4 этап – период развития связной речи и понимания сложных текстов

1 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия Цели:Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребёнку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (>6м);Вызывание у ребёнка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиями со звуками;Вызывание у ребёнка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения;Это основа для спонтанного развития процессов слухового/ слухоречевого анализаСоответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4 – 6 месяцев

2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ Цели:1. Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ;2. Развитие/формирование всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналовОБНАРУЖЕНИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ, ОПОЗНАВАНИЕСЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕСЛУХОВОЙ КОНТРОЛЬ ГОЛОСА, СЛУХОАРТИКУЛЯТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХСЛУХОВАЯ И СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ3. Развитие мотивации к речевому общению и его начальных навыковЭто основа для спонтанного развития и понимания речи и собственной устной речи.Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет

3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи Цель: овладеть основными компонентами языковой системы и устной речи как основным средством общенияРазвитие слухоречевой памяти;Накопление пассивного словаря;Развитие грамматической системы;Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы, общих представлений о мире) слухозрительно и на слух;Накопление активного словаряРазвитие диалогической речиРазвитие связной речи;Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроляРазвитие навыков чтения и понимания прочитанногоСоответствует 5 – 7 годам развития детей с нормальным слухом

4 этап – период развития связной речи и понимания сложных текстов Цели: 1. Увеличение словарного запаса; 2. Расширение общих представлений об окружающем мире; 3. Дальнейшее развитие грамматической системы.Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребёнком понимать прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение общаться с разными людьми с помощью речи.Соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет.

Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ Приоритетное направление коррекционной работы – направление, отсутствие прогресса в котором тормозит развитие других функций.Прогресс в этом направлении обеспечит продвижение в других направлениях – развитие других функций с помощью сформированной функции.СЛУХ – не цель коррекционно-развивающей работы.СЛУХ – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребёнка с КИ.

СЛУХ – не цель, но с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и думать намного легче, чем другим способом

Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка Целенаправленное обучение. Свойства. (Ф. Конингс)Планомерное;Структурированное (теория, планомерные инструкции);Практика (планомерные упражнения);Требует выполнения конкретных заданий/действий;Осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы);Осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни;Процесс обучения не увлекателен.

Спонтанное научение. Свойства. (Ф. Конингс) Непланируемое, неструктурированное – происходит само собой;Научение во время естественных дел;Действия, приводящие к овладению навыком скрыты;Осваиваемые навыки используются сразу (интегрированы);Осваиваемые навыки нужны в повседневной жизни – мотивированны;Процесс увлекателен (не всегда…)

Развитие слуха и речи у ребёнка с КИ происходит в 2-х ситуациях В течение дня во время ежедневных дел (дома, в саду, в школе)Естественное, интегрированное, спонтанное16 часов в день – только при наличии речевой средыВо время целенаправленных занятий (педагог, мама)Структурированное развитие навыков, которые плохо развиваются спонтанно;Формирование навыков, которые важны для развития спонтанного развития речи у ребёнка на данном этапе30 – 60 минут, 2 – 5 раз в неделю

Необходимые условия для спонтанного развития слуха и речи у детей с КИ Есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;Созданы условия для развития речевых коммуникативных навыков в разных ситуациях – взрослый с ребёнком, ребёнок с ребёнком, взрослый с группой детей;У ребёнка появляется положительный опыт в развитии навыков слушания, говорения и общения;В процесс абилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребёнкеРебёнок и семья имеют возможность регулярно получать помощь сурдопедагога адекватными методами в течение 3 – 7 летСоздание хороших условий для восприятия звуков и речи, особенно в начальный период использования КИ (нет шума, нет реверберации)

Необходимые условия для спонтанного развития слуха и речи у детей с КИ Интегрированное обучение детей с КИ – это не только способ их социализации, ЭТО ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕТОДИКИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ:ВОЗМОЖНОСТЬ слышать речь и общаться речьюНЕОБХОДИМОСТЬ слушать и общаться речьюПОТРЕБНОСТЬ слушать и общаться речью

Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка. Обучение родителей развитию у ребёнка слуха и речи с КИ/СА, контролю слуха с КИ/СА, развитию коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств;Обучение приёмам вызывания, стимуляции высказываний/голосовых реакций ребёнка в процессе игры и ежедневных дел;Помощь в организации условий для реабилитации по месту жительства;Подготовка учебной литературы для родителей детей с нарушениями слуха;Подготовка учебной литературы для педагогов по обучению родителей;Организация системы обучения родителей развитию детей с нарушениями слуха

Обучение матери/ близких Форма работы не инструкция, а совместные действия.Объяснить родителям, ЧТО и ЗАЧЕМ надо делать;Показать родителям, КАК это делать;СДЕЛАТЬ ЭТО ВМЕСТЕ с родителями;Дать родителям возможность САМОСТОЯТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ это с ребёнком под своим наблюдением, чтобы проконтролировать правильно ли они это делают, исправить ошибки.У родителей должен быть позитивный опыт своих действий!

  Дооперационный этап (до момента проведения кохлеарной имплантации):

Установление диагноза: комплексная диагностика состояния слуха ребенка/взрослого  как кандидата на операцию КИ с помощью объективных медицинских (клинических, аудиологических) и психолого-педагогических обследований: уточнение/подтверждение клинического диагноза, педагогическая оценка слуха.

Слухопротезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами, педагогическая оценка эффективности использования СА.

Коррекционно-педагогическая работа (возраст ребенка на момент начала постоянных занятий, их длительность, вовлеченность родителей, психолого-педагогические особенности ребенка, компетентность педагогов и ряд социальных факторов).

При подтверждении диагноза: стойкое тяжелое нарушение слуха (двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, пограничная с глухотой, глухота) – отсутствие возможности воспринимать речь на слух даже с помощью специального оборудования (звукоусиливающая аппаратура, СА);

При отсутствии положительной динамики в речевом развитии ребенка при отсутствии выраженных грубых психических или интеллектуальных расстройств;

При наличии комплекса медико-технических, психолого-педагогических и социальных условий по основному месту проживания ребенка/взрослого.

Меню