Развитие речи у детей в год

Консультация по логопедии по теме: Нормы речевого развития дошкольников

Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для  речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.

Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка, в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

Развитие ребенка в год

Годовалый малыш овладевает двумя очень важными умениями человека – ходьбой и речью. Ребенок от года до двух лет проходит очень большой путь речевого и интеллектуального развития. Начинается этот путь с понимания речи близких взрослых и первых десяти слов, которые говорит ребенок в год. А к двум годам малыш ставит просто рекорд в развитии – его словарь составит примерно 200-300 слов к двум годам, в речи появятся первые короткие предложения, ребенок начнет понимать сюжет в инсценировках и на картинках.

Конечно же, такой скачок в развитии малыша происходит не сразу, а постепенно, поэтапно. Развитие ребенка на втором году жизни проходит несколько этапов. Первый этап включает первые три месяца от года до года трех месяцев. Об этом этапе в развитии малыша мы и поговорим в этой статье.

Игра «Иди ко мне».

Уберите все препятствия из центра комнаты. Отойдите от малыша на несколько шагов и позовите его по имени: «Ирочка, иди сюда, иди ко мне! Посмотри, что у меня есть! У меня есть собачка ав-ав» (покажите игрушку). Игрушка говорит: «Иди ко мне, Ирочка, я к тебе в гости пришла. Ав-ав!». Поманите малыша к себе. Если ему трудно преодолеть всё расстояние, то подхватите его на половине пути. Пусть игрушка поздоровается с малышом за ручку, погладит его, спляшет, споет песенку (придумайте любые действия). Предложите ребенку ответные действия с игрушкой: погладить, покормить, причесать, потанцевать.

Можно провести и другой вариант этой игры. Игрушка (например, собачка) может спрятаться и подозвать ребенка к себе: «Ку-ку! Иди сюда! Найди меня, Ирочка!». «Прячется» игрушка так, чтобы была видна одна ее часть – например, мордочка или хвост.

Игрушку в игре нужно менять, так как одна и та же игрушка быстро надоест ребенку и станет непривлекательной для него.

К 1 году 2 месяцам малыш уже может не только ходить, но и забраться на стул, на подоконник. Причем делает он это не из шалости или непослушания,  а из интереса. Поведение малыша ситуативно – ему интересно всё и всё его как магнитом притягивает к себе. Ему хочется обследовать окружающий его мир. Но он еще не знает о его свойствах   — лезет к горячему утюгу, засовывает пальчик в щель двери, стягивает скатерть со всеми находящимися на ней предметами со стола и с любопытством осматривает осколки чашки и тарелки. тянет в рот острый нож оставшийся на столе и т.д. Поэтому в этом возрасте нужно особенно внимательно следить за маленьким непоседой, но ни в коем случае не ограничивать ему возможности движения. Лучше предусмотреть всё заранее и быть уверенной в том, что никакие опасные предметы (иголка, ножницы, швейные булавки, кнопки, утюг и другие)

никогда

Поэтому нужно в семье обсудить и очень четко определить, что ребенку можно (это 2/3 и более его действий) и что действительно нельзя (не более чем 1/3  действий то есть несколько пунктов, которые может запомнить малыш). Также надо обсудить,  где будут храниться опасные для малыша предметы и за этим следить.

Таких запретов — «нельзя» должно быть немного, но запрет должен соблюдаться беспрекословно и всегда, то есть в любой ситуации. Например, если малышу нельзя залезать на подоконник, то это «нельзя» во всех ситуациях должно соблюдаться. Значит, незачем самим ставить ребенка на подоконник, чтобы он смотрел на улицу или махал ручкой бабушке, когда она уходит. Ведь тогда малыш поймет, что  всё-таки это «можно», и в тот момент, когда Вас не будет рядом, залезет на подоконник сам. И он будет в этом прав — ведь взрослые его ставили на подоконник, значит это можно!

К 1 году 3 месяцам можно с малышом делать специальные игровые упражнения по развитию движений. Например, учить его перешагивать через небольшие препятствия. Покажите малышу, как перешагивать через веревку, привязанную на расстоянии 12-18 см над полом. На прогулке перешагивайте вместе с малышом через ручейки, через лежащие на земле палочки. Дома можно  разложить на полу кубики и малыш будут перешагивать через них.

Также можно сделать с ребенком упражнения по бросанию мячика в корзину (ящик, коробку), находящуюся на уровне груди ребенка. Расстояние от корзинки до малыша примерно 50-70 см.

Еще одно двигательное умение, которое начинает осваивать малыш – это бег. Когда годовалый ребенок пробует бежать, у него получается семенящий шаг вместо бега. Поэтому делая упражнения с бегом, сами переступайте очень маленькими шажками в темпе бега ребенка.

  Развитие движений у ребенка в год. К 1 году 3 месяцам малыш умеет:

Годовалый малыш очень любознательный и активный. Как поощрять его активность и развитие движений без слез и капризов? Как по возможности избежать запретов? Об этом Вы узнаете в видео для мам на тему «Запреты и ребенок»

Развитие мышления в год: игры и упражнения с малышом.

Малыш в год очень любит действовать с разными предметами, разъединяя их на части и соединяя обратно – раскладывать и вкладывать. Так он познает свойства окружающих нас предметов и простейшие взаимосвязи. Поэтому нужно предоставить ему состоящие из нескольких частей игрушки, которые можно разъединять и соединять. Такие возможности есть не только у покупных игрушек, но и у изготовленных своими руками развивающих ковриков, книжек, игрушек, в которых детали прикрепляются и открепляются с использованием разных застежек (шнуровка, кнопка, молния, липучка, карабинчик). Так малыш будет разъединять, но не ломать при этом, а разбирать.

Размер деталей развивающих игрушек или книжек для годовалых детей должен быть таким, чтобы малыш мог легко охватить деталь ладошкой (например, удобна будет матрешка диаметром 5-6 см, кольца пирамидки – 4-5 см).

Манипуляции с предметами очень важны для развития интеллекта малыша. Ведь именно в возрасте от 1 года и старше ребенок учится различать предметы по величине (большой или маленький), по форме (круглый или прямоугольный). Ребенку нужны и разные игрушки-сортировщики, а также вкладыши и пирамиды.

Полезные советы для проведения игр и упражнений с малышами.

1)   Каждая игра или упражнение повторяются на неделе не менее 3 раз (длительность одной игры от 3 до 6 минут) с постепенным пошаговым усложнением в следующее повторение игры.

2)   При повторении игры можно частично заменить материал или игровую ситуацию. Например,   можно построить башню другого цвета. Или сначала мы строили башню из кубиков, а теперь научимся строить  из кирпичиков. Можно в первый раз сделать эту башенку для птички, а в следующий раз уже для белочки, которые похвалят малыша и скажут ему «Спасибо».

Малыш в 1 год – 1 год 3 месяца не может быстро повторить за взрослым действие или слово. Например, нужное слово он может повторить только через полминуты или даже больше! Это возрастная особенность малышей, которая не должна вызывать тревогу. Так реагируют все малыши!

Нельзя заставлять малыша чем-либо заниматься. Если он сейчас не хочет играть с этой игрушкой – отложите игру с ней и переключитесь на что-то другое. Через некоторое время предложите эту же игрушку снова, и малыш  уже с удовольствием с ней поиграет. Главное для нас – привлечь ребенка, заинтересовать его. Очень часто бывает так, что взрослый начинает играть с игрушкой на виду у ребенка, а заинтересованный малыш подходит или приползает к нему и завороженно смотрит. Тут и можно подключить его к игре.

Внимание малышей очень быстро переключается. Поэтому каждая игра или упражнение с развивающими игрушками обычно длятся не более 5-6 минут. Заканчивать игру нужно тогда, когда у малыша еще есть интерес к развивающей игрушке, а не тогда, когда он пресыщен игрой с ней и утомлен.

Обилие игрушек вокруг малыша неблагоприятно для развития ребенка: он отвлекается, берет одну, бросает, хватается за другую, снова бросает, снова хватает первую, не может сосредоточиться. Глаза разбегаются, целенаправленных действий малыша по обследованию предмета нет, интереса к игре тоже нет.  Поэтому все имеющиеся дома развивающие игрушки нужно поделить на несколько групп. Часть игрушек должна находиться на уровне глаз малыша так, чтобы он мог в любой момент увидеть и достать их, поиграть с ними. Другие же игрушки в это время должны быть убраны в коробки и храниться вне доступа ребенка. Затем игрушки меняются: надоевшие игрушки убираются в коробки, а оттуда достаются уже забытые малышом игрушки, которые он воспримет с большой радостью.

Играем с рыбками.

В таз опустите игрушки (например, рыбки). Дайте малышу сачок (рекомендуемая длина ручки сачка 40-50 см, диаметр сачка 10-15 см). Научите малыша пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Это не так просто для него, как кажется на первый взгляд, потому что ему нужно научиться ловко пользоваться новым предметом — орудием!

Занимаемся с пирамидкой.

Если малыш не знаком с пирамидкой, то лучше начать заниматься с пирамидкой с одним размером колец. 

Дайте малышу возможность обследовать колечки пирамидки: проведите его ладошкой по кругу – вот какое колечко кругленькое! Покажите, как колечко катается. Положите колечко от пирамидки на стол. Оказывается, колечко может не только кататься, но и лежать! Дайте колечко в руки малышу для игры – покажите как  брать колечко кончиками пальцев.

Пусть малыш сначала научится нанизывать кольца на стержень. Покажите малышу, как это делается. Сначала покажите, как нанизать первое колечко. И предложите малышу повторить это действие. Если он не сможет его повторить, возьмите его ручку в свою и наденьте колечко на стержень. Продолжайте нанизывать колечки. «Колечко, еще колечко, еще колечко…».

Возьмите руку малыша в свою руку и проведите ручкой малыша по готовой пирамидке — какая ровная получается пирамидка, гладкая!

Очень оживляет эту игру звуковое сопровождение. Когда колечко нанизано и падает на опору стежня пирамидки, говорите: «Тук! Упало». Даже совсем маленькому малышу можно называть цвета колечек: «красное колечко», «синее колечко».

Покажите кольца пирамидки малышу, назовите: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Наденьте сначала большие кольца, затем маленькие и проведите ручкой ребенка по пирамидке. Она стала неровная. Пусть малыш попробует сделать такую пирамидку с Вашей помощью.

Упражнение 3. Пирамидка из трех колец разного цвета. Помогите малышу собрать пирамидку, сопровождая действия речью: «Молодец! Взял колечко пальчиками, надел колечко. А еще одно колечко? Все колечки надел? Где еще колечко? Вот оно!». Помните, что малышу нужно постоянное одобрение и поддержка. Учтите что «правильную» пирамидку из колец с убывающим размером  малыш в год еще сложить не может. Этому он будет учиться уже после 1 года 3-4 месяцев.

Меню