Развитие речи неговорящих детей

Дифференциальная диагностика алалии от умственной отсталости и других паталогий

Многие годы внимание специалистов (Ковшиков В.А. 1985, Соботович Е.Ф. 1981, Орфинская В.К. 1963, Давидович Л.Р. 1975, Ковалев В.В. 1979) привлекают дети, у которых практически полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию специалисты называли «слухонемотой», «врожденной афазией», «афазией детского возраста» пока не остановились на термине «алалия» отсутствие речи или ее системное недоразвитие. Алалия считается сложным речевым дефектом, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). 

«Неговорящих» детей в массовом детском саду, а в частности детей с моторной алалией по специфическим проявлениям психической деятельности  путают с детьми с умственной отсталостью. 

При раннем выявлении таких детей, создании для них благоприятных условий и комплексной коррекционной работы появляется возможность формирования у них полноценной самостоятельной речи и дальнейшей готовности к школьному обучению в общеобразовательной или специальной школе.

Левина Р.Е. в рамках психолого-педагогической классификации трех групп речевого развития «неговорящих» детей определяла как:

  • отсутствие общеупотребительной речи; 
  • начатки общеупотребительной речи;
  • развитие фразовой речи с элементами лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие

В речи детей –  алаликов выделяют целый ряд ошибок:

  • многочисленные пропуски звуков;
  • обязательный атрибут – грубое нарушение слоговой структуре;
  • смешение элементов двух и более слов;
  • перестановки слогов в словах;
  • наличие выраженных аграмматизмов;
  • грубые (весьма обильные и многообразные)  нарушения звукопроизношения.

Психологические особенности «неговорящих»  детей (с моторной алалией).

  • речевой негативизм т.е. нежелание общаться с окружающими детьми и взрослыми;
  • дети застенчивы, робки;
  • личностные особенности (явления эмоцианоально-волевой незрелости);
  • эмоционально-вегетативной (невротическая и неврозоподобная симптоматика);
  • выражена неполноценность усвоения и воспроизведения вербальных знаний, не подкрепленных непосредственным опытом;
  • выраженный дефицит кратковременной слухоречевой памяти.

Как выявить «неговорящего» ребенка?

В качестве основных причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. В анамнезе действие патологических факторов (токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности, вредные привычки (наркомания, табакокурение); актуальные экологические факторы; рождение в асфиксии; родовая травма; мозговые заболевания и травмы головы в раннем возрасте) наблюдается в пренатальном и раннем постнатальном (до 3-х лет) периоде.

Первые признаки такого расстройства проявляются у детей на втором году жизни: первые слова появляются поздно – к 3-4 годам, фразовая речь формируется только после 5-6 лет. При исследование неречевых психических функций важно отличать особенности выполнения заданий детьми с алалией и детей с умственной отсталостью. Ошибки характерные для детей с умственной отсталостью:

  • внимание – неустойчивое;
  • дети не воспроизводят заданный ритм (при исследовании динамического пракиса), даже после подробной инструкции. Например, I I ii I    IiiII     IIiii      iiiII; 
  • зрительное восприятие также имеет ряд отклонений: дети с УО не соотносят название цвета и цвет. Это хорошо заметно в задании «подбери картинку к цветовому фону». Дети с УО не соотносят геометрические фигуры с их название.
  • зрительно-пространственного гнозис и праксис детей с УО также отклоняется от нормы – дети не могут показать правой рукой левое ухо, правый глаз и т.д. Пробы Хеда детьми с УО не выполняются. Дети слабо ориентируются в пространстве.
  • основными показателями сформированности неречевых психических функций могут служить задания: складывание   пирамиды  5-12 ч., доска Сегена, разрезные картинки  12 частей, кубики 12 частей, Рuzzle 56 штук, «сложи из палочек»: а) по образцу, Б) по памяти  4-6 шт. Приведенные задания дети с УО самостоятельно не выполняют, не могут сделать по образцу, подсказка не является стимулом для верного выполнения задания, детям с УО не свойственен метод проб и ошибок.

Анализирую выполнение приведенных диагностических заданий детьми с моторной экспрессивной алалий – «неговорящих» детей  мы можем сделать вывод, что дети не испытывают затруднений в исполнении или имеют незначительные отклонения, что обусловлено специфическими особенностями симтомокомплекса моторной алалии.  

Далее исследование проводится по плану логопедической диагностики, характерными особенностями для «неговорящих» детей являются:

  • особенности моторики – несформирована статическая и динамическая координация движений;
  • при исследовании импрессивной речи (понимания), «Покажи девочку, которая ловит бабочку» дети с МА показывают высокий уровень сформированности функции. Отмечаются затруднения в понимании предложно-падежных конструкций, в понимание сложноподчиненных предложений, в дифференциация глаголов с различными приставками; при исследовании пассивного словаря дети с МА выполняют задания верно;
  • исследование экспрессивной речи (говорения) показывает, что страдает именно этот блок, что свойственно детям с МА – речевая моторика нарушена, звукопроизношение нарушено, нарушено состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений, лексико-грамматический строй грубо нарушен.  

Как не путать моторную алалию с другими патологиями?

Выделение детей с алалией среди группы детей  с различными отклонениями в речевом и психическом развитии является достаточно сложной, но важной задачей, так как своевременное и верное выявление моторной алалии определяет эффективные пути коррекции.  Детей с моторной (экспрессивной)  алалией следует отличать от детей с умственной отсталостью. «Алалия – это форма патологии речевой деятельности….» Волкова Г.А. [2] в то время как «…умственная отсталость – это группа чрезвычайных разнородных состояний, в самой различной степени и по самым различным причинам нарушающих адекватное возрасту функционирования индивида в обществе вследствие дефекта познавательных способностей»  Ковалев В.В. и адаптивного социального поведения.

Характерные отличия:

  • у детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой;
  • дети с МА заинтересованы в обучении,  получение новых знаний, дети с УО не проявляют интереса;
  • дети с МА принимают помощь взрослого в различных видах деятельности, дети с УО плохо принимают помощь;
  • дети с МА критичны к своим ошибкам, дети с УО малокритичны к своим ошибкам и неудачам;
  • у детей с МА имеется «явление переноса»: после объяснения способа выполнения  действия, дети выполняют аналогичные действия  на другом материале спонтанно, у детей с УО, спонтанно не формируется, необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения заданий;
  • дети с МА лучше понимают речь, дети с УО с трудом понимают сказанное, что хорошо заметно на предложении выполнить действие по инструкции «Принеси книгу» и т.д.;  
  • у детей с МА имеются аграмматизмы, речь детей с УО логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане, в грамматическом отношении; 
  • у детей с МА сохранно невербальное мышление (например, исключение 4 лишнего), у детей с УО имеется нарушение всех его компонентов;
  • у детей с МА степень обучаемости выше;
  • у детей с МА некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с УО – диффузный; у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отсталость постепенно сглаживается.

Важно отличать детей с МА от детей с синдромом Каннера (аутизма).

  • у детей с МА сохранны постоянные реакции на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют;
  • дети с МА активно используют зачатки  речи и мимико-жестовую речь, дети с аутизмом одновременно употребляют «лепетные» слова и сложноорганизованные, правильные по языковой структуре высказывания;
  • дети с МА стремятся к контакту (за исключением негативизма), наблюдается интерес к новому, адекватность эмоций;
  • у детей с МА отсутствуют стереотипии в движениях и действиях.

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям:

— развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура;

Следует также помнить, что к более сложному слоговому классу рекомендуется переходить после отработки слов изучаемого продуктивного слогового класса во фразовой речи.

— восприятию и воспроизведению разнообразных неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, пропрыгивание и т.д.);

— различению на слух слоговых контуров по длине. Главная задача основного этапа — формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов.

Особенности работы с неговорящими детьми

Основная задача в самом начале коррекционной работы — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Этот этап предназначается для логопедической работы с неговорящими детьми.

По мнению Н.С. Жуковой, уровни понимания речи у детей с ОНР могут быть различны: от самого низкого, при котором ребенок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение единственного и множественного числа существительных). Некоторые неговорящие дети могут понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (например, на столе, в столе, под столом). Одни дети владеют довольно большим пассивным словарем, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания, выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что «они все понимают, только не говорят». У других же детей и понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создается впечатление, что ребенок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удается установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.

Если неговорящие дети имеют низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать логопедическую работу именно в этом направлении. Только при достаточно хорошем понимании речи ребенок может начать говорить. Если же уровень понимания речи достаточно высок, то на первый план выдвигается задача вызывания любых звукоречевых проявлений.

Меню