Развитие речи детей

Речевое развитие ребенка

Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения.

Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения. Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки. Строгих возрастных границ они не имеют, плавно переходя один в другой.

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка. Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

Основной критерий уровня речевого развития ребенка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов. Важен не только объем словарного запаса, но и его качество – наличие в нем прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребенок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения.

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Нарушения в развитии речи ребенка: причины, способы решения проблемы

На любом этапе овладения родным языком могут проявиться нарушения речевого развития. Кроме дефектов произношения почти все они возникают в раннем возрасте, и чем раньше их заметят, тем больше шансов исправить ситуацию.

Отсутствие фразовой речи после 3-х лет

Способ решения – консультация логопеда, посещение специализированного логопедического детского сада, целенаправленные коррекционные занятия с ребенком.

Нарушение подвижности речевых мышц

Возможная причина – дизартрия. В результате проявления этого нарушения ребенок не сможет научиться нормативному произношению звуков, поскольку не способен полноценно управлять мышцами органов речи. Его необходимо проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

Нарушение произношения звуков, сложные речевые дефекты

Если к 5-ти годам ребенок стойко не выговаривает какие-то звуки, ему необходимы логопедические занятия по их постановке или коррекции. Смешивание в речи и на слух парных звонких-глухих, твердых-мягких или близких по звучанию звуков свидетельствует о фонетико-фонематическом нарушении слуха, при этом диагнозе также показаны регулярные занятия по специальным методикам.

Неразборчивая в целом речь после 4-х лет может свидетельствовать о тяжелых речевых расстройствах, которые в дальнейшем могут отразиться на общем психическом развитии, письменной речи, процессе овладения навыками чтения.

Для обследования речи и установления правильного диагноза необходимы знания в области логопедии, практические навыки, специальные методические пособия. Поэтому, если есть сомнения в правильности развития речи ребенка или у него наблюдаются устойчивые, не поддающиеся исправлению по подражанию дефекты произношения – обратитесь к логопеду в детскую поликлинику или на логопункт дошкольного учреждения.

Развитие речи у детей. Как и чем помочь малышу.

Развитие речи у детей не беспокоит наверное, только тех родителей, у кого ребенок родился Цицероном (жил как-то давно такой греческий оратор).  А для всех нас, простых смертных, это очень важно. Давайте разберемся, как мы можем помочь в развитии речи нашей деточке.

Прежде всего, давайте поймем, что развитие речи у детей — длительный процесс, начинающийся с рождения ребенка и продолжающийся вплоть до 10-12 лет. Маленькие дети не способны различать языки, речевые обороты и слова, и воспринимают речь инстинктивно. Правильно понимать речь взрослых детям помогает интонация сказанных предложений. Сам ребенок на первых порах выражается только звуками, лепетом и гулением. Чаще всего при общении с младенцем родители используют вопросительную форму речи, при этом как задавая вопрос, так и отвечая на него. Таким образом у ребенка складываются первые понятия о диалоговой форме общения.

Новорожденные дети очень быстро понимают, что криком можно привлечь к себе внимание взрослых, чтобы они в свою очередь устранили причины дискомфорта ребенка, поэтому в возрасте одного-двух месяцев единственным позывным у них является крик.

Тем не менее, по прошествию времени в памяти ребенка упрочняются определенные словосочетания, на которые он реагирует и понимает, что за ними последует то или иное действие, запоминает своё имя, простые обращения к родителям — папа, мама, баба, деда и т.д.

Ребенок начинает лепетать, воспроизводить более сложные звуки и фонемы; зачастую взрослые могут слышать долгий эмоциональный неразборчивый детский лепет, в возрасте 6-7 месяцев  дети могут отвечать на ваши действия смехом. Ближе к 1 году у ребенка начинают резаться зубы, а это значит, что ему будет доступно большее количество звуков и букв, которые он сможет произнести.

Научно доказано, что девочки всегда опережают в своём развитии мальчиков, поэтому и разговаривать они начинают быстрее. Обычно к годовалому возрасту девочки уже произносят свои первые слова, могут назвать своё имя, позвать родителей, осознанно произносить простейшие просьбы (на ручки, кушать, в туалет и т.д).

Тем не менее, если ваш малыш к году ещё не отличается разговорчивостью, не спешите бить тревогу. Развитие речи у деток проходит разными темпами.

Для помощи ребенку в его развитии, как можно больше общаться с ним. Общайтесь с малышом на его уровне. При этом недопустимо сюсюканье, сложные предложения или невнятная речь, в этом возрасте дети, как губка, впитывают в свою память услышанное, и могут запомнить слова в исковерканном виде, что будет препятствовать нормальному развитию их речи.

От полуторагодовалого возраста и старше ребенок становится вашим подражателем, и, подобно попугаю, будет повторять ваши слова и фразы. Он становится наблюдательнее, у него развивается воображение и появляются зачатки самосознания, а значит, всё больше будет расти потребность в выражении своих мыслей и воли. Читайте своему малышу больше детских сказок, показывайте иллюстрации в книжки, задавайте ему вопросы, таким образом вы будете стимулировать его задумываться и чётко формулировать ответы.

Вы можете обращаться к ребенку с какими-либо простыми просьбами — принеси, дай, возьми, найди и т.д. Играйте вместе с ним, рассказывайте простые стихотворения, озвучивайте его игрушки, как будто они разговаривают с ним. Находясь на прогулке, рассказывайте ребенку об окружающих вас предметах, изображайте звуки, которые они издают — карканье ворон или сигнал машины.

Исследование анамнеза, социальной структуры семьи и характера взаимоотношений с ребенком

Основная цель данного исследования - поиски путей организации совместной работы логопеда и родителей по коррекции речевых, умственных и физических отклонений детей с нарушениями речи в целях полноценной подготовки к школе. В соответствие с целью исследования был поставлен ряд конкретных задач: 1. Анализ литературных данных по проблеме. 2. Выявить причины, способствовавшие или повлиявшие на развитие речи детей с нарушениями речи. 3. Изучение медицинских карт детей. 4. Разработка основных направлений связи логопеда и родителей. Исследование проводилось на базе ДАОУ «ДОД Дом детского творчества» Балкыш» Высокогорского района. Всего были обследованы 10 семей детей старшего дошкольного возраста. Из них у 6 семей дети были с нарушениями речи, у 4-х семей дети без нарушений. В ходе эксперимента исследовалось три аспекта: анамнез, социальная характеристика семьи и особенности воспитания ребенка.

Контингент 1 группы: шесть детей с нарушениями речи 1а – Галлямов Альберт ФФН 2а - Яхина Зарина ОНР (2 уровень) 3а - Даутова Алина ФФН 4а - Габдуллазянов Зульфат ОНР (3 уровень) 5а - Мухаметшин Денис ОНР (3 уровень) 6а - Хайрутдинова Гульназ ФФН

Вторая группа – контрольная. Семьи, у которых дети без нарушения речи. 1в - Равиловы 2в - Ибатуллины 3в - Фазлиевы 4в - Зариповы

В ходе эксперимента я старалась создать благоприятные условия для проведения исследования, атмосферу доверительного контакта. Родители должны быть заинтересованы в искренности собственных ответов. Тест был взят из практического пособия.

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности

Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей, которых  интересует  тема  " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" .

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Хочу поделиться из своего опыта работы некоторыми игровыми приемами и упражнениями по развитию речи. Данные упражнения можно вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними.

Меню