Развитие речи детей через художественную литературу

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Роль художественной литературы в развитие речи детей

Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказывания самостоятельно. Малыши, говорят с целью, что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Появляется способность к речевому анализу. Ребенок не умеет правильно произносить слова улавливает какое-то похожее по значению и произносит с ошибками (сашулька – сосулька). В этом возрасте дети начинают улавливать на слух интонации и производить их ( к примеру радостные и вопросительные). К сожалению исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей 4 лет, опубликованные в 1968 г. Возможно, что у современного ребенка другие количественные характеристики. Итак, по Аркину: существительных и местоимений – 50,2%; глаголы – 27,7%; наречия – 5%; прилагательные – 11,8%.

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя (словообразование, словоизменение (пришел- ушел)) – увеличение числа простых распространенных предложений, появление сложных предложений.

Здесь отрабатывается четкое произношение почти всех звуков родного языка. Уточняется произношение звука с помощью различных дидактических игр, закрепление звуков в словах и фразовой речи (используются игры – инсценировки, чтение стихов, повторение чистоговорок, повторение слов из рассказа воспитателя).

Следует учить детей строить предложения с разным порядком слов. Ребенок должен овладеть умением менять порядок слов с синтаксической конструкцией.

Основной подготовкой к монологической речи является диалог – первая степень в развитии связной речи детей. И самым главным является рассмотрение сюжетных картин и составление рассказа по картине.

Своеобразное восприятие литературных произведений младшими дошкольниками заключается в том, что при осмыслении текста они исходя из своего непосредственного и пока ограниченного опыта. Дети не могут мысленно представить героя произведения, поэтому они нуждаются в наглядной основе – рисунке, иллюстрации, картине. Читать детям художественные произведения следует ежедневно.

Создание воспитателем образа яркого, запоминающегося. Следует говорить много, произносить фразы отчетливо, употреблять новые слова и выражения, радоваться появлению речи у детей. С помощью яркого образа дети быстрее запоминают сказки, стихи, новые слова.

Желательно сначала задавать вопросы по картине, а уже потом составлять рассказ, но использовать непосредственно высказывания детей. При составлении рассказа нужно следить за тем, что бы одно высказывание дополняло и продолжало другое, показывая связь между отдельными частями картины.

Кроме, того в группе созданы условия для самостоятельного общения детей с книгой. В книжном уголке есть книги разных жанров: сказки, стихи, потешки, познавательные книжки, книжки-игрушки, любимые книги детьми, которые они с удовольствием рассматривают самостоятельно.  Использование дидактических игр и Passel   по русским народным сказкам.

Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с интересом читали и изучали книги.

Развитие словаря детей через знакомство с художественной литературой

Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной связной речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве. Словарный запас ребенка постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации.

Важную роль в развитии и обогащении речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит также могучим действующим средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.

Художественная литература наиболее эффективно будет способствовать развитию словаря детей при соблюдении следующих условий:

Выбор текста не должен быть механическим, случайным, должна быть тесная связь с текущей педагогической работой, в нашем случае с проектом. Текст должен быть обязательно заранее прочитан воспитателем. Мне кажется, что некоторые произведения вообще нельзя читать детям.

Должна быть проведена работа над выразительным исполнением текста. Интонация, расстановка логического ударения и пауз, выработка ясного и правильного произношения слова.

После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок, т. е. произведение обязательно должно быть осмыслено. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Произведения художественной литературы должны использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка. Читать необходимо ежедневно. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Затем читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Задачи: пробуждать желание слушать произведения и рассказывание сказок; воспитать умение следить за действием сказки, сочувствовать положительным героям. Выбрать из текста незнакомые слова, выражения, пояснить картинки, предметы, действия, обозначенные этими словами. По знакомить с различными жанрами литературного произведения. Произведения, которые можно обыгрывать желательно инсценировать. Достаточно задать 2-3 вопроса.

Задачи: важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества; подбирать выражения, определяющие их характер, подбирать слова- синонимы.

Важно продумать вопросы после чтения, чтобы помочь детям вычленить главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки.

Дети этого возраста способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к положительному и отрицательному. Дети должны знать средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты, фразеологизмы).

Что вы можете рассказать о героях? Как поступают герои? Что произошло с героями? За что вы полюбили или не полюбили героев? Как автор описывает природу? Какие выражения в тексте тебе понравились больше?

Методы работы с детьми над художественным произведением можно условно разделить на три группы по Л. А. Таллер.

Беседа по прочитанному. Беседа – не опрос, а доверительный разговор, сопереживание с детьми. Наиболее сложным моментом является переход от чтения к беседе, этот переход должен быть незаметным, не сбивать эмоциональный настрой, вызванный чтением. В беседе по прочитанному предлагают следующие вопросы: Вы рады за него? Хотелось вам ему помочь, почему? Вам его жалко, почему? Нравится вам герой? Докажите. Вопросы беседы должны быть краткими, точно сформулированными, не быть однотипными, так как одинаковое звучание вопросов создает монотонность. Вопросы по возможности должны носить проблемный характер, ребенка нужно учить думать над художественным произведением. Кроме вопросов в беседе вопрос-ответ можно использовать ряд других приемов, которые вносят разнообразие в занятие.

А) Беседа с элементами драматизации – всегда проходит живо, интересно. Понимание литературного героя, отношение к нему не только в процессе разговора, но и в деятельности ребенка.

Б) Словесные игры тоже используются в беседе, помогают ребенку войти в образ. Дети, беря на себя роль, не воспроизводят действия героев, а проговаривают их. Словесная игра развивает видение образа.

В) Словесный рисунок помогает детям представить литературный образ, увидеть его даже тогда, когда нет иллюстраций. Вопросы: Как бы нарисовал Айболита? Какого роста? Как одет? Дети рисуют в воображении.

Г) Воображаемый диалог с литературным героем – это один из приемов, стимулирующий детей выразить в слове свое отношение к литературному герою. Например, обращение к герою и предполагаемый ответ, который формулирует и проговаривает сам ребенок по рассказу.

Творческий проект «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью сказки мы знакомим малышей с явлениями природы, окружающим миром во всём его многообразии. А умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Обучать умению воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя, следить за развитием действия, активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художественному произведению, умению сопереживать героям сказки.

Ожидаемый результат: улучшить речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Необходимый материал: Сюжетная картинка к сказке "Колобок; цветные и контурные изображения героев сказки; игрушки – персонажи сказки; кукольный театр и персонажи сказки; пластилин; дощечки; салфетки; бумага; гуашь; кисти; дом; декорации к сказке; костюмы (элементы) персонажей сказки (маски, рукавички, фартучки, шапочки); конструктор; шары; деревья.

Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004. 223 с.

«От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М, 2010.

Дети стали использовать персонажей сказки в повседневной жизни, во время игры в различных условиях: строительном уголке, кукольном уголке, уголке театрализации.

Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.

Приложения к творческому проекту «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».

Приложение №1 Рекомендация для родителей: "Роль художественной литературе в развитии речи детей дошкольного возраста".

Приложение №2 Перспективный план по развитию речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

Меню