Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Содержание

Тема выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь.  Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

2.     Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.

·«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская и др. под ред. С.Л. Новоселовой, - М.: Просвещение, 1985.

·     «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателя детского сада, В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др., под ред. Г.М. Ляминой, - М.: Просвещение, 1981.

·     «Кроха» Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ.  Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.,      – М.: Просвещение, 2007.

Статья (младшая группа) по теме: Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей раннего возраста посредством использования системы дидактических игр и упражнений

Познание ребёнка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятий.

Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на органы его чувств.

Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение многих признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме: Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики.

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста.

 Общеизвестно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Это объясняется тем, что в ходе развития человеческого общения движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в коре головного мозга. Примерно также происходит процесс развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

Таким образом, ключевая проблема, которую я хотела решить в ходе своей педагогической деятельности с помощью специальных игр и упражнений, совершенствовать сенсомоторное развитие детей и, создать фундамент речевого и умственного развития дошкольника.

Использованием пальчиковых игр и упражнений, занимательных заданий, двигательной активности делают занятия более живыми, интересными, результативными. Кроме того, пальчиковые игры, речь с движением способствуют развитию зрительной и речевой памяти, координации движений, что, в конечном счете, поможет педагогу качественно подготовить ребенка к обучению в школе.

Целью работы является четкое построение системы  мероприятий с детьми, по преодолению задержки развития речи путем тренировки движений пальцев рук.

При переходе с одного этапа на другой пальчиковые упражнения усложняются. Поэтому нельзя переходить к следующему этапу, пока ребенок полностью не освоил предыдущий. Мы добиваемся, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Я работаю в   ясельной и первой младшей группе детского сада.  МНОГИЕ Дети, посещающие нашу группу, ЕЩЁ НЕ УМЕЮТ ГОВОРИТЬ  И в этом возрасте ещё не возможно выяснить будут ли в дальнейшем у ребёнка отклонения в речевом развитии. Поэтому я провожу большую коррекционно-воспитателъную   работу:    занятия   по   всем   разделам программы, индивидуальные занятия с детьми, физкультминутки, артикуляционные гимнастики, релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковые упражнения.

На первых этапах работы, когда дети еще не могут говорить самостоятельно, мы предлагаем им игры на развитие мелкой моторики.

В группе создана богатая развивающая среда для этой цели. Здесь сосредоточены все пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики:    

- Цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания        узоров на бархатной бумаге «Рисуем ниточкой»;

-Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и другого природного материала;

В начале учебного года мы проводим обследование детей по всем разделам программы, особое внимание уделяем состоянию мелкой моторики, динамической координации рук.

·   «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

·   «Играем на пианино» - держа кисти рук горизонтально над столом касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

·   Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

Результаты диагностического обследования выявили всю глубину проблемы. На начало мы получили следующие результаты:

Четко выполнить все 5 заданий не смог никто из детей нашей группы. 6 человек справились с тремя заданиями. 10 человек смогли выполнить одно – два задания.

 По итогам обследования наметили план работы. Выяснилось, что у детей нашей группы недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений ее частей. Поэтому работу начинаем с массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги.

При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, сгибание, разгибание пальчиков (всех вместе и поочередно). Используем такие упражнения: катание грецкого ореха или шарика (при усложнении используем два), катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности.Дети более старшего возраста выполняли массаж 2-3 раза в день: на прогулке, в качестве физкультминутки на занятиях, дома. Для родителей была проведена обучающая консультация На начальном этапе, выполняя движения, взрослый проговаривает действия. Затем воспитатель делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая его на себе. Потом дети делают упражнения по словесной инструкции взрослого. Затем кто-то из детей осуществляет показ упражнений. Иногда подключаем общее проговаривание прямого и обратного счета. Выполнение упражнений иногда сопровождаем музыкой, стихами, счетом на четыре для каждой руки.

Одновременно с этим в свободное время, во время дидактических игр, во время прогулки дети застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают узлы, используются различные шнуровки

Следующий этап работы - учим детей изображать пальчиками различные фигурки: «флажок», «очки», «бинокль», «стол», «солнечные лучи» и другое. Эти упражнения выполняются по образцу и словесной инструкции. Эти пальчиковые игры очень просты и эмоциональны, они отражают объективную реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.Простые пальчиковые упражнения используются нами и при работе над звуками. Используя игровую ситуацию и подражательные способности детей, мы вызываем наиболее простые звуки, которых может не быть у некоторых детей группы. Мы разыгрываем различные сценки: «На птичьем дворе», «На скотном дворе», «Мама - птичка и птенчики» и т.д. Дети изображают кистями рук птиц, животных, подражают им.

Освоив свободное выполнение пальчиковых фигурок, упражнения усложняются, мы переходим к использованию рифмованных историй: «Дружба», «Апельсин», «Алые цветы» и другие Используем народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Этот пальчик-дедушка», «Этот пальчик хочет спать».

На этапе ограничения речи («режим молчания», «режим шепотной речи») дети выполняют пальчиковые упражнения под декламацию воспитателя. В дальнейшем слова произносят сопряжено и производят соответствующие движения пальцев.

Нами разработано тематическое планирование пальчиковых игр со стихотворным сопровождением. К каждой лексической теме занятия учим и отрабатываем определенную рифмованную историю, скороговорки, потешки

Дети очень любят пальчиковые игры. При помощи пальцев мы инсценируем рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираем тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно.

Рекомендуем родителям фантазировать вместе с детьми, рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.

Через 1 год, по окончанию систематической и планомерной работы по развитию мелкой моторики я получила следующие результаты

Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности, происходит развитие личности ребенка, его речи, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. Дети раскрепостились, научились управлять своими эмоциями, действиями, научились говорить красиво, ритмично, плавно, выразительно.

Меню