Развитие речи детей пятого года жизни

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов который  наиболее благоприятен  для качественного скачка в двигательном развитии.  

А систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии.

Ребенок 5-го г. жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физ культурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но еще не умеют соразмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убежден в том, что выполнил движение полностью.

Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретает все более устойчивый характер; совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развиваются преднамеренное запоминание и припоминание. Дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образцу.

Ведущие элементы техники разных способов бега, прыжков, метания, действий с мячом, передвижения на лыжах, коньках и пр. не могут быть освоены ребенком и применены продуктивно, если у него недостаточно развиты ловкость, координация и точность движений, быстрота, сила, выносливость, гибкость, а также способность сохранять устойчивое положение тела в самых различных условиях.

Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы. В результате закладываются прочные основы школы движений, повышения работоспособности и физической подготовленности.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной дея тельности.

Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить пе релезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

Учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в прост ранстве.    

В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при ме тании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его ки стями рук (не прижимая к груди).

Учить метать предметы на дальность (не менее 3,5-6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2-2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м.

Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у де тей организованность, самостоятельность, инициативность, творчество, уме ние поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Консультация (средняя группа) по теме: Консультация для родителей "Характеристика речи детей пятого года жизни."

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Характеристика речи детей 4-5 лет

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошколь­ным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное упот­ребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согла­сования числительных с существительными в косвенных падежах. Упот­ребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчинен­ными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Усложнение высказывания, увеличение количества слов в предло­жениях может привести к большему количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов (потому что, зачем), неправильным согласованиям прилагательных с существи­тельными в косвенных падежах.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Становление нормального звукопроизношения завер­шается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА

Дети улавливают в речи взрослых различные интонаци­онные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказ­ку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содер­жания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни.

Совершенствование связной речи – одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, - посредством диалога – основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связной речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном. Именно в этом возрасте в детских садах необходимо проводить специальные целенаправленные занятия по обучению детей рассказыванию. Детей необходимо учить описывать предмет, его изображение, рассказывать содержание предметной картинки, пересказывать литературный текст, рассказывать о виденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки.

Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Вместе с тем, у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Моё внимание привлекли схемы-модели для составление описательных рассказов. Схемы-модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов по различной тематике.

Мною было доказано, что использование схем – моделей на занятиях по развитию речи, а также систематическое их включение в различные виды организованной детской деятельности, можно существенно повысить уровень развития связной описательной речи у детей среднего дошкольного возраста. Для определения состояния связной описательной речи у детей среднего дошкольного возраста было проведено исследование.

В основу исследование легла работа А. А. Зрожевской, в которой была разработана методика оценки особенностей построения связной описательной речи у детей 5 лет.

Во время исследования для описания детям предлагались предметные и сюжетные картинки. С каждым ребенком проводились индивидуально два опыта; опыт длился 10-12 минут. В протоколе дословно фиксировался рассказ каждого ребенка с сохранением особенностей высказываний.

В соответствии с обозначенными критериями была разработана система оценок текста – по одному баллу за каждое выполненное задание. Максимально возможное количество баллов – 10 баллов (по 5 за два этапа):

На основании количественной оценки мною были условно выделены 3 уровня развития описательного текста: 1 уровень- 8-10 баллов, 2 уровень– 4-7 баллов, 3 уровень – 1-3 балла.

В результате первого исследования было установлено, что из 100% опрошенных детей пятилетнего возраста 29% детей (6 человек) с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 63% детей (14 человек) со средним уровнем и 8% (2 человек) детей с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.

В целом по результатам моего исследования я сделала вывод, что уровень связной речи детей 5 года жизни имеет характерные особенности.

Дети затруднялись в составлении предложений и рассказов, описательные рассказы носили простой характер перечисления, в большинстве случаев детям нужна была постоянная стимуляция – дополнительные вопросы. Поэтому я могу сказать, что у детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи. Данные исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования связной описательной речи у детей.

Целью данного педагогического исследования стало развитие связной речи детей средней группы с использованием схем-моделей.

Мною были проанализированы и учтены указанные в психолого-педагогической литературе закономерности формирования моделирования у дошкольников.

Для устранения данных затруднений мною были подобраны модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте, используемы Т. А. Ткаченко при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

2) Формирование у детей навыка планирования связного описательного высказывания в соответствии со смысловыми частями схемы-модели.

Средства для реализации поставленных целей – это занятия по развитию связной речи с использованием схем-моделей. Схемы-модели помимо того, что задают детям алгоритм связного описательного высказывания, способствуют также развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

Для описания отдельных предметов, объектов и явлений использовались схемы – модели, указывающие на основные признаки:

Таким образом, в результате второго эксперимента из 100% опрошенных детей пятилетнего возраста выявлено 40% детей (9 детей) с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 55% детей (12 детей) со средним уровнем и 5% детей (1 ребенок) с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.

Сравнивая полученные данные с результатами первого эксперимента, можно отметить увеличение числа детей с высоким уровнем развития связного описательного высказывания (от 29 % до 40%, а также уменьшения количества детей с низким уровнем развития связного описательного высказывания (от 8 % до 5 %).

Таким образом, использование схем-моделей при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.

Меню