Развитие речи детей от года

Детское развитие с пеленок до школы.Советы любящим мамам и папам.

Как правило, после двух лет у ребенка активно формируется речь, и он начинает внятно разговаривать. Малыш активно усваивает слова, различает их по тональности произношения, с удовольствием повторяет отдельные звуки.

По статистике, карапуз в возрасте с 2 до 3 лет набирает словарного запаса в количестве 1500 слов, из них существительных – 60 процентов, глаголов – 30 процентов и прилагательных – 10 процентов. Однако не всем детям легко даются первые слова, высказывания и выражения. Одни в два года только начинают говорить, а другие могут высказываться целыми предложениями. Все зависит от особенностей ребенка и его уровня развития.

Поэтому, если ваше чадо имеет правильный прикус и не болен невралгическими заболеваниями, то не стоит сразу бить тревогу по поводу неосвоенных слов и обращаться к логопеду, психологу и другим специалистам. Для начала рекомендуем самостоятельно заниматься с малышом, разговаривать с ним, читать ему книжки, а также использовать другие методы, о которых мы поговорим в этой статье. Все они отлично развивают в малыше слуховое внимание, голос и речь.

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме: Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики.

Развитие правильной речи детей в 3, 4 года

Больше спрашивайте о его действиях, чувствах. Всегда спрашивайте об его отношении к услышанной или увиденной сказке, рассказу. Чаше беседуйте о картинках, картинах.

Хлопушки

Необходимый инвентарь: игрушки или картинки, в названии которых есть один и тот же звук в разных местах слова.

◈ Как играем: покажите ребенку игрушки, предметы, в названии которых звук «К» — в начале слова (конь), в середине (окно), в конце (сок). Скажите: «Я буду называть предметы, в этих словах есть один и тот же звук». Произнося, выделяйте его голосом (к-к-конь, ок-к-но, сок-к). «Какой звук слышится во всех словах?». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит этот звук в начале, середине, конце слова. Аналогично можно брать все согласные звуки.

◈ Закрепляем: вы можете меняться ролями, если ребенок справляется с заданием. В эту игру можно играть везде: в дороге, на улице, дома с картинками и просто со словами.

Поиграем в слова

◈ Как играем: скажите ребенку, что все, что нас окружает: предметы, явления природы, погоды и т. п. — можно назвать словами. Слова можно произносить по-разному, но сам предмет от этого не изменится. Например: «стол» - мы можем произнести это слово тихо и громко, быстро и медленно, ласково и т. д.

◈ Предметы и слова, которые их обозначают, — это не одно и то же. Поиграем в игру «Назови по-другому». Например, «медведь» — как еще можно назвать медведя? (Мишка, медвежонок, медведюшка, медведище и т. д.) «Мама» — как можно еще назвать маму? (Мамочка, мамуля, мамусечка и т. д.)

◈ Каждому предмету можно придумать много слов, но предметы от этого не меняются. Предмет один, а слов, которые мы придумали, много.

◈ Закрепляем: играем в кукольном уголке: вспоминаем много слов про зайчика — зайчонок, заинька, зайчишко, заюшка; мяч — мячик, а может, «мячишко» и т. д.

◈ Проблемный вопрос: а какие слова длиннее — карандаш или карандашик? Покажите при этом длинный и короткий карандаши. Произнесите слова по слогам, хлопая при этом в ладоши.

«Скажи, да всю правду доложи»

◈ Как играем: на столе стоят предметы, игрушки. Показываем игрушку, например, шар. Нужно назвать как можно больше про него слов (описать его): круглый, большой, красный, воздушный, резиновый, легкий. Карандаш — деревянный, зеленый, острый, длинный. Самолет — большой, железный, красный, блестящий и т. д. Подчеркните, что для одного предмета можно придумать много слов.

◈ Закрепляем: играть можно везде — дома, на улице, в магазине, на даче, в дороге, на улице. Придумывайте слова про снег — снежок, красивый, белый, холодный, мокрый. Листок — желтый, легкий, березовый и т. д. В магазине: назовите как можно больше слов про яблоко, сок и т. д.

Шагослог

◈ Как играем: предложите ребенку прохлопать свое имя, а как это сделать — покажите. При произнесении каждого слога хлопайте в ладоши: два слога — два хлопка (например, Ка-тя). Итак, хлопаем. Сначала прохлопайте имена членов семьи, затем названия предметов в квартире и т. д.

➣ Внимание: Делайте паузу после хлопка и произнесенного слога. Берите любые слова: ок-но, ма-ши-на, са-мо- лет, о-во-щи, сли-ва и др.

◈ Закрепляем: скажите ребенку, что слова можно записать без букв, например имя ребенка Ваня — чертите черточку и одновременно говорите: «Ва-», — чертите вторую и говорите: «-ня» и т. д.

◈ Поиграйте в игру «Черточки». Напишите три черточки — ребенок должен назвать любое слово из трех слогов (ма- ли-на и т. д.). Сначала берите слова с открытым слогом (iса-по-ги, ша-ри-ки и т. д.), затем с закрытым (например, бал-кон). Меняйтесь ролями. Пусть ребенок хлопает в ладоши, а вы произносите слово. Не забудьте ошибиться, ребенок с удовольствием заметит вашу ошибку.

◈ Слоги можно и прошагать — чем длиннее слово, тем и больше шагов. Например, вы должны дойти до стула, перечисляя при этом овощи. Кто быстрее дойдет — тот и победил.

◈ Поиграть в игру «Какое слово длиннее?»: утка или уточка, карандаш или карандашик, палка или палочка ит. д.

12-15 месяцев

Второму году жизни ребенка можно дать название «спрашивай-отвечай». Основные два направления в этот период жизни малыша – это сам разговор малыша и то, что он на своем уровне восприятия понимает. В начале второго года своей жизни ребенок говорит не так много, но уже очень многое понимает. Основная масса слов, которую произносит карапуз, начинается на согласные – «б», «к», «д». Часто маленькое чадо еще не может четко произнести слово до конца, но, как правило, уже четко может выразить свое несогласие или недовольство отчетливым (как для ребенка) словом «нет».

Чтобы подстегнуть интерес ребенка к изучению и закреплению произношения слов, продолжайте постоянно произносить перед ребенком вслух названия каждого предмета, который может попасть под руку в повседневном обиходе. Но обязательно делайте это весело и эмоционально, ведь в таком возрасте у детей эмоции преобладают над логикой. Чаще совершайте с малышом совместные прогулки, указывая ему на те или иные предметы и провоцируйте его пробовать произносить их название вслух, не забывайте поощрять его удачные попытки. Если ваш непоседа будет сам обращать внимание на интересующие его предметы или живые существа, то обязательно сразу же четко произносите их название вслух. Если вы во время прогулки опять встретите предметы или существа, к которым ваш малыш проявляет особый интерес, то сразу же акцентируйте его внимание на этом и называйте этот предмет или существо вслух. Если деточка увидит жука, то скажите малышу: «Жук». Пусть ваша кнопа повторит: «Жу…», тогда утвердительно согласитесь с ним: «Да, это жук, жуууук». Малыш, почувствовав, что понимает вас правильно, будет с новым рвением изучать окружающий мир.

В этом возрасте ребенок похож своим поведением на «маленького попугая». Он будет повторять не только за вами, но и наследовать разные звуки. Его интерес и способность к подражанию в этом возрасте имеют колоссальный размах. Дети такого возраста передразнивают и имитируют звуки на улице, животных, звуки из радио и телевизора, а также многое другое.

Очень внимательно относитесь к желанию своего чада поговорить с вами при помощи жестов. Часто он хочет сказать вам очень многое, но словесно выразить не может. Надо отнестись с уважением и пониманием к такому «общению» малыша. Тем более что дети очень чувствительны и понимают больше, чем вы думаете. Если вы не станете обращать серьезного внимания на попытки ребенка привлечь вас таким образом, отнесетесь к этому с сарказмом, то это обязательно очень обидит и взволнует кроху; ответом на такую «дерзость» с вашей стороны будет «хныкалка». Дайте ребенку понять, что вы его чувствуете и не игнорируете, но не перегибайте в сюсюканье с ним, знайте меру, иначе он станет избалованным и будет злоупотреблять вашим вниманием. Да, да, дети намного умнее и расчетливее, чем мы взрослые можем себе представить.

И все же в начале второго своего года жизни маленький карапуз уже достаточно «эрудирован». Он уже легко может выполнить простые односложные указания («Принеси банан!»), так как уже осознает и понимает логическую связь между многими словами (конечно из знакомого ему обихода) и изображениями-образами.

Развитие ребенка 1-2 года:

Ваш малыш уже целый год живет на земле. И за это время он очень многому научился. Кроха держит головку, переворачивается, сидит, ползает, пытается произнести первые осмысленные звуки и делать самостоятельные шаги. Все это время вы внимательно следили за каждой его победой и с радостью отпраздновали первый день рождения малыша.

Как правило, мамы очень внимательно изучают литературу, посвященную первому году жизни детей, считая его наиболее важным. Однако развитие ребенка в 1-2 года не менее ответственно. Активно развивается речь, двигательные навыки, малыш получает первые уроки общения с другими детьми. Все это требует огромного напряжения усилий воли. И родители должны быть не менее внимательны к ребенку в этот период, чем в первый год жизни. Интенсивное речевое развитие в 1-2 года требует более осмысленного двустороннего общения, которое пока в должной степени могут обеспечить только мама и папа.

Как правило, ребенок начинает говорить в 11 месяцев – 1 год и 5 месяцев. Чаще всего он стремится называть самых близких ему людей (мама, папа, баба). Эти слова очень просты для произношения, но и наиболее значимы. После года появляются звукоподражания тем предметам или явлениям, которые малыш чаще всего наблюдает в своей жизни: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки и т.д. Чуть позже рождаются обозначения других слов, которые ребенок запомнил, но произнести их ему слишком сложно, поэтому он сокращает услышанные слова или заменяет на придуманные, более простые (огурец – «бека», кушать – «ам»). Речевое развитие ребенка 1-2 годаеще не настолько совершенно, чтобы малыш смог обозначить все окружающие его предметы. Поэтому довольно часто родители наблюдают картину, когда кроха протягивает вперед ручку с вытянутым пальчиком, вопросительно произнося «Ы?». Не следует раздражаться или волноваться по этому поводу. Это необходимый этап в развитии ребенка.

Советы по физическому развитию ребенка 1-2 года:

В физическом развитии ребенка 1-2 года очень важно активное участие взрослых. Если ваш малыш не выполняет какие-либо из этих действий, не имея на то специальных медицинских показаний, больше посвящайте времени занятиям с ним. Возможно, он просто не знает, какие действия можно совершать с теми или иными предметами и лишь только Вы способны показать ему как это делать.

Меню