Развитие речи детей дошкольного возраста фомичева

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами сенсомоторной деятельности

По данным современных исследователей (В.А.Гончарова, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова и др.) наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии. Сегодня от 60% до 80% детей имеют речевые проблемы.

И действительно, проведенный мной анализ в нашем ДОУ за пять лет, показал, что с 2004–2005 учебного года по 2008–2009 учебный год количество детей с нарушениями речи увеличилось с 50% до 74 %. Практика показала, что к моменту поступления в школу, не все дети за два года обучения на логопункте овладевают правильной речью. За три последних года увеличилось количество детей с дефектами произношения при выпуске в школу с 13% до 26%.

На мой взгляд, причины неблагополучного речевого развития надо искать в младшем возрасте, так как чувственный (сензитивный) период для развития речи – это возраст от 1 года до 3 лет. М.М.Кольцова утверждала, что к этому сроку в основном заканчивается созревание речевых областей головного мозга, а Л.С.Выготский писал, что трехлетнему ребенку, не усвоившему речь, гораздо труднее обучаться ей, чем полуторагодовалому.

Все чаще ко мне за помощью обращаются родители детей 3-4 лет, имеющих стойкие системные нарушения всей речевой деятельности. Поэтому в настоящее время для меня актуальна проблема диагностики и коррекции речи детей младшего возраста. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы малышей, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка.

В 2009 году в журнале “Логопед в детском саду” была опубликована статья учителя-логопеда О.С.Нагавкиной из г. Хабаровска. Основная мысль статьи в том, что младший дошкольный возраст – это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего [1]. Автор утверждает, что, устранив пробелы в сенсомоторном уровне, можно активизировать речь детей.

Ранее мной был изучен опыт работы Н.В.Микляевой, О.А.Полозовой, Ю.Н.Радионовой “Развитие сенсомоторного уровня организации речи и движений”. Направление работы интересно тем, что развитие психомоторных качеств ребенка происходит во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, артикуляционной)[2]. Опыт успешно апробирован мной при работе с детьми старшего возраста.

Опираясь на опыт исследователей в области логопедии, специальной психологии, нейропсихологии (И.Т.Власенко, Л.С.Выготский, А.Ф.Лурия) можно сделать вывод о том, что:

Используя все выше изложенные положения мною разработан проект профилактических мероприятий, который осуществляется в двух направлениях:

Диагностика показала, что основной процент в группе составляют дети со средним уровнем речевого развития – 54% (13 ч.), 17% (4 ч.) – это дети с уровнем развития выше среднего, 25% (6 ч.) имеют уровень развития ниже среднего, а 4% (1 ч.) находится на низком уровне речевого развития.

- страдают нарушением слухового внимания и фонематического слуха: не могут повторить ряды слогов, определить направление подачи звука, выполнить действия согласно темпу звучания предмета;

- затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, в речи неполноценные фразы, речь подкреплена жестами. Активный словарь беден. Дети в основном используют слова, обозначающие предметы ближайшего окружения.

Таким образом, речь детей с уровнем развития ниже среднего и низким, на начало года соответствует речи детей раннего возраста.

Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель дошкольной группы МБОУ "Шемалаковская ООШ" Яльчикского района ЧР Львова Людмила Алексеевна

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и осваивать речь, развивать детское воображение, воспитывать взаимоотношение между детьми и взрослыми через чтение сказок.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии.

В связи с этим и возникает проблема, как правильно сформировать интерес ребенка к книге, к сказкам. Ведь именно через сказку формируются первые представления о добре и зле, о хорошем и плохом, о любви к животным и красотам природы. И сказка- это отличный способ для того, чтобы развивать все компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи и  связной речи.

У детей недостаточно развита речь: не все дети отвечают на заданный вопрос, отвечать на него, говорить в нормальном темпе, неправильно произносят звуки, слова. Как развить речь детей с помощью сказки.

Проанализировать педагогическую литературу по чтению художественной литературы и приобрести новую литературу и методические рекомендации.

Разработать систему для развития всех компонентов на развития речи младших дошкольников на основе русской народной сказки.

Разработать план совместной работы с родителями  по формированию интереса к сказке, к разговорному жанру.  

Создание комплексного подхода для решения задач развития речи на основе восприятия,  чтения художественной литературы и развития речи.

Создается сказочное игровое пространство в группе «Сказочный мир» (у детей формируется интерес русским народным сказкам).

3.У ребенка развивается литературная  речь, звукоподражание, формируются умения отчетливо произносить слова и короткие фразы

Диагностика по программе «От рождения до школы» в образовательной области «Чтение художественной литературы», показала эффективность внедрения проектной деятельности.  Выявлены дети с высоким уровнем – 20%,

они могут с интересом слушать, рассказывать русские народные сказки, проговаривать слова и фразы при повторном чтении,  проявлять интерес к театральной деятельности.

Дети со средним  уровнем – 78% с трудом произносят слова и фразы при повторном чтении сказки. С помощью воспитателя, они могут назвать о ком или чём эта сказка, могут проявлять интерес к сказкам и театральной деятельности.

Дети с низким уровнем – 2%  мало проявляют интерес к сказкам и не проговаривают слова при повторном чтении сказки.

Проведя диагностику у родителей, так же заметен интерес к русскому народному творчеству.                                   высокий уровень  -85 %

В детстве самая главное – это сказка. Ведь с помощью сказки, маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.

С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью) научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства. В ребенке зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

 -у родителей также замечен интерес к использованию в речевом развитии детей дома. С удовольствием читают с детьми и подбирают новые сказки, объясняют детям их смысл. Ведь чтение сказок сближают родителей идете, способствуют установлению дружеских и доверительных отношений.

От рождения до школы. (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012, 108-109с.

2.Проектирование образовательной деятельности для педагогических         работников ДОУ практический материал к лекциям кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Романовой И.В., 2013 г.

Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: диагностический журнал. Вторая младшая группа. Автор-составитель Ю.А. Афонькина.-Волгоград: Учитель,2012, 47с.

Боос В.Ю., Кандаурова А.Д. Практические упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков: Пособие для логопедов и родителей. -М.: Школьная пресса, 2012. -48с.

Оригинальность моего проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

1.Создание комплексного подхода для решения задач по восприятию художественной литературы и развитию речи посредством игр и упражнений.

         2.  Использование мною авторской методики  заслуженного учителя РФ, логопеда высшей квалификации Т.А.Ткаченко.

3.Создание игрового уголка, который включает в себя помимо предметов, необходимой  для дыхательной гимнастики, разнообразие музыкальных инструментов и игрушек, а так же масок, костюмов, атрибутов для драматизации сказок.

1.Будет разработана система развития восприятие художественной литературы детьми  3-4 лет посредством игр и упражнений

 Побуждать детей к активной игровой деятельности; развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности.

Проведение театрализованных игр по сказкам «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Сказка о глупом мышонке», «Гуси-лебеди».

Будет происходить постепенное развитие речедвигательного  аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания, уточнение и закрепление артикуляции звуков.

3.Разработать систему  и создать условия по использованию игр и игровых упражнений в развитии звуковой культуры речи младших дошкольников.

Создание картотеки игр и упражнений по образовательной области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Пополнение предметно-развивающей среды  предметами и материалом, необходимых для  игр и упражнений в игровых уголках.

В ходе проведенного литературного обзора  по вопросу о знании сказок детей 3-4 лет мною была составлена система мероприятий  по улучшению качества работы по данному направлению.

 используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: "Кто как кричит?", "Что звучит?", "Чей домик?" и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу, ра-ро-ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, "как кучер", жужжать, "как пчела", гудеть, "как паровоз". В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

Материал по развитию речи по теме: Народный фольклор как средство развития речи детей

Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития.

Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора.

Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Меню