Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности».

Цель моего мастер – класса научить развивать диалогическую речь дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности. Задачи следующие:

• Обучать строить диалог; повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности;

Одним из важных вопросов подготовки к школьному обучению считаю развитие диалогической речи воспитанников. В этом году я взяла тему по самообразованию: «Интеграция задач образовательной области «Коммуникация» с  другими видами детской активности»

Диалогическая речь – особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребёнку приходится ориентироваться на особенности партнёра, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить своё высказывание, используя контекстовую речь. Диалог со сверстником – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.

Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса (если брать работу по диалогу раз в квартал, результатов не дождётесь).

Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным.

Этиопатогенестический принцип, означающий дифференцированное построение процесса развития диалогической речи (каждому ребёнку давать материал доступный его развитию).

Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы).

Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.

Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребёнка).

Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи дошкольников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в развитии диалогической речи.

Вашему вниманию предоставляю модель развития диалогической речи, по средствам элементов театрализованной деятельности. Обратите внимание – начинаем от простого к сложному.

Обучение диалогической речи обычно провожу в форме беседы. Дети усваивают вопросно – ответную форму, овладевают простыми синтаксическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы – высказывания с предметом и темой высказывания. Для решения задач развития диалогической речи я использую игровые методы с элементами театрализованной деятельности, которые органично вписываются в жизнь ребёнка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация — учебная. Чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться. В данном случае учимся применять речевые штампы в соответствии с темами: «Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра». Чем мы с вами сейчас и займёмся. Вот такая ситуация «Незнайка знакомится». В роли Незнайки воспитатель (атрибут – шляпа).

В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения)

Использую так же чистоговорки в диалоге. Спросите как? Сейчас сами и продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть скороговорки, а вторая отвечает.

Следующий приём: дидактический рассказ с инсценировкой. Проходит в два этапа. На первом этапе воспитатель читает сказку, а дети слушая подсказывают нужные реплики. На втором этапе прозвучавшие реплики применяются в инсценировке. Слушайте внимательно, запоминайте реплики друг друга, и тогда рассказ получится замечательный! Начнём…

«Жил на свете цыплёнок. Сначала он жил в тёплом маленьком домике – яйце. Но вскоре ему стало скучно одному, и он решил выбраться наружу. Когда он вылупился из яйца, оказалось, что он жёлтый – прежёлтый. Мама Курица так его и назвала: Жёлтый Цыплёнок.

Однажды утром Жёлтый Цыплёнок решил прогуляться и познакомиться с соседями. Он зашагал по тропинке и вскоре на ромашке увидел красивую бабочку. Она была такая красивая, её так и звали – Красивая Бабочка.

И зашагал дальше. Неподалёку муравей тащил соломинку. Она была в несколько раз больше муравья, но муравей легко с ней справлялся. Его так и звали – Сильный Муравей. Жёлтый цыплёнок ему сказал:… Муравей в ответ: …. Удивился цыплёнок: … А муравей: … Так Жёлтый Цыплёнок познакомился с муравьём. Дальше по тропинке скакал Серый Воробей. Цыплёнок вежливо поздоровался:…. Воробей ответил: … Жёлтый Цыплёнок решил с ним познакомиться: … На что Воробей ответил: …. Тогда цыплёнок и сам представился: … И предложил: … И они подружились. »

Переходим ко второму этапу, где применим в инсценировке прозвучавшие реплики. (раздать элементы театрализации). Я читаю текст, а вы сначала имитируете движения героя, затем дополняете репликой по тексту.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнёрских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как отношение ребёнка со взрослым, так и взаимодействия со сверстниками.

С целью закрепления и автоматизации речевых навыков речевые действия выполняются в стихотворных диалогах с элементами театрализации. Где проводится предварительная работа: заучивание слов, отработка выразительности речи, развитие умения строить диалог в действии. Так как мы профессионалы своего дела, умеем читать, экспромтом построим стихотворный диалог с элементами театрализации.

Таблицы – с указание героя помогут сориентироваться откуда начать действие. Роль весны возьму на себя я. А кто будет зайчиком? И т. д.

Соседка, новость есть для вас. Мне лучик солнечный сказал, что к нам весна идёт. И должен я предупредить о том лесной народ.

Как рада это слышать я. Спасибо, зайчик мой. Давно я в доме убралась, теперь займусь собой. Новый фартучек нарядный я примерю поскорей. И в честь праздника достану бусы я из желудей. А теперь побежим – ёжика предупредим!

Ёжик: Тогда, друзья потороплюсь, За дело быстренько возьмусь. Возле ёлки, возле кочки соберу, друзья, листочки, положу в корзиночку, Размету тропиночку (метёт метёлкой)

«Слышишь, как звенят в небе высоко солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко. А когда наоборот – трудно. »

Ёжик: Мишенька, пора вставать, ключевой водой умыться. Причесаться, нарядиться В домике своём убраться. Мишка, надо просыпаться!

Я показала лишь малую частьметодов и приёмов по развитию диалогической речи, через театрализованную деятельность. И надеюсь, что вам было интересно, и что-то вы примените в своей работе с детьми. А я в свою очередь, хочу порекомендовать вам нужную для этого литературу.

Мои воспитанники через театрализованную деятельность открывают для себя красоту сказки, театра, их волшебной силы, а в сочетании этих видов деятельности раскрывают себя, развивая диалогическую речь.

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Развитие речи дошкольником в театрализованной деятельности

Этот материал бутет полезен для воспитателей и родителей, которых  интересует  тема  " Театрализованная деятельность и развитие речи дошкольника" .

Подписи к слайдам:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки». Котова Светлана Аркадьевна – воспитатель I категории МБДОУДетский сад №14 Екатеринбург-2013г. Актуальность:К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей:Словаря;Грамматического строя;Диалогической и монологической речи;Совершенствованию звуковой стороны речи.Сказка Словарный запас Грамматическая речь Звукопроизношение Связная речь Выразительность речи Темп Интонация Задачи:1.Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками; формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно; формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам. 3.Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Цель: организовать работу по развитию связной речи и словесного творчества детей, обучать составлению творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Формы организации занятий Сочинение сказок Пересказывание Придумывание небылиц Составление творческих рассказов Рассуждение Работу по развитию связной речи разделила на 4 этапа:I этап. «Рассказывание»;II этап. «Пересказывание»;III этап. «Играем в сказку»;IV этап. «Сочинялки». Виды работ:словесные игры пересказ от лица литературного героясловесное рисованиепсихогимнастикапальчиковые игры Готовим с родителями: мягкие игрушки, куклы для театрализованных игр из нетрадиционных материалов. поделки из природного материала Вторая младшая группа:«Курочка ряба»«Репка»«Колобок»«Рукавичка» Средняя группа:«Репка»«Колобок»«Теремок»«Три медведя»«Три поросёнка» Старшая группа:«Лиса и журавль»«Кукушка»«Пузырь, Соломинка и Лапоть»«Заюшкина избушка»«Кот, Петух и Лиса» Подготовительная группа:«Кот, Петух и Лиса»«Старуха Таал-Таал»«Айога»«Заюшкина избушка»«Муха-цокотуха»«Чурум-Чурумчуку»«Сказка о глупом мышонке» Наши постановки:

Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так, давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

Меню