Развитие ребенка с 1 года до 2

12-15 месяцев

Второму году жизни ребенка можно дать название «спрашивай-отвечай». Основные два направления в этот период жизни малыша – это сам разговор малыша и то, что он на своем уровне восприятия понимает. В начале второго года своей жизни ребенок говорит не так много, но уже очень многое понимает. Основная масса слов, которую произносит карапуз, начинается на согласные – «б», «к», «д». Часто маленькое чадо еще не может четко произнести слово до конца, но, как правило, уже четко может выразить свое несогласие или недовольство отчетливым (как для ребенка) словом «нет».

Чтобы подстегнуть интерес ребенка к изучению и закреплению произношения слов, продолжайте постоянно произносить перед ребенком вслух названия каждого предмета, который может попасть под руку в повседневном обиходе. Но обязательно делайте это весело и эмоционально, ведь в таком возрасте у детей эмоции преобладают над логикой. Чаще совершайте с малышом совместные прогулки, указывая ему на те или иные предметы и провоцируйте его пробовать произносить их название вслух, не забывайте поощрять его удачные попытки. Если ваш непоседа будет сам обращать внимание на интересующие его предметы или живые существа, то обязательно сразу же четко произносите их название вслух. Если вы во время прогулки опять встретите предметы или существа, к которым ваш малыш проявляет особый интерес, то сразу же акцентируйте его внимание на этом и называйте этот предмет или существо вслух. Если деточка увидит жука, то скажите малышу: «Жук». Пусть ваша кнопа повторит: «Жу…», тогда утвердительно согласитесь с ним: «Да, это жук, жуууук». Малыш, почувствовав, что понимает вас правильно, будет с новым рвением изучать окружающий мир.

В этом возрасте ребенок похож своим поведением на «маленького попугая». Он будет повторять не только за вами, но и наследовать разные звуки. Его интерес и способность к подражанию в этом возрасте имеют колоссальный размах. Дети такого возраста передразнивают и имитируют звуки на улице, животных, звуки из радио и телевизора, а также многое другое.

Очень внимательно относитесь к желанию своего чада поговорить с вами при помощи жестов. Часто он хочет сказать вам очень многое, но словесно выразить не может. Надо отнестись с уважением и пониманием к такому «общению» малыша. Тем более что дети очень чувствительны и понимают больше, чем вы думаете. Если вы не станете обращать серьезного внимания на попытки ребенка привлечь вас таким образом, отнесетесь к этому с сарказмом, то это обязательно очень обидит и взволнует кроху; ответом на такую «дерзость» с вашей стороны будет «хныкалка». Дайте ребенку понять, что вы его чувствуете и не игнорируете, но не перегибайте в сюсюканье с ним, знайте меру, иначе он станет избалованным и будет злоупотреблять вашим вниманием. Да, да, дети намного умнее и расчетливее, чем мы взрослые можем себе представить.

И все же в начале второго своего года жизни маленький карапуз уже достаточно «эрудирован». Он уже легко может выполнить простые односложные указания («Принеси банан!»), так как уже осознает и понимает логическую связь между многими словами (конечно из знакомого ему обихода) и изображениями-образами.

Слово за слово

[1] См. №8, 2005 г. [2] Подробные рекомендации можно найти в методической разработке и дидактических материалах под общим названием «Раннее детство: развитие речи и мышления» Л.H. Павлова. Мозаика-Синтез, М., 2003г.

Вам понравилась статья? Полезной ли она оказалась для Вас? Мы будем признательны, если вы оцените свои впечатления от прочитанного.

Развивающие игры от 1 до 2 лет

В этом возрасте ребенок уже уверенно ходит, освободил руки для исследовательской деятельности. В этот период для малыша ведущей остается предметная деятельность, а еще ему очень хочется узнать, что там внутри?

Мысль ребенка от 1 года до 2 лет еще не может обойтись без руки, малыш «мыслит руками» (К. Хатт), разбирая, царапая, ломая. Тем самым кроха преобразует предметы в доступную для него форму. Мышление ребенка занято тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус, развинтить или разобрать. Все больше и больше развивается понимание обращенной к ребенку речи, в 2 года малыш не только пополняет словарный запас, но и строит предложения. Ребенок начинает активно пользоваться речью для общения, она становится средством развития мышления и регуляции поведения. Малыш все больше и больше овладевает предметными действиями (обращение с предметами согласно общепринятому их назначению), Растет любознательность, появляются первые вопросы: «Что это?», «Зачем?», «Почему?» Развивается восприятие цвета, формы, размера. Ребенок продолжает проявлять игровые действия в виде подражания действиям и поведению взрослых. Совершенствуется координация. Ребенок приучается к чистоплотности и саморегуляции своих физиологических функций.

Верхолаз

Необходимые материалы и наглядные пособия: шведская лестница или вертикальная лестница на детской площадке.

Рекомендации: первое время обязательно будьте с ребенком рядом и поддерживайте его. Следует отметить, что вверх малыш заберется проворнее, чем он спустится с высоты.

Ход игры: малыша подведите к лестнице, поставьте на нижнюю ступеньку, помогите зацепиться руками за перекладину. Покажите ребенку, как нужно подниматься по вертикальной лестнице, поддерживая его при этом. Можно подбодрить малыша, приговаривая:

Малыш довольно быстро усваивает принцип движения вверх, со спуском дело обстоит сложнее, поэтому первое время взрослым рекомендуется снимать его с достигнутой высоты. В дальнейшем он освоит под Вашим контролем и спуск с лестницы.

Родителям на заметку. Играйте с детьми только в хорошем расположении духа, иначе игра не принесет радости ни вам, ни вашему ребенку.

Зарядка

Цели игры: развитие координации и точности движений, выполнения действий на сопоставление, развитие внимания, слухового и зрительного анализаторов, массаж активных зон ладоней рук и стопы, умения ориентироваться, укрепление мышц тела.

1-й вариант: включите ритмичную музыку, поставьте ребенка перед собой, весело начинайте читать стихотворение, выполняя четко движения, следите за тем, чтобы малыш не сбивался с ритма. Если он отстает, несколько замедлите темп. Когда ребенок полностью освоится с темпом и упражнениями, можно темп увеличить. Для начала игры и движений можно использовать и свисток («Начинаем игру», и Вы свистите в свисток).

2-й вариант: можно предложить малышу дунуть в свисток, чтобы начать игру, ребенку это очень нравится, и он с большим удовольствием будет выполнять это задание. Несколько позже можно предложить малышу провести игру-зарядку: ребенок показывает упражнения, а вы их повторяете. В данном случае можно выполнять упражнения под музыку или вы озвучиваете стихотворение, а малыш показывает движения.

Канатоходец

Ход игры: расскажите ребенку сказку о канатоходце, о том, какой он ловкий. Предложите малышу потренироваться, чтобы быть ловким, как канатоходец. На полу разложите веревку, желательно по прямой. Попросите ребенка пройти по веревке и не упасть (не сходить с веревки). Покажите малышу, как могут помочь в данной ситуации руки. В конце пути похвалите его за ловкость. Усложните задачу, предложите малышу пройти по «канату» с завязанными глазами. Завяжите ребенку глаза легким платком, и пусть он попытается пройти по «канату». Контроль над правильностью выполнения предоставлен рецепторам стоп малыша. Первое время страхуйте малыша, будьте рядом, а с закрытыми глазами ребенок наиболее уязвим. В конце пути обязательно похвалите «канатоходца» за ловкость и смелость.

Играть можно и на прогулке, тогда вместо веревки используйте нарисованную мелом черту, причем предоставьте ребенку возможность самому нарисовать «канат», а потом по нему пройти. В конце игры обязательна похвала.

Популярные игры на развитие мелкой моторики для детей 1 года – 2 лет.

Многие мамы начинают развивать мелкую моторику рук малышей с самого рождения. И поступают абсолютно правильно! Ведь степень развития мелкой моторики ребенка напрямую влияет на уровень развития его речи, логики и мышления.

Если Вы с нетерпением ждете первых слов крохи или хотите, чтобы малыш начал говорить больше и лучше – самое время поиграть в интересные игры на развитие мелкой моторики для детей.

Развивающая игра «Поймай ложкой!».

Вам понадобится миска, наполненная предметами небольшого диаметра (не больше, чем мячик для настольного тенниса). Малышу необходимо с помощью ложки переложить предметы из миски в другую емкость. Чем меньше ребенок, тем больше должна быть ложка (начинать лучше со столовой).

Эта игра похожа на предыдущую, но она намного сложней, ведь для того чтобы поймать ложкой какой-нибудь предмет – нужно приложить намного больше усилий, чем просто зачерпнуть крупу.

«Покорми друга».

Во рту у игрушки необходимо прорезать округлое отверстие такого диаметра, чтобы в него можно было протолкнуть фасолинку. Чем младше малыш, и чем хуже развита его моторика – тем больше нужно делать отверстие.

Выглядит правда не очень жизнерадостно, но дочь это не смутило. Кукла с восторгом была покормлена фасолью несметное число раз.

Подобные игрушки с отверстием во рту можно встретить во многих развивающих центрах Монтессори (это недорого, просто, нравится детям и отлично развивает мелкую моторику!).

1. Музыкальное развитие.

По мячу ладошкой бьём Дружно, весело вдвоём. Мячик - мячик, мой дружок, Звонкий, звонкий, звонкий бок.  По мячу ладошкой бьём, Дружно, весело вдвоём. Мяч бросаю и ловлю,  Я с мячом играть люблю. Мячик, мамочка, не прячь, Мне бросай обратно мяч. Мяч бросаю и ловлю, Я с мячом играть люблю.

Этап первый – изучаем свойства предметов:

Рассматриваем с ребенком все шарики и сравниваем их друг с другом, важно рассмотреть и назвать как можно больше свойств предметов, обращаем внимание на противоположные понятия: «Смотри, это большой шарик, а это совсем маленький, этот твердый, а этот мягкий, и т.п.).

Было бы хорошо, если бы Вы смогли подобрать шарики таким образом, чтобы среди них попались шарики с такими свойствами: большой, маленький, твердый, мягкий, гладкий, шершавый (шершавым и мягким, например, может быть клубок ниток или комочек из бумаги).

3.«Сюрпирзики» - развиваем мелкую моторику.

До начала занятия нужно приготовить для ребенка «сюрприз» завернуть в фольгу (а если ее нет – просто в бумагу) разные предметы.

Поскольку тема урока круги и шарики – было бы здорово, если бы мы завернули именно шарики (разные - твердые, мягкие, гладкие и т.п.). Но можно завернуть и другие предметы.

Складываем сюрпризики в ведерко, корзинку или коробочку и чем-то их накрываем (создаем  элемент сюрприза). Малышу будет гораздо интереснее раскопать неизвестный клад, чем если бы ему просто предложили открыть все сюрпризы.

Покажите как открывать сюрпризики, озвучьте предмет, который был в сюрпризе (мячик, мягкий, красный, шершавый и т.п.).

Для некоторых детей это задание может показаться достаточно сложным – все зависит от того, насколько развиты детские пальчики (и, конечно же и от того, насколько ему понравится сама игра). Перед началом игры оцените способности развития ребенка, может стоит наверх положить «сюрпризики» которые завернуты не очень плотно (их легче будет разворачивать).

Меню