Развитие ребенка первого года жизни

Развитие ребенка (3 месяца) — 4-ый месяц первого года жизни

Ура! Прошло бессонное время ночных колик!!! Теперь малыш уже более спокоен, а, как следствие – Вы выспавшаяся и счастливая мама! Теперь, когда отпала проблема больного животика, младенец проявляет гораздо больший интерес к миру и событиям окружающей его жизни.

Привыкайте к новому состоянию вашего ребенка – “я познаю мир”. Помогайте вашему малышу получить новые впечатления. Но и тут нужно действовать осторожно – нагрузка на нервную систему малыша может оказаться слишком большой, поэтому возможна и быстрая утомляемость, и усталость. Если малыш закапризничал – возьмите его на руки, прижмите к себе, слегка покачайте и успокойте. Улыбнитесь, посмотрите крохе в глаза – зрительный контакт не менее важен, чем тактильный.

Наверное, Вы уже поняли — в 4 месяца улыбка ребенка уже не рефлекторная, как раньше, а вполне осмысленная. Более того, он не только улыбается – но и смеется! Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

И наоборот, если кроха капризничает – это также имеет эмоциональный подтекст. Научитесь его понимать — ведь для него плач — пока единственный доступный способ самовыражения. Малыш уже испытывает любопытство и радость, страх и разочарование. Только стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – может обеспечить нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

Заметьте – как только Вы подходите к кроватке малыша – он сразу начинает улыбаться и двигаться! Это происходит потому, что ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, а вовсе не из-за того, что он просто копирует Ваши действия (как было раньше). Психологи назвали этот феномен — «комплексом оживления». Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если Вы надолго исчезаете из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. Это происходит из-за того, что возникает нарушение «обратной связи», или, как говорят ученые, нарастает «тревога распада» в системе «мать и дитя».

• в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, • в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. • в момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся: Погремушки, Мобили и подвески, Развивающие коврики, Игрушки с сюрпризом, Куклы и мягкие игрушки (неваляшки, матрешки).

Кроха уже умеет локализовать звук в пространстве. Он поворачивает головку в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Календарь эмоционального развития ребенка первого года жизни.

Правильно развитый эмоционально человек имеет позитивные моральные стандарты. И хотя развитие эмоций – дело всей жизни, его основы закладываются еще до года.

Каждый месяц развития малыша приносит радость новых эмоций его близким людям. Ниже приведен своеобразный календарь эмоционального развития, который подскажет маме, что уже должен уметь ребенок и каких изменений нужно с нетерпением ожидать.

4 месяца- Громко заливисто смеется, демонстрирует комплекс оживления – радостно эмоционально реагирует в ответ на ласковое обращение взрослых, легко отличает маму от других людей.

5 месяцев- Отличает уже не только маму, но и других знакомых, ориентируется в эмоциональном окрасе речи окружающих.

6 - 7 месяцев- Плачет, когда чужие люди нарушают его личное пространство, показывает всю палитру эмоций, неожиданно может нахмуриться или рассмеяться.

8 - 9 месяцев- Интересно контактирует с другими детками - берет у них игрушки, гулит с ними и улыбается, может копировать поведение другого ребенка (может из солидарности расплакаться).

10 - 11 месяцев- Уже любит взаимодействовать со сверстниками, начинает делиться и жадничать, к малознакомым детям сначала проявляет осторожность.

1 месяц жизни ребенка

Новый человек пришел в Ваш дом. Он так и называется - новорожденный. Первые дни жизни являются самыми тяжелыми для новорожденного малыша.

Он пришел в новый для него мир с более низкой и отчасти переменной температурой окружающей среды, с другой влажностью. Ребенок впервые стал самостоятельно дышать, питаться, вступать в контакт с множеством микробов. Вообще трудно перечислить все, что у него началось впервые - он начал самостоятельное существование.

В эти первые дни и недели жизни ребенок с помощью взрослых овладевает навыками регулирования процессов пищеварения, поддержания постоянной температуры тела, пытается соответствующим образом отвечать на внешние вызовы, начинает видеть и слышать. У малыша появляются врожденные умения (безусловные рефлексы: сосание, глотание, моргание) и первые проблески сознательной деятельности (условные рефлексы: движения губами).

Ребенок до 6 месяцев должен получать только грудное молоко, нет физиологической потребности во введении в его рацион дополнительной жидкости в виде воды, чая (черного, зеленого или травяного), соков, отваров и т.д.

3 месяц жизни ребенка

Пошел третий месяц жизни вашего малыша. Он растет, как говорится, не по дням, а по часам, и за предыдущие четыре недели заметно подрос и потолстел. Замечено, что из всех двенадцати месяцев первого года наиболее интенсивное увеличение массы тела и роста приходится на второй.

Двухмесячный ребенок весит в среднем 4300-4600 граммов, его рост достигает 56-60 см. Если ваш малыш весит немного больше или меньше - не беда. Конечно, масса тела - один из важных показателей здоровья, за ним обязательно нужно следить. Однако о правильном развитии судят не только по массе тела и росте, но и за их сочетанием со многими другими признаками.

На третьем месяце маленький человек уже обычно хорошо держит головку, дольше лежит на животе и даже пытается вставать, выгибая спинку, умеет радостно улыбаться, иногда даже смеется и лепечет. Малыш научился концентрировать взгляд и подолгу рассматривать игрушки, висящие над кроваткой, следит за яркими предметами, которые двигаются перед его глазами. Все это в целом свидетельствует о нормальном развитии нервной системы, мышц, органов чувств - всего организма.

5 месяц жизни ребенка

На пятом месяце продолжается совершенствование двигательных умений малыша. Он уже поднимает не только голову, но и туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, свободно переворачивается со спины на живот, садится, если ему немного помочь. При поддержке за туловище ровно и устойчиво стоит, переступает ножками.

Быстрыми темпами идет психическое развитие. Малыш до пяти месяцев узнает отца, мать и других близких, четко реагирует на тон речи. Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу нараспев лепечет. С удовольствием слушает мелодичную музыку. Свое отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

На пятом месяце закладываются первые «кирпичики» полезных и вредных привычек. Родители должны помнить об этом и всячески способствовать развитию полезных привычек и избегать - вредных.

Увеличение массы тела на пятом месяце в среднем равно 700 г, рост - 2,5 см. Пятый месяц - рубеж физического развития. У здорового ребенка в это время масса тела обычно вдвое больше, чем при рождении.

В возрасте 6 месяцев необходимо ввести прикорм с особым вниманием к обеспечению потребностей ребенка в железе и одновременно продолжать грудное вскармливание, то есть молоко остается основным продуктом для ребенка.

Прикорм - это продукты питания, которые вводятся в дополнение к грудному молоку (молочной смеси в случае искусственного вскармливания) ребенку первого года жизни.

7 месяц жизни ребенка

Во втором полугодии темп роста ребенка несколько замедляется. В течение седьмого месяца он подрастает в среднем всего на 1,5-2 см, масса тела увеличивается примерно на 600 г. Однако быстро развивается психика, гораздо более заметным становится интерес ко всему окружающему, особенно к взрослым и детям, их действий, речи.

На седьмом месяце жизни ребенка нарастает дифференцировка, целесообразность и точность движений. Размахивание погремушкой уже не удовлетворяет его. Малыш пытается стучать игрушкой по окружающим предметам. Если раньше он просто выпускал игрушки из рук, теперь все чаще бросает их. С каждым днем малыш становится все более ловким. И чем больше свободных движений ему предоставляется, тем увереннее он овладеет своим телом. Если ребенок случайно ляжет на жесткую игрушку, то уже не плачет, а просто скатывается с нее. У него появляются действия, связанные с учетом опасности окружающей среды. Играя с твердой игрушкой, себя уже не бьет. Ребенок ползает.

9 месяц жизни ребенка

На девятом месяце жизни ребенок уже уверенно стоит с опорой, переступает при поддержке за обе руки, а иногда и за одну. В свободном ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, книгу и т.д.), садится и встает с любого положения. С игрушками предпочитает играть сидя, это дает свободу движения рук, позволяет совершать повороты корпуса.

К девяти месяцам ребенок уже помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и другие. Повторяет за взрослыми даже незнакомые звуки. Разумеется, усваивает, а иногда и произносит слова-значения: «кис-кис» (кошка), «гав-гав-гав» (собака), «биби» (машина) и другие.

В это время рекомендуется, показывая ребенку новый домашний предмет, четко и коротко называть его. Ребенок еще не сумеет повторить название, но уже сможет запомнить ее.

11 месяц жизни ребенка

Одиннадцатый месяц жизни - своеобразный рубеж физического развития современного ребенка. В настоящее время масса его тела в 3 раза больше, чем при рождении - такой показатель правильности развития ребенка имеет наибольшую объективную ценность.

Ребенок в этот период стремится подолгу самостоятельно стоять и даже переступать, если его держать за руки. Иногда в этом возрасте малыш уже начинает передвигаться сам, держась за каталку, табуретку, толкая впереди себя стул. Малыш пытается сползти на животе с дивана, забираться по наклонной плоскости или по лестнице. Если падает, то плачет уже не всегда.

Дополнительные сведения

Методические пособия для проведения игр с целью развития: картонные книги, куклы, пирамидки с крупными и мелкими кольцами, фигурки животных, мягкие игрушки, машинка средних размеров со шнурочком, игрушечный металлофон, игрушечный телефон, коробочки разных размеров, цветов и форм с покрышками, мелкие предметы, ведерко, набор пластмассовой посуды.

Ребенок в возрасте 1 года должен получать разнообразный прикорм из каждой группы продуктов, уметь пить из чашки.

Яичный белок является аллергенным продуктом, поэтому до исполнения ребенку 1 года его добавлять в рацион не следует.

Меню