Развитие ребенка в утробе от зачатия до рождения

Дитя в утробе

Рождение ребенка - короткий, но важный эпизод единого целого - жизни человека от зачатия до смерти. В этот момент, как никогда, явственно проявляется связь поколений. Никто из нас не в силах избежать последствий внутриутробного периода своей жизни, последствий того, каким образом мы родились и провели первые месяцы жизни. Условия, в которых мы проводим свои первые восемнадцать месяцев - от момента зачатия до девяти месяцев самостоятельного существования - оказывают огромное влияние на всю нашу последующую жизнь. В этой главе мы рассмотрим, как воздействуют окружающие условия на эмоциональное, умственное и психическое развитие плода.

Ребенок от зачатия до года

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Цареградская Жанна Владимировна — по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990–1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35 % в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети — надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания.

Публикации. Жанна Владимировна — автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать — дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

Воспитание — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность — это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.

Жизнь малыша до рождения!

Практически всем будущим родителям интересно знать, что же происходит с их пока еще не родившимся крохой, как он развивается внутри мамы, хорошо ли ему, комфортно, всего ли хватает.

Период развития ребенка от момента зачатия до рождения называют внутриутробным развитием. Что же чувствует малыш внутри маминого животика? Продолжительность беременности принято считать с первого дня последней менструации, приблизительно через 2 недели после этого в организме женщины происходит овуляция и оплодотворение. До 10-й недели беременности по менструации или 8-й после оплодотворения в матке находится эмбрион, после этого срока его уже называют плодом.

После оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом образуется новая клетка, которая содержит генетическую информацию от мамы и папы. 

Именно в этот момент закладывается пол будущего ребенка. После этого зародыш двигается по маточной трубе и попадает в полость матки, где еще несколько дней находится в свободном состоянии. Только на 7-е сутки после оплодотворения он начинает прикрепляться к стенке матки. Клеточки зародыша в этот момент очень активно делятся, образуя "предшественников" для формирования органов и систем у плода.

Также происходит образование клеток, из которых в будущем сформируются плацента и все, что нужно для нормальной жизнедеятельности малыша в матке. Процесс плацентации, или формирования ранней плаценты, начинается уже через 2-3 недели после оплодотворения. Надо отметить, что у этой "плаценты" еще отсутствуют защитные функции, поэтому воздействие неблагоприятных факторов может быть губительно для дальнейшего развития беременности. Начиная с 3-й недели беременности в формировании плаценты принимают участие и материнские ткани, из материнской крови зародыш будет получать все необходимые питательные вещества и кислород.

Из всех органов плода первой закладывается нервная трубка. На 3-4 неделе беременности уже можно увидеть сердечные сокращения плода. На 4-й неделе начинает формироваться кишечник, уже четко видны зачатки ручек и ножек эмбриона, появляются первые сгибательные движения.

3 месяц

Длина плода к концу 3-го месяца (12-я неделя внутриутробного развития или 14 неделя беременности) может достигать 9 см., а масса - 50 г.

малыш продолжает активно расти, головка все еще непропорционально большая. Кожа тонкая и прозрачная. Плод ведет себя активно. В это время развиваются язык и губы, малыш продолжает подносить ручки ко рту. На этом сроке формируется сосательный рефлекс, плод может сворачивать губы трубочкой. Если рассматривать фото малыша в конце первого триместра беременности, то видно, что он уже не похож на головастика, каким был вначале, а напоминает маленького человечка с нормальными чертами лица.

Начинает работать вилочковая железа, появляются первые клетки иммунной системы плода, которые потихоньку начинают защищать его от чужеродных белков. Также начинает работать щитовидная железа. Можно увидеть поверхностные дыхательные движения грудной клетки. В мочевом пузыре плода накапливается моча. К концу 3-го месяца созревание плаценты заканчивается, она начинает вырабатывать собственные гормоны.

Меню