Развитие ребенка 1 года до 2 лет

Интеллектуальное развитие ребенка в возрасте до двух лет

После полуторагодовалого возраста ребенок начинает понимать чувства окружающих людей . Малыш замечает, когда мама грустит или, когда папа рассержен, когда люди веселые, а когда печальные. Так же по картинке кроха может определить, к какому настроению относится та или иная мимика лица, или какое настроение у сказочного персонажа.

Например: большой и маленький, высокий и низкий, толстый и тонкий, короткий и длинный, а так же ребенок знает, что брюки, футболка, куртка… - это одежда, кошка, собака, зайку, волк… - это животные, и так далее.

У малыша от полутора до двух лет развивается память и воображение. Он знает, где у него стоит горшок, где лежат книги…, может играть в кубик, представляя, что это машинка, палочкой, представляя, что это кукла и так далее. Ребенок может уже довольно длительное время быть сосредоточенным на каком-то одном действии или предмете.

 Ближе к двухлетнему возрасту начинают появляться зачатки волевого развития . Ребенок учится сдерживать свои желания и порывы. В поведение угадывается самостоятельность, требовательность и настойчивость. Малыш может испытывать чувство вины и отличать плохое от хорошего.

Большое влияние на интеллектуальное развитие ребенка в этом возрасте играет развитие моторики рук . Мышление малыша формируется при помощи игр в кубики, конструктор, пазлы и те игры, где необходимо вообразить конечный результат, то есть проявить фантазию.

Для развивающих занятий и игр, родители могут сами изготовить материал. Например, вырезать из картона геометрические фигуры, различной формы и цвета. Подобные фигуры можно сделать иначе, например, приклеить на картонную заготовку различную ткань, это может быть искусственный мех, флис, шелк, хлопок, лен, вафельная ткань и так далее. Такие фигуры ребенку полезно трогать ручками, ощущать пальчиками гладкую, рифленую, пушистую или просто мягкую поверхность.

Ближе к двум годам малыша можно на счетных разноцветных палочках обучать счету, раскладывать с ним палочки по цветам и строить из них различные фигуры, домик, елку, лодочку, самолет и так далее. Когда кроха освоит это занятие, то сможет с удовольствием заниматься этим самостоятельно.

Воспитание мальчиков и девочек:в чем разница?

Вы узнаете, что их потребности действительно разные, ведь те методы воспитания, которые как воздух  необходимы для девочек - могут сыграть плохую службу для мальчишек.

Движение…

Обычно к 1 году 3 месяцам ребенок уже уверенно ходит, а к полутора годам – свободно и самостоятельно перемещается в различных направлениях. Но ходьба еще не достигла совершенства в полной мере, эти навыки будут «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Развиваемся - играя!

Как и раньше, большое значение для развития ребенка в этом возрасте имеют предметные игры – в том числе и с дидактическими игрушками и пособиями. Теперь действия крохи с игрушкой заметно усложнились, приобрели поисковый характер. То есть, малыш, играя, желает познать все свойства игрушки, в том числе и скрытые, которые сразу невозможно увидеть. Теперь, глядя на игрушку, он хочет не только знать «что это?» (хотя порой может определить сам), но и «что с этим можно делать?». Таким образом, в понимании ребенка появились действия с предметами, с учетом их функциональности. То есть – машинку надо катать, куклу кормить, из кубиков строить башенку. Но это еще не ролевая игра, в полном смысле этого слова, а лишь отобразительные действия, которые ребенок копирует из увиденного в жизни.

Ученые утверждают, что ребенок, в этом возрасте, может играть с игрушкой довольно долго, не отвлекаясь, но только, если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если эта игрушка – с сюрпризом (Подробнее об игрушках с сюрпризом). Таким образом, если развивающие игрушки подобраны правильно – то со временем в поведении ребенка появляется устойчивость внимания в игре, которая, в свою очередь, имеет большое значение в формировании его интеллекта и умственных способностей.

Вот почему Ваше общение с ребенком - по его значимости трудно переоценить. Крохе необходимо постоянно демонстрировать действия с предметами быта и игрушками, каждый день необходимо выделять время для занятий и игр, чаще взаимодействовать друг с другом, создавая благоприятную среду партнерских отношений.

Развитие интеллекта в игре:

•    Продолжайте развивать наглядно-действенное мышление. То есть, в процессе игры наглядно формируйте в понимании ребенка первые обобщения предметов (каша, суп, огурец – еда, и пр.).

•    Расширяйте в предметной игре сенсорный опыт ребенка. В этом возрасте уже можно выполнять с ребенком первые простейшие дидактические задания на выбор предметов  по принципу - «такой же» и «не такой». Пусть эти задания состоят из одного действия: например - величина «большой - маленький», или форма «шарик-кубик».

•    Продолжайте совершенствовать ориентировочные реакции на слух. Можно уже вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные игрушки, инструменты).

Развитие речи ребенка

•    Развивайте и активную речь ребенка. Побуждайте малыша к общению, продолжайте вводить в лексикон малыша простые облегченные слова, состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка). Создавайте ситуации диалога с ребенком, при этом используйте все доступные средства общения: мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, лепетные слова.

Как контролировать стихию детского любопытства?

Отдельную тему можно завести по вынужденным запретам для ребенка – таким, когда дело касается опасности для его здоровья, или даже жизни. В этот период жизни дитя делает все вопреки запретам, и в ответ на очередное «нельзя» ребенок упрямо «идет напролом», не внимая уговорам… Идет на поводу своего любопытства – «А что будет?». И любопытство это – как непреодолимая стихия, захватывает все его существо.

Пример: Вы говорите – «В лужу не ходи, промочишь ноги!», ребенок же упрямо направляется в лужу… Все что Вам нужно сейчас, это взять себя в руки, а ситуацию под контроль. Возьмите кроху на руки, и, обойдя лужу, объясните последствия мокрых ног. А затем быстро обратите ситуацию в полезное русло: «Давай лучше кинем в лужу камушек! Получатся брызги!», или, «…попускаем кораблики».

В итоге, каким бы импульсивным ни был ребенок, он постепенно усвоит эти правила поведения. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения и педагогической подготовленности родителей и других близких взрослых. И напоследок упомянем еще пару важных советов:

•    Требования по воспитанию должны предъявляться к ребенку всеми членами семьи, и не противоречить друг другу. Причем все взрослые должны во всем подавать ребенку положительный пример.

•    Чтобы сберечь нервную систему малыша – организуйте  его воспитание так, чтобы он в процессе общения со взрослым получал примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запретов.

•    Не применяйте в общении физические наказания, скучные нотации, сердитые окрики и театральные стоны! Мудро выводите малютку из всех нежелательных ситуаций, используя, как мы уже писали «отвлекающие маневры».

В итоге правильного педагогического подхода к воспитанию, у  детей раннего возраста проходит тревожность, плаксивость, свойственная началу 2-го года. И к 1 г. 6. мес. у ребенка возникает доверие к окружающему миру – это важно, ведь именно на доверии строятся все последующие достижения малютки.

Развитие ребёнка 1,5 – 2 года. (Ребёнок 19-24 месяца).

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. Становиться более самостоятельным и активным. В возрасте 1,5 – 2 года малыши проявляют любознательность ко всему, что их окружает.

Однако в этом возрасте ваш малыш остро нуждается в том, чтобы рядом находился кто-либо из взрослых, к которому малыш привязан и с кем хорошо знаком.  Чаще всего функцию такого взрослого, играет мама или папа.

Но также это может быть старший ребёнок (брат или сестра).  Постоянное нахождение взрослого в поле зрения малыша в 1,5 года нужно для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Возможно, вы уже не раз замечали, что ваш ребёнок в свои почти 2 года, может спокойно играть или что-то рассматривать, когда вы находитесь с ним в одном помещении. Но стоит вам отойти, к примеру, на кухню, то малыш последует за вами следом.  Многие детки в период от 1,5 до 2 лет совсем не могут оставаться одни, ни на минуту.  Это значит, что таким малышам нужно постоянное внимание и чувство защищенности от родителей.

В 1,5 – 2 года малыш уверенно ходит. Это влечёт за собой появление такого феномена как «я сам». Ваш ребёнок пытается все делать самостоятельно и отказывается от помощи. Будьте внимательны в этот период. Обязательно давайте возможность малышу сделать что-то самостоятельно, даже если это еще и не совсем хорошо получается у него. К примеру, дайте ложку для еды и пусть, ребёнок попробует кушать самостоятельно. Только не забудьте прицепить слюнявчик или салфетку для еды.

Возраст полтора-два года часто сопровождается и началом проявления бурных эмоций. Такие эмоции, как гнев, злость, вспышки ярости, превращают вашего малыша в неуправляемое существо.  Однако, стоит знать, что эти вспышки позже сойдут на нет.  Главное не реагируйте на эти проявления эмоций злостью и руганью. Старайтесь сохранять спокойствие и невозмутимость. Если истерика у ребёнка началась в магазине или любом другом людном месте, то не волнуйтесь. Постарайтесь переключить внимание ребёнка на другую тему. Говорите спокойным и ровным голосом.

Ребёнок в 1,5 – 2 года может легко испугаться незнакомцев, а также собак, каких то резких звуков или движений.  Не пугайтесь, это пройдёт со временем.  Просто в такой ситуации обнимите малыша и расскажите об источнике его страха или испуга.

Слово за слово

[1] См. №8, 2005 г. [2] Подробные рекомендации можно найти в методической разработке и дидактических материалах под общим названием «Раннее детство: развитие речи и мышления» Л.H. Павлова. Мозаика-Синтез, М., 2003г.

Вам понравилась статья? Полезной ли она оказалась для Вас? Мы будем признательны, если вы оцените свои впечатления от прочитанного.

Развиваем ребенка от 1,5 до 2 лет – ничего ли Вы не упустили?

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Изучение свойств предметов:

10. Твердый-мягкий. 11. Грязный-чистый. 12. Спереди-сзади. 13. Сухой–мокрый. 14. Колючий. 15. Гладкий. 16. Шершавый. 17. Легкий –тяжелый.

Меню