Развитие продуктивных видов деятельности

Диагностика развития навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста

Единой целью комплексных занятий в интегрированных группах для детей раннего возраста является развитие потенциальных возможностей воспитанников, формирование возрастных новообразований, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с неярко выраженными отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников, адаптация детей раннего возраста к сотрудничеству с посторонними для них взрослыми – педагогами. При этом в каждом виде деятельности преследуется решение других целей, связанных с основными направлениями работы.

Коррекционно–развивающая работа в интегрированных группах для детей раннего возраста ведется по следующим направлениям:

При формировании предпосылок возникновения навыков продуктивных видов деятельности главной целью будет эмоциональное, эстетическое и познавательное развитие детей. Одной из образовательных задач, решаемой на занятиях по рисованию, лепке и аппликации, является формирование у детей продуктивного целеполагания.

В ходе проведения коррекционно–развивающей работы осуществляется мониторинг эффективности занятий по результатам первичной, промежуточной и диагностики по окончании курса занятий.

Первичная диагностика проводится при формировании групп по всем направлениям проводимой работы. Кроме того, изучаются медицинские карты детей, собирается анамнез развития ребенка, проводится анкетирование родителей.

Диагностирование уровня развития навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста представляет определенные трудности. Во–первых, многие дети не знакомы с изобразительными материалами и способами их использования, во–вторых, на сегодняшний день нет достаточно сформированного инструментария ее проведения.

Предлагаемая нами диагностика является результатом четырехлетнего опыта проведения обследования детей раннего возраста. Нормативные показатели уровня развития навыков продуктивных видов деятельности взяты из исследований отечественных и зарубежных ученых.

Дети раннего возраста легко утомляемы, поэтому обследование проводится только в игровой форме с учетом желания ребенка идти на контакт. Обследование проводится от 15 до 30 минут. Ребенку предлагается последовательное выполнение ряда заданий. Порядок выполнения может быть изменен, так как некоторые дети с большей легкостью начинают идти на контакт при работе с пластичными материалами.

Первоначально исследователь предлагает малышу порисовать. Предъявляется лист бумаги формата А4, гелевые мелки или масляная пастель четырех основных цветов (желтого, красного, синего и зеленого). Второй комплект мелков и лист бумаги находится у исследователя. Если малыш затрудняется начать рисовать, исследователь предлагает, что нарисовать («давай нарисуем мячик или солнышко»). При отсутствии интереса к изобразительным материалам, исследователь начинает изображать предметы на своем листе, объясняя, что он рисует. Когда ребенок начинает действия с изобразительными материалами, исследователь отмечает, сопровождается ли рисование речью или звукокомплексами, отмечает качество проводимых линий, наличие зрительного контроля оставленных следов на бумаге со стороны ребенка. В ходе рисования малышу задаются вопросы о том, что он хочет нарисовать или что он рисует. Исследователь также отмечает, какой цвет предпочитает исследуемый, может ли он дать ему «такой же», на третьем году жизни можно спрашивать название цвета.

Затем исследователь убирает бумагу и графические материалы и предъявляет лист бумаги формата А5 с нарисованным солнышком, полоску синей бумаги длиной 15см и шириной 2см. Ребенку показывают картинку и спрашивают, что нарисовано, если ребенок не говорит, спрашивают, где солнышко. Затем исследователь показывает полоску синей бумаги и отрывает маленькие кусочки движениями рук в противоположные стороны (к себе – от себя), объясняя, что «пошел дождик – кап, кап, кап». Ребенку дается вторая полоска, предлагается оторвать кусочки, как капельки. Если испытуемый уже знаком с клеем, ему предлагается наклеить оторванные кусочки на лист бумаги или на солнышко, чтобы получилась «тучка».

В третьем задании исследователь предъявляет игрушку (собачку), которую вместе с ребенком он будет угощать. При обследовании навыков работы с пластичными материалами удобнее брать соленое тесто. Ребенку предлагается отрывать небольшие кусочки теста от большого куска и складывать их в мисочку для собачки. Исследователь имитирует кормление собачки, предлагает ребенку покормить животное. Далее из кусочков исследователь формирует «колобок», показывает ребенку и предлагает скатать такой же, угостить собачку «колобком». Когда у ребенка получаются два колобка, исследователь показывает, как прямыми движениями руки можно скатать из одного «колобка» колбаску. Предлагает ребенку сделать колбаску и угостить игрушку. Детям третьего года жизни показывается и предлагается превратить колбаску в баранку. При этом исследователь может оказывать помощь испытуемому. Из оставшегося колобка исследователь делает лепешку, сжимая шарик между ладонями. Предлагает малышу тоже сделать лепешку и угостить собачку. Далее исследователь предлагает в нескольких лепешках сделать углубление пальцем, чтобы получилась мисочка, в которую можно положить колбаску и покормить игрушку.

Все действия обследуемого отмечаются в бланке диагностического обследования. При оценивании используется следующие параметры: «– » (0 баллов) – навык не сформирован, то есть ребенок не выполняет задание после словесной инструкции и показа взрослого, не принимает помощи взрослого; «+ – » (0,5 балла)– навык есть, но не автоматизирован, ребенок выполняет задание после словесной инструкции или показа взрослого, принимает помощь взрослого, но не доводит задание до конца; «+» (1 балл) – навык сформирован и автоматизирован, ребенок выполняет задания после словесной инструкции или показа взрослого, выполняет задание самостоятельно, доводит задание до конца. В бланке также отмечаются вопросы предварительного анкетирования родителей. Результаты обследований вносятся в сводную таблицу и анализируются.

Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб.: Сотис, 2002.

Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности

 «Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки,  которые питают источник творческой мысли.  Чем больше уверенности в движении детской руки,  тем ярче творческая стихия детского разума,  тем он умнее». В. А. Сухомлинский

Сенсомоторное развитие ребенка имеет большое значение в интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь[2].

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких коорди-нированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания[3]. 

Существует еще одна проблема. Специалисты подсчитали: сегодня около 70% детей не умеют грамотно писать, и эта цифра непрерывно увеличивается. Оказывается, ребенок с нормальным ин-теллектом, слухом и зрением может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Чаще всего страдают базально-лобные отделы – они первые принимают информацию от органов чувств и передают ее дальше в высшие отделы центральной нервной системы. Если интенсивность этого процесса снижена, отделы коры головного мозга, обеспечивающие хранение и переработку информации, находятся в полуспящем состоянии. Именно это может стать причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и неудовлетворительного поведения на уроках[8].

«Дремлющие» отделы головного мозга когда-нибудь созреют, но, увы, может быть слишком поздно: ребенок упустит многое из школьного материала. Но гораздо хуже то, что из-за недоста-точности мозговой деятельности страдают поведение, ловкость движений, усидчивость и даже физическое здоровье, не говоря уже о внимании и памяти. Поэтому главное – не упустить момент: мозг пластичен до 12 лет, и в этот период изъяны легко поправимы[8].

Как известно, психика развивается в деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать ребенку условия для нако-пления двигательного и практического опыта, развития навыков умелости руки. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и коорди-нации движения рук, решаются сразу две задачи: косвенным образом происходит влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, и идет подготовка к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения[3].

В представленной вниманию читателей системе целенаправленного развития сенсомоторных навыков обобщены результаты моей многолетней работы с детьми дошкольного возраста 3-7 лет. Дается подробное тематическое планирование продуктивных видов деятельности с учетом пси-хологических и физиологических особенностей дошкольников. При этом обеспечивается эмоци-онально-эстетическое, познавательное, физическое развитие детей с учетом их интересов и склонностей.

Разнообразие перечисленных видов деятельности способствует наиболее полному удовле-творению потребностей детей в соответствии с их возможностями и полоролевыми интересами.

Цель: активизировать моторику рук, вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями; концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Цель: развивать точные, целенаправленные движения, зрительное восприятие; способствовать освоению пространства листа.

Цель: развивать точность и ловкость движений пальцев рук, пространственное восприятие, локомоторную функцию.

Упражнения по развитию сенсомоторных навыков могут органично включаться во все виды занятий. Предлагаю фрагмент одного из занятий в подготовительной группе по краеведению и развитию графических навыков.

Цель: расширять знания о истории возникновения города Сарапула, о первом поселении людей на берегу реки Камы; развивать навык графического рисования, штриховки элементами прописных букв, отрабатывать навык движения руки для письма.

Материал: фотографии, иллюстрации о г. Сарапуле. Фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки. Образцы штриховки прямыми и волнистыми линиями и элементами прописных букв.

- Дети. Мы с вами много читали о возникновении нашего города, о том, как в давние времена жили люди, чем они занимались, как развивался наш город с давних времен и до настоящего времени. Мы можем написать книгу о нашем городе, но так как мы писать еще не умеем, то мы с вами попробуем ее нарисовать. Итак, с помощью машины времени отправимся на много лет назад.

Меню