Развитие продуктивной деятельности дошкольника

Развитие продуктивной деятельности в раннем и дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Стадии развития детского рисунка.

Развитие продуктивной деятельности в раннем и дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Стадии развития детского рисунка.

Развитие продуктивной деятельности в раннем и дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Стадии развития детского рисунка.

Развитие продуктивной деятельности в раннем и дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Стадии развития детского рисунка.

Развитие продуктивной деятельности в раннем и дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Стадии развития детского рисунка.

Э. описал восемь стадий личностного развития, каждая из которых состоит из психологических, биологических и социальных компонентов и соответствующих изменений эго-идентичности.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Характерные особенности детей с ЗПР: отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста); неравномерность проявлений недостаточности развития...

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном детстве. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым в дошкольном возрасте распадается.

Концептуальное изложение педагогического опыта «Формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности»

Происходящие в последнее десятилетие стремительные перемены, связанные с гуманизацией и демократизацией отношений, с преобразованиями в экономике изменяют и приоритеты в дошкольном образовании ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного качества. Все это, требует обновления практики дошкольного образования, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.

Компетентностный подход, компетентность, компетенция всестороннерассматривались в психолого-педагогических исследованиях В.А. Болотова, М.В. Крулехт, Л.В. Свирской, Г.А. Федотовой, И.Д. Фрумина, Р.М. Шерайзиной, А. В. Хуторского, Б. Д. Эльконина, и др.)

Компетентностный  подход   - это подход, акцентирующий внимание на результате  образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Раскрывая сущность компетентностного подхода, многие ученые Л.В. Свирская, Г.А. Федотова, Р.М. Шерайзина, А.В. Хуторской и др.) выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Рассматривая, понятие компетентность относительно дошкольного периода, М. В. Крулехт, предлагает следующее определение – «это когда ребенок способен и готов решать какие-то проблемы, задачи и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности».

В  дошкольном возрасте формирование ключевых компетентностей должно проходить на основе активной деятельности ребенка и такой деятельностью может и должна стать продуктивная деятельность.

С нашей точки зрения понятие продуктивная деятельность не тождественно понятию изобразительная деятельность, включающей разные виды лепки, рисования, аппликации, а несколько шире, - это любая практико-ориентированная деятельность ребенка, предполагающая создание нового объекта, его преобразование. С этой позиции любая проектная, исследовательская или предметно-практическая деятельность может быть названа продуктивной.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования ключевых компетентностей в продуктивной деятельности обусловили выбор темы исследования: «Формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности».

Разработать систему занимательной продуктивной деятельности, направленную на формирование ключевых компетентностей;

Определить эффективность использования системы занимательной продуктивной деятельности для формирования ключевых компетентностей;

Существуют разнообразные взгляды учёных на классификацию компетентностей детей дошкольного возраста. На наш взгляд, наиболее приемлемой, отвечающей принципу преемственности, является классификация ключевых компетентностей, разработанная авторским коллективом под руководством О.В. Дыбиной.

О.В. Дыбина выделяет три группы компетентностей, которые должны быть сформированы у выпускника дошкольного образовательного учреждения:

позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функций по воссозданию, аналогии и т.д.);

представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать данную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

На основе диагностических методик О.В. Дыбиной (см. Приложение 1, 2, 3, 4), мы определили уровень сформированности ключевых компетентностей дошкольников на начало года (см. таблицу 1). Результаты диагностики представлены в виде диаграммы (см. Приложение 5)

уровень сформированности по каждой компетентности не превышает 76 %, достаточна высока доля детей с низким уровнем сформированности технологической компетентности (по ряду умений: планировать этапы своей деятельности, ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации). Нами был сделан вывод о необходимости включения в продуктивную деятельность нетрадиционных техник и технологий, с помощью которых формирование технологической компетентности будет результативнее, это такие техники, как:

Результаты диагностики информационной и социально – коммуникативной компетентностей свидетельствуют о недостаточных умениях детей сравнивать, делать выводы из полученной информации, обосновывать необходимость информации для последующей продуктивной, проектной или игровой деятельности, неумении детей конструктивно решать конфликтные ситуации, взаимодействовать в группе сверстников для решения общей задачи.

Поэтому нами была разработана система занимательной деятельности, предусматривающая включение проблемных ситуаций, тематических проектов, творческих игр, коллективной продуктивной деятельности.

На этапе разработки системы занимательной продуктивной деятельности мы столкнулись с проблемой недостаточности, а точнее отсутствия специальной методической литературы по организации работы по формированию ключевых компетентностей в продуктивной деятельности. Если вопрос формирования технологической компетентности в продуктивной деятельности освящен авторским коллективом во главе О.В. Дыбиной, то формирование остальных компетентностей не проработано. В своей работе мы опирались на методические разработки данного автора, однако мы постарались внести собственные авторские идеи, включив нетрадиционные техники изобразительной деятельности и использовав новые формы работы с результатами (продуктами) деятельности в процессе формирования других компетентностей (см. Приложение 6)

На следующем этапе работы нами была составлена система занимательной продуктивной деятельности, направленная на формирование ключевых компетентностей, предусматривающая четыре направления:

Безусловно наша работа не была бы успешной без включенности в нее родителей. Родители стали нашими единомышленниками, помощниками и активными участниками всех мероприятий в рамках данного направления.

Родители не только увлечены продуктивной деятельностью, организуют персональные выставки, реализуют семейные проекты, выполняют роль носителей семейной культуры и традиций, новаторов – пополняют банк нетрадиционных техник продуктивной деятельности.

В конце года мы провели итоговое обследование (см. Приложение 10, 11, 12) детей нашей группы и доказали эффективность системы занимательной продуктивной деятельности для формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста (см. таблица 2).

Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышления (Концепеция образования детей старшего дошкольного возраста)// Управление дошкльным образоватеьным учреждением, 2006, № 3

Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей: методическое пособие / А.Н. Давидчук. М.: Мозаика-Синтез. 2000. 152 с.

Дыбина О.В. К вопросу о компетентностно-ориентировапном образовании детей дошкольного возраста / О.В.Дыбина, С.Е. Анфисова. А.Ю. Кузина // Компетентностно-ориентированное образование как условие повышения качества подготовки выпускников СПО: материалы региональной конференции преподавателей и студентов. Тольятти, 2006. С. 23-28.

Дыбина О.В. Ключевые компетенции как результат образования / О.В. Дыбина. Л.А. Пенькова // Повышение качества подготовки специалистов дошкольного воспитания в условиях модернизации образования: материалы регионального семинара / Под ред. О.В. Дыбиной. О.А. Еник. Тольятти: ТГУ. 2004. С. 32-36.

Хуторской А.В. Институт на рубеже тысячелетий (о целевых установках исследований по обновлению содержания образования и ключевых компетенциях) / А.В. Хуторской // Институт общего среднего образования: к 60-летию Российской академии образования и 80-летию института. - М„ 2002. - 264 с.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. № 2. - С. 58-64.

Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат образования. Метод проектов в образовательном процессе: дидактическое пособие для обучения педагогов / О.В. Чуракова. - Самара, 2002. - 80 с. (Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии»).

Меню