Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

В программе «Детского сада – Дома радости» содержание раздела «Практико-познавательная деятельность» реализуется в разных формах:

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

В младшем дошкольномвозрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности (один раз в неделю по пятницам).

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При изучении темы «Строение растений», мы с детьми провели опыт по посадке лука. Для этого была создана проблемная ситуация «Какой выбрать ящик для посадки лука?». Детям предложили выбрать ящик из бумаги, из пластмассы, деревянный. В результате этого опыта, дети сделали вывод, что бумага не прочная. Была схематично зарисована последовательность роста растения от семечка до образования стручка с семенами.

В пятницу, в соответствии с технологией Н.М.Крыловой, создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

В младшей группе подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег. Провели простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «дождик» и др.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей».

Провели с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды. Дети узнали, что вода - жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой, холодной. Предлагали после дождя потрогать воду в луже – холодная, через определённое время стала теплее, вывод: под воздействием тепла (солнце) вода нагревается. То же самое происходит с водой в речке, озере, ручье, летом она становиться тёплой, т.к. солнце её нагревает, можно купаться.

В группе проводили опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавичках, на тёмной бумаге, сделали вывод: снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предлагали поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть что случилось? Почему исчезла снежинка?

Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду. Использовали в работе чтение стихотворение Е. Благининой «Снежинка». Первое время ребята на прогулке часто ловили снежинки, рассматривали узоры, показывали друг другу. С большим интересом рассматривали сосульки, провели несколько опытов по ознакомлении со свойствами льда:

В процессе работы, используя проведение опытов, убедились в том, что в младшем возрасте у детей можно сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи.

В средней группепознакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой.

После проведения ряда опытов дети легко ответили на вопросы, что произойдёт с сосулькой, если её занести в группу? Опустить в банку с водой? и т.п. Знания, полученные в детском саду, закреплялись дома (изготовляли с родителями цветные льдинки). На прогулке проводили занятия в форме игры, например, со снеговиком, сделанным ребятами. Предлагали взять его в группу, задавали вопросы:

В заключение прогулки взяли снеговика в группу, поместили в тазик. После наблюдений дети правильно смогли ответить на ряд вопросов: Что случилось со снеговиком? Почему? Что тает быстрее – снег или лёд?

Для лучшего усвоения знаний детьми использовали решение логических задач типа «Где снежинки?», «Волшебные льдинки», загадывали загадки. Дети переносили полученные знания в окружающий мир и делали вывод о том, почему вода в реке замёрзла, когда она растает и почему.

Исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Провели опыт «Тонет – не тонет». Определили, что не все предметы тонут в воде. Предложили слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, мы создали в группе определённую развивающую среду. В уголке продуктов для режимного момента – опробование находятся разнообразные зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.); – семена огородных культур, сухофрукты, и др. продукты, которые меняются в зависимости от поставленной задачи исследования. Каждое утро перед завтраком мы с детьми исследуем продукт, выделяем его свойства и качества. Также у нас в группе есть полочка избыточной информации. На неё выставляются разнообразные предметы. Например, при изучении прозрачное– непрозрачное, мы поставили прозрачный и деревянный стаканы. Провели обследование: налили в стаканы воды и положили туда бусинки. Дети сами сделали выводы.

Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование: – разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.); – шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито; – увеличительные стекла, лупы (микроскоп); – измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); – фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька; – компас, бинокль; – пилочки, наждачная бумага, пипетки; – губка, пенопласт, поролон, вата и т.д. Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.

К концу средней группы у детей обогатился словарный запас, произошло интенсивное накопление знаний и умений об окружающем мире, дети начали логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Приемы активизации познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

В процессе восприятия окружающего мира и природы мы можем помочь детям из простого созерцателя стать исследователем, стимулируя при этом его познавательную активность.

Продумывая организацию работы с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста, целесообразно использовать приемы проблемного обучения, обеспечивающие:

– развитие мыслительных операций, таких как анализ,  синтез, сравнение, установление зависимостей, игры и упражнения на развитие логического мышления; – игры и упражнения, позволяющие поддерживать внимание и интерес детей к происходящему и сделать их активными участниками поисковой деятельности.

Использование приёмов проблемного обучения позволяют нам самое простое занятие превратить в интересное действие, в ходе которого могут быть решены задачи разностороннего развития ребёнка и обеспеченна интеграция между образовательными областями.

Данное занятие, являющееся составной частью большой темы «Весна», носит характер совместной поисковой деятельности детей младшей группы.

Меню