Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Занимательные факты по математике (старшая группа) по теме: Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр

это материал из моего опыта  работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста

Статья по теме: Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной теме. 

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста с помощью наблюдения за живыми объектами»

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей уже на 1-м году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения. Они должны проводиться в детском саду ежедневно. Не все дети 2–3 лет посещают дошкольные учреждения и приходят сразу во вторую младшую группу, поэтому существует один перечень наблюдений для детей второго и третьего года жизни. Воспитатель должен учитывать это, и при планировании работы с детьми опираться прежде всего на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и практический опыт.

Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Помните, что каждый день в природе неповторим!

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Целью наблюдений может быть усвоение разных новых знаний установления свойств и качеств структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений).

Демонстрационными называются наблюдения, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт (“демонстрирует его”, а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений.

• Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

• Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

• В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе.

• Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности.

• Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).

• В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Наблюдения в природе с детьми 2–4 лет лучше начинать с рассматривания живых объектов. В процессе наблюдения за живым объектом следует обратить внимание на следующее:

В процессе наблюдения за живым объектом следует планировать только вопросы. Последовательность наблюдения будет зависеть от того, как поведет себя животное.

Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума - не более пяти человек.

Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения.

Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, птичкой, растением, найти ответ на вопросы.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки, например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, любить их.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Познавательный интерес – это избирательная направленность внимания человека, обращённая к области познания, предметной стороне и процессу овладения знаниями. Познавательный интерес связан с самостоятельностью, активностью и инициативой – качествами личности, которые необходимы для успешной учёбы в школе.

Уважаемые коллеги! Я хочу познакомить Вас с нашим опытом развития познавательного интереса у старших дошкольников.

Начиная со старшей группы, один раз в месяц, предлагаете детям подготовить и рассказать своим друзьям интересные факты (по лексической теме, которую вы проходите). Оформить свою работу на листе А-4 с помощью рисунка, картинки с интернета, или коллажа. А также просите родителей не отказать ребёнку в помощи и записать необходимую информацию на этом же листе. Лучше такие задания давать перед выходными.

Записывать текст, стихотворение, загадку необходимо, чтобы воспитатель смог помочь ребёнку, подсказать, если это будет необходимо, во время его выступления. Затем в течение всей недели, в разных видах деятельности вы предлагаете детям рассказать о том, что они подготовили. А из работ оформляете выставку. Например: у Вас лексическая тема «Космос». Дети подготавливают материал: о планетах; звёздах; космонавтах; спутниках и т. д. Вы классифицируете подготовленный материал, и даёте возможность рассказать всем детям о том, что они узнали нового.

В начале учебного года в старшей группе откликаются 25-30% детей и родителей, но к концу подготовительной группы процент возрастает практически до 90-95%.

О том, что этот опыт приносит детям положительные плоды и помогает детям в их школьном обучении, могу сказать с уверенностью, потому что дети:

Учатся находить различные источники для получения информации (спросить у старших, поискать в книгах, интернете и др. источниках).

Формируются волевые качества (детям приходится ждать своего выступления, а также бывает, что предыдущий ребёнок уже рассказал о том, что он подготовил).

Всё это предпосылки для формирования учебной деятельности, необходимой для обучения в школе. И мы вовлекаем родителей в образовательный процесс, они становятся первыми помощниками своим детям и конечно нам – педагогам.

Меню