Развитие познавательного интереса к чтению у детей с овз

Пояснительная записка

Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, а особенно у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе трудовой деятельности дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни.

Особое значение в трудовом воспитание оказывает коллективно творческая деятельность, ведь именно в процессе коллективно творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. Во время планирования и организации коллективных творческих дел взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определённого этапа коллективного творческого дела.

В программе под трудовым воспитанием понимается, совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающие к школе, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства, сопереживание всех всем.

Проблема трудового воспитания одна из важнейших в современном обществе. Назрело понимание того, что подлинное воспитание возможно только на основе труда и занятости детей. Особенно это важно учитывать при выстраивании работы в условиях школы-интерната.

Не секрет, что большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни, испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности на производстве, эти дети не могут обустроить свой быт. Процесс социально-психологической адаптации воспитанники школ-интерната проходит очень трудно. Выпускники имеют низкий уровень социальной адаптированности, это доказывает результат диагностики «Профиль социально-адаптированной личности».

Проанализировав результаты 5 «б» класса, мы видим, что социально адаптированы 20% детей, социально активны – 20% детей, автономность – 30% и нравственная воспитанность – 30%.

Как показывает практика, педагоги коррекционных школ не в полной мере реализуют свои воспитательные возможности, в результате чего серьезной проблемой становиться низкая мотивация воспитанников к трудовой деятельности. Проведенная диагностика «Личностный рост» показала, что ситуативно-позитивное отношение к труду только у 10% детей, а у 60% ситуативно-негативное, у 30% устойчиво-негативное отношение к труду.

Результаты анализа наблюдений за деятельностью воспитанников школ-интерната и данные исследования показали необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у детей трудовых навыков в процессе коллективной работы. Ведь для детей с ограниченными возможностями здоровья – это дальнейшее условие их успеха. Поэтому трудовое воспитание должно являться основным направлением работы.

При разработки программы мы опирались на опыт известных педагогов. Огромный вклад в решение вопросов организации трудовой деятельности внес отечественный педагог А. С. Макаренко. Выдвинувший и доказавший на практике положение о том, что труд является «основным стержнем, объединяющим детей в коллектив, ядром всей воспитательной системы».

Кроме того, при разработке программы использованы труды В. И. Даля, И.П. Сахарова, А. Н.Афанасьева. Идеи этих педагогов и исследователей были взяты за основу программы.

В отличие от других программ, реализация данной программы предполагает учет индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Предполагаемые в программе мероприятия не ограничиваются рамками образовательного учреждения.

Данная программа представляет широкие возможности для организации трудовой деятельности, с детьми имеющие ограниченные возможности здоровья, где формируются жизненно важные умения и качества личности, такие как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе, самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые помогут успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.

Цель: формирование социально-адаптированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности.

Данная программа планируется в рамках реализации и развития системы воспитания по социализации ребёнка с ОВЗ в условиях школы-интерната Занятия программы проводятся каждый четверг по блоку «Я и мои способности», направлению «Радуга моего творчества», «Хочу всё знать». Ожидаемый результат реализации программы – развитие интереса детей к общественно полезным делам, связанным с жизнью класса, команды, ближайшего социума, воспитание у учащихся ответственности за порученное дело. Новизна данной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, работу с нитками, бумагой, но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Работа состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются вводные беседы о содержании и задачах работы ручного труда, раскрытие тем и заданий на ближайший период. На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления изделий. На занятиях прослеживаются связи с историей, технологией.

Для проведения практических занятий необходимы следующие материалы и инструменты: клей ПВА, анилиновые красители, гуашь, акварель, лаки (разные); бумага «Радуга», цветная бумага различных фактур; бисер (разной формы), крупные бусины; вазы, вазоны, напольные вазы, корзиночки, кашпо, деревянные рамки различных форматов; ножницы, проволока, клейкая лента, карандаши; природный материал – гербарий, сухие травы и цветы; шёлковые ленты различных размеров и оттенков; нитки шерстяные различных оттенков, крючки для ручного вязания, спицы; цветная бумага, фольга, текстиль различных оттенков и рисунков; салфетки, швейные иглы рукоделия, свободный доступ к воде.

Главная >Рабочая программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Белоснежка»

Пояснительная записка к рабочей программе по разделу «Познавательное развитие» для детей старшей группы № 9 компенсирующей направленности с ОВЗ (НОД) образовательная область – «Познание».

Программа рассчитана на проведение непосредственной образовательной деятельности 36 раз в год (1 раз в неделю), продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности20 мин.

развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития воспитанников через решение следующих задач:

- формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления.

Продолжить развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов; расширять формы практического экспериментирования, начинать использовать формы умственного экспериментирования (например, при решении проблемных ситуаций, анализе литературных произведений и составлении собственных высказываний);

развивать социальное экспериментирование, направленное на исследование различных жизненных ситуаций в группе, семье и некоторых общественных местах

в процессе познавательно-исследовательской деятельности расширять знания ребенка о себе, о строении костно-мышечного аппарата, телосложении, походке, внешних частях тела; расширить знания об основных правилах заботы о своем теле; устанавливать связи между строением органа и его назначением

расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека), выходящих за пределы непосредственного восприятия;

начать знакомить с различными источниками информации;упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире;

продолжать знакомить детей со строением и функционированием важнейших органов костно-мышечной системы, способами профилактики нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата, формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности;

Новизной рабочей программы является внедрение в воспитательно – образовательный процесс ИКТ, а так-же разработка НОД в соответствии с тематическими неделями для систематизации образовательного процесса освоения образовательной области «Познание».

Содержание рабочей программы сформировано с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей Ямало – Ненецкого автономного округа. В основу реализации национально – регионального компонента, положен календарь праздников народов Ямала: который представлен следующими темами:

Национально-региональный компонент будет реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности, согласно перечисленных тем, а также в практических видах деятельности.

Реализация приоритетного направления работы МБДОУ (воспитание экологической культуры дошкольников) представлена следующими темами:

Реализуется приоритетное направление МБДОУ в непосредсвенно - образовательной деятельности (часть) и в практических видах деятельности: наблюдение, экспериментирование, опытническая деятельность.

При проведении непосредственной образовательной деятельности используются формы организации образовательного процесса:

Большинство непосредственно - образовательной деятельности носит интегрированный характер. Непосредственно образовательная деятельность предполагает различные формы объединения детей: работа всей группой, в парах, в малых подгруппах, в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

Мониторинг достижений промежуточных (итоговых) планируемых результатов проводится 2 раза в год в форме игрового тестирования. Мониторинг общеобразовательной программы является одной из процедур системы оценки качества дошкольного образования. Организация мониторинга за реализацией программы включает в себя: определение критериев и показателей, обеспечивающих осуществление контроля за достижением ожидаемых результатов программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.

Меню