Развитие памяти у ребенка первого года жизни

Развитие речи ребенка третьего года жизни

Развитие речи ребенка имеет первостепенное значение в его социальной адаптации и становлении личности. Ошибочно полагать, что этот важный процесс происходит только в момент произнесенного первого слова, на самом же деле все начинается намного раньше. Малыш совершенствует навыки общения ежедневно с момента рождения, поэтому колос-сальную помощь в этом непростом деле должны оказывать люди окружающие его. К 3 годам нормальный малыш имеет необходимый багаж знаний и практических умений для произнесения, как отдельных слов, так и простых предложений. Если этого не происходит, стоит задуматься о правильности развития речи маленького человечка. Это не говорит об отклонениях самого ребенка или его слабых способностях, ведь все от него зависящее он инстинктивно сделал: научился держать головку, садиться, ползать, ходить и т.д. Самостоятельно малыш с трудом научится говорить, что может привести к множеству отрицательных последствий, например, психологической травме или замкнутости, поэтому

Любящие матери всегда чутко реагируют на любые изменения самочувствия или настроения своего ребенка, с готовностью принимают все необходимые меры по обеспечению крохи максимальным уровнем комфорта и забывают об общении. Однако счастливое детство может омрачиться, если в один прекрасный день логопед в поликлинике даст направление в специализированный детский сад с логопедическим уклоном вместо заранее запланированного детского учреждения рядом с домом.

Чтобы не терзать ни себя, ни малыша в будущем, матери проще производить диагностику развития речи ребенка самостоятельно. По характеристике каждого временного периода (месяц, полугодие, год) родители способны сравнить уровень развития речи у ребенка с нормативным, начиная уже с первого месяца.

Развитие речи у годовалых детей обычно выражается в лепете 3-4 слов, их ассоциации с предметами и реакции на часто повторяющиеся слова, например, «нельзя». Малыши реагируют на незнакомые лица и отлично распознают голоса родителей. Чтобы добиться такого результата, с ними нужно практически постоянно разговаривать, часто произносить некоторые значимые для крохи слова, например, «мама», «папа».

Речь ребенка 3 лет осмысленна, т.к. малыш сам начинает задавать вопросы и говорить на интересующие темы. Словарный запас может доходить до 700 слов, осуществляется по-строение предложений из 5-8 слов с правильной постановкой падежей. В связи с такими достижениями дети с интересом начинают слушать сказки, потому что воспринимают смысл происходящего. В случае, если речь ребенка 3 лет сбивчива и явно «не дотягивает» до нормы, малыш будет относиться специалистами в группу риска.

Нецензурные, двусмысленные, искаженные слова недопустимо использовать в присутствии детей, также желательно как можно позже знакомить чадо с телевизором, компьютером, говорящими игрушками – это отвлекает и приучает детей молчать и слушать.

В настоящий момент развитию речи и фантазии у детей посвящены многочисленные пособия с разработанными практическими интересными занятиями. В процессе рисования, лепки, собирания конструктора мама может задавать вопросы ребенку, а он в свою очередь с удовольствием поделится своими творческими планами;

- неправильный прикус, необходимость подрезки уздечки; ребенок правильно строит предложения, словарный запас соответствует уровню развития речи ребенка в 3 года, но произносятся они невнятно – возможно поможет поход к детскому стоматологу. Стоматологические дефекты не редкость у растущих организмов (особенно неправильный прикус), но исправимы, например, современными пластинками;

- появление невнятных слов под влиянием других людей, например, детей или слов из чужого сленга объясняется детской любознательностью и удивительной способностью перенимать слова-паразиты. В таком случае следует попросить окружающих (с кем контактирует ребенок) употреблять правильные слова. Речь идет не только о подростках, но и о пожилых людях, которые нередко произносят слова неправильно;

- слабое развитие мышц ротовой полости может усилить неохоту малыша четко говорить; на выручку придет опять игровая форма гимнастики, например, надувание мыльных пузырей, высовывание языка, имитация голосов птиц, кошки, собаки, змеи и т.д.

Развитие речи у детей занятие несложное, но трудоемкое, т.к. требует времени, терпения, хорошего настроения и спокойствия. Комбинация разнообразных способов стимулирования правильной речи в итоге всегда приносит долгожданный результат

Развитие обзорной памяти у детей

У малышей лучше всего развита зрительная и слуховая память. Для развития слуховой памяти нужно привлекать внимание малыша к звукам, издаваемым различными предметами. Например, как капает дождь, едет машина, звенит погремушка и прочие. Затем пусть с закрытыми глазами он угадает, что за предмет издает тот или иной звук. Для развития зрительной памяти можно поиграть в игру «найди предмет». Например, в одну из трех разноцветных баночек нужно положить монетку, затем переставить баночки местами и пусть ребенок вспомнит в какой по цвету баночке она лежит.

Развитие ребенка второго года жизни

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 граммов, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток.

Длительность каждого периода активного бодрствования у ребёнка до полутора лет составляет 3-4 часа, двух лет — 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

В начале второго года малыш много лазает: взбираются на горку, на диванчик, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Он также перелезает через бревно, подлезает под скамейку, пролезает через обруч. После полутора лет у малыша кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Воспроизводя подряд 2-3 действия, он сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками малыш воспроизводит на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет малышу узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кс»,он обозначал и кошку, и меховой воротник.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году.

Речевое развитие ребенка 1-2 года:

Как правило, ребенок начинает говорить в 11 месяцев – 1 год и 5 месяцев. Чаще всего он стремится называть самых близких ему людей (мама, папа, баба). Эти слова очень просты для произношения, но и наиболее значимы. После года появляются звукоподражания тем предметам или явлениям, которые малыш чаще всего наблюдает в своей жизни: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки и т.д. Чуть позже рождаются обозначения других слов, которые ребенок запомнил, но произнести их ему слишком сложно, поэтому он сокращает услышанные слова или заменяет на придуманные, более простые (огурец – «бека», кушать – «ам»). Речевое развитие ребенка 1-2 года еще не настолько совершенно, чтобы малыш смог обозначить все окружающие его предметы. Поэтому довольно часто родители наблюдают картину, когда кроха протягивает вперед ручку с вытянутым пальчиком, вопросительно произнося «Ы?». Не следует раздражаться или волноваться по этому поводу. Это необходимый этап в развитии ребенка.

Физическое развитие ребенка 1-2 года:

Развитие ребенка 1-2 года с точки зрения его физических способностей также стремительно идет вперед. Малыш может ездить на игрушечной машинке, отталкиваясь ногами; встречая на своем пути преграду или незнакомый предмет, он способен остановиться, переступить или отойти в сторону. К этому периоду ребенок спускается и поднимается по лестнице с поддержкой или опорой; с интересом нажимает на кнопки, разглядывает и щупает выпуклости на предметах. Иногда дети стремятся повторять движения, показанные взрослым.

Развитие мышления, логики и памяти у детей от 1 до 2 лет:

Абстрактные понятия все еще достаточно сложны для понимания ребенком в этот период. Однако малыш с успехом распределяет предметы по категориям (например, собака, кошка, птицы – живые существа; трава, деревья – растения), сортирует их. Значительно улучшается память: дети помнят однажды увиденное или услышанное и при подходящем случае вспоминают или воспроизводят усвоенное. Для развития мышления можно посоветовать упражнения на сопоставление: показать собачку в книжке и найти игрушку-собачку, отыскать недостающие части предмета, рисунки одного цвета и т.д. Подобные упражнения есть в любом альбоме по развитию речи для детей от 1 до 2 лет.

Меню