Развитие памяти детей в дошкольном возрасте

Развитие памяти детей раннего возраста

В раннем возрасте память ребенка разви­вается чрезвычайно интенсивно. За первые три года ребенок осваива­ет действия, которые ориентируют его в собственной телесной актив­ности в отношении к самому себе и к окружающему миру. За это же время ребенок проходит путь от бессловесного новорожденного до говорящего общающегося человека. В раннем возрасте ребенок лучше запоминает соб­ственные движения, действия и переживания.

Если детям много читать в раннем возрасте, они способны в будущем запоминать наизусть длинные стихи и сказки. Как часто мамы удивляются, когда ребенок наизусть пересказывает сказку, которую мама читала когда – то, если при рассказывании сказки изменить порядок изложения, то ребенок с возмущением поправляет неточность.

Для хорошей памяти имеет значение, конечно частота повторений, только так слова и действия ложатся в долговременную память.

Однако, как правило до 3-х лет воспоминания о самом себе и об окружающем обычно не сохраняются. Но тем не менее память в раннем возрасте имеет важное значение, так как мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью.

Богатые возможности для развития памяти ребенка создают игры с пальчиками, при проведении которых выступают в единстве несколько компонентов: успешность непроизвольного запоминания, эмоционально-действенный контакт со взрослым, повторяемость ситуации и словесное обозначение.

Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и эмоциональной памяти. Художественное слово не только обозначает признак, объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, основываясь на чувствительности ребенка к мелодии и ритму.

Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чтение стихотворения А. Барто «Грузовик» или, наоборот, чтение стихотворения сопровождается разыгрыванием соответствующей сценки. Дальше в 5-6 лет запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.

В раннем детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

Напомним, что память ребенка – это его интерес, интеллектуальная заинтересованность к объекту, или удивление, восхищение от увиденного, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.

Так же заметим, что излишний перегруз отражается отрицательно на памяти ребенка, так например после длительного спектакля, ребенок не его пересказать все действия на сцене, то это говорит не о плохой памяти малыша, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и т. п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.

В раннем возрасте на развитие памяти малыша влияет еще и режим дня, так родители организуя ребенку четкий режим помогают ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.

Произвольная память ребенка развивается, тогда когда вы просите пересказать или воспроизвести, что то в игре, так же можно предложить сочинять свои сказки, делайте это вместе с малышом.

Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка - дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные функции и качества личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.П.Нечаев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов и др.).

Память - когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.

Раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер.

У младших дошкольников единственная форма работы памяти - непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и, конечно же, не применяет для этого специальных приемов.

В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами.

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания.

В результате исследования развития памяти Истомина З.М. сделала следующие выводы: от младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке пред детьми специальных мнемических задач совершается переход к произвольной памяти.

2 этап: возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

На основе многочисленных экспериментов учёные пришли к выводу: памятью детей-дошкольников можно управлять, обучая специальным мнемическим приёмам классификации однородных объектов Л.М.Житникова, 1966, смысловому соотнесению З.М.Истомина, 1975, смысловой группировке.

Целью моей работы было: Изучение соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у детей в разных возрастных группах.

Полученные результаты подтвердили: память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности.

Предлагаю, разработанные мною методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию памяти у дошкольников:

Предлагаю для воспитателей и родителей коррекционные и развивающие упражнения, игры на развитие памяти и приемы, помогающие запоминанию. В приложении приведены игры, задания и упражнения, рекомендованные для развития памяти дошкольников 3-4-5-6 лет.

Рубрики

     Дошкольный возраст ребенка охватывает широкий период детства от 2-х до 6-ти лет. В этом возрасте ребенок быстро растет и прибавляет в весе. Темпы роста в этот возрастной период неравномерные. Так, ежегодный прирост длины тела на третьем году жизни достигает в среднем 8-10 см, на четвертом падает до б-7, на шестом до 7-8 и на седьмом достигает 10 см. В этом возрасте у детей интенсивнее меняются пропорции тела — удлиняются туловище и ноги, растет мышечная масса, уменьшается подкожно-жировой слой, в результате чего дошкольники становятся более мускулистыми и худыми, чем младшие дети.Интенсивно протекают процессы окостенения скелета. Однако поскольку в дошкольном возрасте эти процессы далеко не заканчиваются, при неблагоприятных условиях легко возникают нарушения нормального развития скелета, в результате чего необходимо организовать двигательную активность ребенка, следить за его осанкой и оберегать от чрезмерных нагрузок.

     Деятельность опорно-двигательного аппарата совершенствуется за счет повышения скорости и скоординированности сокращения и расслабления, а также за счет более точной регуляции степени напряжения отдельных мышц. Вследствие этого повышается двигательная активность, возникает уверенность и ловкость движений.

     Деятельность большой мускулатуры немного опережает в своем развитии функции мелких мышц кисти и пальцев. Свободные движения даются детям этого возраста значительно легче, чем те, которые требуют точного приспособления к особенностям объекта и связанные с преодолением тех или иных сопротивлений. Однако при выполнении соответствующих упражнений к семи годам становятся доступными относительно тонкие и точные ручные движения.

  Одновременно с развитием опорно-двигательного аппарата совершенствуется деятельность органов кровообращения и дыхания. Увеличивается размер сердца; вес его у пятилетнего ребенка примерно в 4-5 раз больше, чем у новорожденного ребенка. Развивается нервная регуляция сердечной деятельности. Частота пульса несколько уменьшается, но все же она значительно больше, чем у взрослого. Для дошкольника характерны значительные колебания частоты и силы сердечных сокращений. Повышается кровяное давление, увеличивается количество красных шариков в крови и процентное содержание в них гемоглобина, увеличивается жизненная емкость легких.

    Все указанное является показателем возросшей работоспособности детского организма. Но эта работоспособность еще значительно ниже у дошкольника, чем у школьника и тем более у взрослого, что необходимо постоянно учитывать в повседневной воспитательной работе как родителям дома, так и воспитателям в детском саду.

Меню