Развитие общения у детей среднего дошкольного возраста

способностей детей среднего дошкольного возраста

2.1 Формирование математических представлений у ребенка – дошкольника………………………………………………………………23

Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека (около 60% способностей к переработке информации формируется уже к 5 -6 годам).

В последнее десятилетие возникли тревожащие тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям. И самое главное, происходит искусственное сдерживание темпов развития одних и невнимание к затруднениям других.

Появление категории неуспевающих дошкольников не всегда признается официально, но такое явление существует. Одна из причин появления неуспевающих кроется в том, что дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

Чувствуя большие потенциальные возможности дошкольника, взрослые нередко начинают форсировать изучение детьми математики. Казалось бы, готовые знания ребенок должен только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, и такие знания воспринимаются детьми формально. При этом, как считает Н.Н.Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть изучаемого. Например, вопрос, требующий проявления сообразительности, творчества, может поставить ребенка в тупик.

У детей 4 -5 лет интерес к новому и непознанному неисчерпаем. Дети не боятся трудного и непонятного, стараются все узнать и всего достичь, только им порой не хватает внимания взрослых, их поддержки, своевременной помощи или подсказки в сложных, с детской точки зрения, ситуациях. Но чаще процесс обучения становится дошкольникам не интересен. Связано это с тем, что у каждого ребенка свой интеллектуальный и психофизический потенциал для занятий. И чтобы интересно было для каждого необходимо использовать дифференцированный подход.

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного дальнейшего обучения в школе.

Даже совершенно новые, на первый взгляд, представления, понятия, оригинальные идеи имеют свою историю. Эта история, от возникновения до наших дней, отражена в различных литературных источниках.

Сходство процессов развития знаний в филогенезе и онтогенезе ребенка отмечали многие исследователи (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, И.М.Сеченов и др.). значительный интерес в этом отношении представляют историко-математические сведения. Они позволяют проследить зависимость развития математики от потребностей человеческого общества, её взаимосвязь со смежными науками и техникой. В работах по истории математики, психологии, педагогики, методике обучения математике разработан историко-генетический подход к развитию тех или иных представлений и понятий у детей дошкольного возраста.(Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, А.М. Леушина, Ж.Пиаже, А.А. Столяр и др.). попробуем же проанализировать развитие математической мысли, выявив общее и различное в формировании математических представлений у детей и в ходе исторического развития человеческого общества.

За частной проблемой обучения детей основам математически просматривается глобальная философская проблема общности людей, имеющих общие «истоки» во всем, в том числе и в становлении математических знаний. В этом смысле математика может быть образно названа «международным» языком общения, так как даже на элементарном уровне коммуникации наиболее доступными знаками, символами для общения оказываются «пальцевой счет», показ цифр, времени на часах, ориентировка на различные геометрические фигуры т. п. Эти эталоны оказываются понятными и на невербальном уровне общения.

В современной методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста используется генетический принцип. Он базируется на изучении развития математики, начиная с древних времен (Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова и др.).

Из истории происхождения числа известно, что умение устанавливать количественные отношения различных объектов с помощью числа возникло на основе опыта. В процессе развития «человека разумного» необходимость сравнивать множества появилась раньше, чем число и счет. Если, не владея счетом, люди уже сравнивали различные множества, соотнося элементы.

Практическое сопоставление элементов одного множества с элементами другого позволяет без знания числа определять эквивалентность или неэквивалентность этих множеств, какое из них больше, а какое меньше. Таким образом, формирование понимание отношений «больше», «меньше», «равно» возможно уже в дочисловой период, как это было в филогенезе (И.Г.Башмаков, Б.Д. Беликов, Ф.Н.Блехер, А.П. Юшкевич и др.). История числа подтверждает мысль о том, что понятие числа сформировалось в сознании человека на основе многочисленных действий и операций с множествами. Это весьма важный факт необходимо учитывать, чтобы осмыслить пути обучения маленьких детей началами математики.

Начало формирования дедукции в математике было положено в Древней Греции около VII века до н.э. с этого времени математические утверждения доказывались, исходя из других утверждений и аксиом (Б.Л.Ван дер Варден, М.Я.Выготский, А.Н.Колмагоров, Л.А.Стойлова и др.).А древние греки, математическая культура которых стала фундаментом современной математики, считали себя учениками египтян.

П мнению А.А.Свечников, на развитие математики в Древней Руси благотворно влияние оказала античная наука. Например, в «Стоглаве», сборнике церковных постановлений 1551 года, говорится, что в древнерусской школе учили «грамоте, и писати, и пети, и чести». Слово «Чести» исследователи истолковывают по-разному: «читать», «считать».

В работах по истории русской математики древний период справедливо рассматривать как почва и основа развития математической мысли. Видимо, можно не сомневаться, что уже в быту средневекового человека на первом месте среди математических представлений находились числовые обозначения и счет. Они служили базой формирования математических идей, связанных с измерением длин, объемов и пр. такое заключение соответствует нашему повседневному опыту, историческому развитию математической мысли, осмыслению этого процесса передовой наукой, начиная с античной древности и средневековья и заканчивая нашими днями.

Итак, в аналитических исследованиях подчеркивается неоценимое значение того момента, когда в истории человечества были изобретены числа и меры. (Э.Г.Бэлл, А.А. Вайман, М.Я. Выгодский, К.А. Рыбников, И.М.Сеченов и др.). Например, Сеченов связывал прогресс внечувственного мышления именно с изобретением числа и меры, когда количественные отношения между вещами получили полную однозначную определенность.

Таким образом, археологические, этнографические и другие данные, несмотря на их фрагментарный характер, позволяет проследить этапы возникновения и развития математических знаний. К.А. Рыбников выделяет следующие.

Первый этап.Восприятие человеком свойств численности, количественности при оперировании с множествами конкретных предметов. Причем эти множества характеризуются лишь с точки зрения их целостности, то есть наличия всех составляющих элементов. Подобный способ счета принято называть чувственным счетом.Впоследствии стали появляться термины, выражающие различия между одним, двумя и многими предметами. В «Энциклопедии элементарной математики» приводятся примеры того, что за определенным количеством объектов, с которыми люди имели дело в повседневной жизни, закрепились особые названия «три человека», «три лодки», - однако сам абстрактный термин «три» в употреблении еще не вошел.

Второй этап.Сравнение множеств путем поэлементарного сопоставления друг с другом в процессе обмена продуктами производства. Когда люди установили, что множества неравночисленны, возникли понятия «больше», «меньше», «равно».

Третий этап. Появление стандартных совокупностей, или эталонных множеств. Это могли быть пальцы одной или обеих рук, что было весьма удобно при осуществлении торговых операций, а также наборы палочек, камешков, раковин, узелков и других предметов. Применение в качестве эталона пальцев рук и ног привело в дальнейшем к возникновению систем счисления с основанием 5, 10, 20.

В C - CIII веках в Европе и странах Востока были распространены различные наглядно-механические приспособления для арифметических подсчетов, то есть вычислительные приборы, помогающие проводить арифметические операции с числами. Одним из таких приборов стал абак – специальная счетная доска, разделенная на полосы, символизирующие разряды чисел. Такого рода приспособления, состоящие из вычислительного поля и счетных элементов, получили общее название «абак» (гр. – стол, счетная доска). В странах Дальнего Востока нашел применение китайский аналог – суан-пан, а в России – счеты.

Популярные статьи

Психологию ребенка раннего возраста можно сравнить с тонкой материей, которую очень легко разрушить. На данном этапе дети обладают так называемой пластилиновой психикой, любое событие воспринимается ими как наиважнейшее. Именно поэтому так важно какие люди окружают ребенка, в какой обстановке он находится изо дня в день. И если, круг общения имеет, хотя бы долю негатива, это обязательно скажется на последующем психическом развитии.

Например, если в доме постоянные скандалы и неприкрытая злоба – ребенок замыкается или напротив - растет эдаким агрессором. Не забывайте, малыши данной возрастной группы очень стремительно развиваются как психически, так и физически. Вся информация, полученная ими в период от рождения до шести лет, является жизненной основой для развития индивидуальности в целом.

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет.

На данном этапе происходит не менее важное физическое развитие, ребенок обретает уверенность движений и учится новому. Речь становится понятной и более выразительной, ребенок уже в состоянии объяснить вам чему он радуется или удивляется. Немаловажно то, что он может сказать, где у него болит. Нервные дети к трем годам - обыкновенно становятся более спокойными и веселыми, это обусловлено совершенствованием клеток мозга и проходящих через них нервных импульсов.

Специалисты сходятся во мнении, что дети данной возрастной категории наиболее открыты для социального общения и приобретения собственного «большого - Я». Поэтому дети от трех лет с радостью и без лишних капризов начинают посещать дошкольные учреждения и отрываются от мамы, нежели дети более младшего возраста.

Также в этот период прививается такое понятие как обязанности. Ребенок начинает понимать, что у него тоже существуют обязанности и определенные дела. Важно не упустить этот момент и постараться его максимально использовать для развития ответственности за свои поступки.

Меню