Развитие общения у детей с комплексными нарушениями

Использование карты индивидуального развития в работе с дошкольниками, имеющими комплексные нарушения

В последнее время все чаще в специализированных учреждениях для детей с нарушенным слухом комплектуются группы с неоднородным составом. В такие группы включаются дошкольники не только с различным состоянием слуха и речи, но и разным уровнем психофизического развития. Некоторые слабослышащие и глухие дети имеют комплексные нарушения, при которых снижение слуха сочетается с нарушениями зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др. Наличие дополнительных нарушений предполагает реализацию индивидуального подхода в обучении и воспитании, одним из условий которого является психолого-педагогическое обследование и разработка индивидуальных коррекционно–развивающих программ.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих комплексные нарушения развития, в настоящее время принимает все большую актуальность. Работы Г.П. Бертынь, Т.А. Власовой, Л.А. Головчиц, М.В. Жигоревой, А. И. Мещерякова, Т.В. Розановой и др. посвящены проблеме изучения и обучения детей с комплексными нарушениями. Аномалии развития при комплексных нарушениях связаны с повреждениями различных систем, даже незначительное их нарушение влечет за собой особенности познавательного и речевого развития. Аномалии развития при комплексных нарушениях связаны с повреждениями различных систем, даже незначительное их нарушение влечет за собой особенности познавательного и речевого развития. Чем тяжелее и грубее формы аномалий развития, тем медленнее идет формирование некоторых личностных качеств, изменяются формы взаимодействия с окружающим миром.

С целью организации полного психолого-педагогического изучения детей с комплексными нарушениями развития на базе ГОУ “Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад 1,2 вида” № 1635 сотрудниками учреждения под руководством директора Л. В. Дмитриевой была разработана карта индивидуального развития ребенка. Основу ее составляет обобщение данных длительного психолого-педагогического изучения детей, начинающегося с момента поступления ребенка в ГОУ и продолжающегося в течение всех лет воспитания и обучения в детском саду, а затем и школе в структуре учреждения “Начальная школа – детский сад”.

Необходимость составления карты обусловлена была тем, что дети с комплексными нарушениями, часто переходили из группы в группу, нередко при этом с ними работали разные педагоги – дефектологи и воспитатели. Каждому педагогу приходилось собирать все данные о ребенке заново, получая информацию у учителей – дефектологов и воспитателей, которые не всегда могли точно воспроизвести сведения об исходном уровне дошкольника. Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных особенностей психического развития воспитанника с комплексными нарушениями развития, а также определение уровня и возможностей усвоения программного материала.

Учитывая специфику детей со сложной структурой нарушения, которые обучаются по индивидуальным программам и нуждаются в особых условиях развития, карта развития помогает упорядочить процесс обучения и воспитания таких детей, а также наладить взаимодействие между всеми специалистами, участвующими в этом.

Карта развития оформляется на ребенка при поступлении в образовательное учреждение. Вначале фиксируются краткие анамнестические сведения о ребенке и его семье, заключение ПМПК (на начало обучения и в процессе обучения), данные других специалистов (невропатолога, окулиста, психоневролога и др.), учитываются особенности протекания адаптационного периода. По своей структуре индивидуальная карта представляет собой таблицу, которая состоит из разделов. В них заносятся данные учета особенностей развития ребенка на протяжении всего периода пребывания в учреждении. Структура включает в себя следующие разделы, которые в свою очередь имеют подразделы:

II. Физическое развитие (в разделе указывается группа здоровья, физическая активность, основные движения, координация, походка, особенности мелкой моторики);

III. Навыки самообслуживания (в еде, в одевании – раздевании, в умывании, опрятность, туалет – для дошкольного отделения; );

В конце карты имеются такие разделы, как “Динамика развития” и “Учет трудностей в усвоении программного материала”. В них оценивается уровень развития ребенка по всем разделам программы (высокий, средний, ниже среднего, низкий) и определяются предполагаемые причины, по которым тот или иной раздел не усвоен в полной мере (характер нарушений в развитии, особенности семейного воспитания и пр.).

Разделы карты заполняются в конце каждого учебного года. В ее заполнении принимают участие все участники воспитательно-образовательного процесса. Поведение и эмоциональное состояние оценивается как педагогом, так и воспитателем, и психологом, данные физического развития фиксируются педагогом по физическому воспитанию, а раздел группа здоровья уточняется у медицинского персонала. Такие разделы как навыки самообслуживания и детская деятельность заполняются воспитателями, познавательное развитие – психологом, развитие слухового восприятия и речи – сурдопедагогом.

Оценка уровня динамики производится на основе определения степени усвоения индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Динамика развития и трудности усвоения программного материала обсуждаются совместно всем педагогическим коллективом, принимающим участие в обучении и воспитании ребенка. Контроль заполнения карты индивидуального развития осуществляется администрацией ГОУ в лице старшего воспитателя, заместителя директора по УВР, а также непосредственно директором ОУ.

Таким образом, происходит преемственность в работе педагогического коллектива. Это значительно облегчает взаимодействие между специалистами, дает полную картину темпов и динамики развития ребенка с комплексными нарушениями. Карта помогает отслеживать изменения в процессе развития таких дошкольников, “рассказывает” о трудностях и особенностях обучения по всем возможным направлениям, что, в свою очередь, позволяет наилучшим образом осуществлять индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку.

Важно, что карта индивидуального развития носит динамический характер, т.е. педагоги, а главное, родители могут наглядно увидеть динамику в воспитании и обучении. Вся информация, вносящаяся в карту, передается из дошкольного отделения в школу, где, в свою очередь, учитель может проследить всю историю обучения данного ребенка со сложным нарушением развития.

Таким образом, наличие карты индивидуального развития способствует более точной оценке результатов психолого-педагогического изучения ребенка и осуществлению индивидуально-ориентированного подхода к его обучению.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями поведения и общения

«… Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка)

Пояснительная записка

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".

Зачастую путь ребёнка с симптомами аномального поведения в социуме начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.

В предлагаемом методическом пособии мною рассмотрено психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением поведения и общения.

В настоящее время проблема детей с гиперактивным синдромом актуальна. Педагоги образовательных учреждений отмечают, что количество таких детей с каждым годом возрастает, возникают трудности их общения со сверстниками и взрослыми.

Выявленные дефекты в поведении ребенка приводят к нарушению связей с социумом, неспособностью или нежеланием выражать свои чувства и эмоции согласно общепринятых норм, сдерживать агрессию, действовать импульсивно, невнимательно. В силу неразвитости эмоционально-волевых процессов им трудно быть спокойными и сосредоточенными, концентрировать внимание, хотя они не имеют при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств. Дети постоянно перескакивают с одного занятия к другому, будто не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Все это осложняет положение гиперактивного ребенка в коллективе сверстников и сказывается на успешности его обучения и формирования навыков соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти воспитанники не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение, чем доставляют окружающим много хлопот, поэтому важна своевременная диагностика выявления причин гиперактивности у детей, т.к., по мнению многих психологов, психологическая поддержка и педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте более эффективна.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением поведения и общения

В условиях учреждения дополнительного образования детей реализация работы по социальной адаптации детей осуществляется с учетом:

2. Психологическое просвещение.

Предполагает повышение психологической компетентности педагогов Дома детства и юношества и родителей обучающихся.

В данном пособии приведены разработки цикла занятий с педагогами дополнительного образования – спецкурс " Работа с особыми детьми", проведенный в 2009-2010 учебном году.

Заключение

В условиях модернизации системы образования обществом предъявляются повышенные требования к качеству организации педагогического процесса. Используемый сегодня в работе с детьми гуманистический подход требует от специалистов создания оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала личности каждого ребенка, для обеспечения его нормального физического и психического развития. Однако, опыт работы показывает, что не всегда удается реализовать эту задачу.

Среди проблем, с которыми часто приходится сталкиваться в ходе работы, выступает проблема установления взаимоотношений – воспитательного процесса с детьми, чья безудержанная подвижность выходит за рамки просто активного ребенка.

При организации психолого-педагогической работы с детьми в МОУ ДОД «Дом детства и юношества» эта проблема актуальна, т. к. анализ результатов наблюдений за поведением и состоянием здоровья обучающихся в детских объединениях свидетельствует о наличии значительной части детей с отклонениями в поведении и затруднениями в общении со сверстниками, неумением устанавливать контакты с окружающими людьми, повышенной конфликтностью и трудностями при организации учебной и самостоятельной деятельности.Опираясь на результаты исследований прошлых лет можно сделать вывод,что с каждым годом идет увеличение количества таких детей.

В связи со сложностями в решении проблемы встала необходимость применения комплексного подхода в работе с детьми, отличающимися гиперактивностью.

Меню