Развитие общения со сверстниками у детей раннего возраста

Когда начинать общение детей со сверстниками

Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. Общение с детьми начинается с момента их рождения, прикосновение родителей, их голос и даже улыбка.

Первый интерес в общении детей со сверстниками возникает еще у младенца – в возрасте 7-8 месяцев, иногда позднее. Дети в этом возрасте начинают познавать окружающий мир, они уже ползают и учатся выражать свои эмоции.

Ваш малыш начинает лепетать, но даже молча он общается со сверстниками, улыбка, взгляд, прикосновение к руке, одежде и многое другое ему в этом помогают. Если у ваших друзей или соседей есть малыши того же возраста, что и ваш, то не препятствуйте их общению. Если же в вашей семье не один малыш, то это особенный случай, когда потребности малыша будут удовлетворены в полном объеме.

Общение детей нужно только поощрять. Сначала внимание к сверстнику будет рассеянным, но ближе к 1,5 года оно сформируется и станет устойчивым. Малыши сначала играют рядом друг с другом, а затем постепенно сближаются и начинают играть вместе. Они делят игрушки, есть такая особенность, что каждый хочет завладеть игрушкой другого, при этом каждый учится отстаивать свою позицию, что может благоприятно сказаться на будущем.

Общение детей со сверстниками более эмоционально, чем со взрослым человеком. Сначала будет достаточно, чтобы друг просто присоединился к его шалостям. Они веселятся, кричат, бегают, играют в прятки, делят игрушки. Каждый ребенок различными способами старается привлечь к себе внимание. Все зависит от обстановки в которой они находятся, на них влияет все, начиная от  погоды и  заканчивая игрушками, которые у них есть.

В общении детей между собой ваш ребенок получает большую возможности проявить инициативу, чем в общении с вами. Он начинает играть, привлекая внимание друга, и вовлекает его в свою игру. Когда дети вместе смеются, кричат и даже дерутся, они усиливают эмоциональную сторону друг друга, они копируют чужие действия, постоянно обучаясь чему-то новому. Во время различных игр ребенок учится сопереживать другому и делится своими впечатлениями, он пытается сопоставить, сравнить себя с детьми своего возраста. Если сверстник умеет то, чего раньше малыш не делал, он автоматически пытается это повторить, тем самым приобретая новые жизненные навыки.

Общение детей со сверстниками не всегда возможно, и некоторые получают его, лишь придя в детский сад. В этом возрасте у них появляется понятие дружбы, появляются активные игры без игрушек. Только общаясь со сверстником, ребенок общается на равных, в общении же со взрослым ему сложнее и труднодоступно, не все становится понятно. Даже если ребенок понимает то, что до него пытается донести взрослый, это становится образцом, к которому очень сложно придти. Достаточно общения со сверстниками, когда малышу все ясно и понятно, у него формируется характер и он сам формируется как личность, поэтому чем раньше начнется общение ребенка со сверстниками, тем более прочный стержень будет у него, и именно благодаря правильному развитию он достигнет больших успехов в жизни.  У кого то сразу получается найти себе друга, а кто то по прежнему остается один, ни с кем не играет и не общается, это может продолжаться значительное количество времени и повлечь за собой проблемы в построении дальнейшей жизни. Поэтому пытайтесь всячески поощрять общение детей, какое бы оно не было.

Следует помнить, что общение детей в раннем возрасте способствует развитию навыков социального общения, вследствие чего они лучше «вливаются» в окружающий их мир.

В дошкольном возрасте, если ребенок  играет один, то родителям следует вмешаться. Пусть он обращает внимание на незнакомых ребят, обменивается с ними игрушками, но ни в коем случае не остается один и не замыкается в себе. На этом жизненном этапе у вашего чада уже сформировалось чувство дружбы и собственничества, должны появиться друзья с которыми он проводит все свое свободное время, появляется уверенность в себе. Ваш ребенок уже может помочь своему другу, поделиться с ним игрушками и просто составить компанию. Если вам по какой то причине не нравится сверстник с которым ваш малыш общается, то не критикуйте его, не отговаривайте от дружбы с ним, со временем малыш вырастет и сам поймет что правильно.

Общение детей со сверстниками в школьном возрасте становится уже необходимостью, как и общение со взрослыми, но лишь в некоторых случаях желанным. В школе учителя могут давать групповые задания, и даже если ваш ребенок не хочет общаться с тем или иным сверстником, ему придется. А в свободное время он может проводить в компании своих близких друзей. 

Развитие общения со сверстниками

Интерес к другим детям появляется у ребенка достаточно рано – уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают своих сверстников во время прогулок, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, одежды. Если они оказываются рядом, то часто обращаются друг с другом как с неодушевленным предметом. Младенец исследует ровесника (ощупывает, дергает за волосы, теребит ухо); пытаясь дотянуться до игрушки, может наступить на него, не реагируя на плач.

Случайные эпизоды взаимодействия быстро прерываются из-за неумения детей общаться друг с другом. На первом году жизни контакты между детьми не являются истинным общением, а побуждаются не специфическими для коммуникативной деятельности потребностями.

Полноценное общение между детьми начинает складываться в раннем возрасте, когда они все чаще оказываются рядом друг с другом на детской площадке, в яслях. Это стимулирует усиление интереса к сверстникам, возникновение первых контактов с ними. Однако общение возникает не сразу, дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой. Интерес к действиям сверстника часто перерастает в конфликт из-за игрушки: дети стремятся завладеть именно той игрушкой, которая находится в руках у другого. Общение со сверстником складывается постепенно и проходит в своем развитии путь, отличный от развития общения со взрослым.

Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка.

Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и базируется на любовном отношении к ребенку близких, составляет основу человеческих взаимоотношений. Потребность в доброжелательном внимании побуждает малышей к эмоциональным контактам со взрослыми. Они предпочитают вступать в такие контакты преимущественно с близкими взрослыми, часто опасаются посторонних людей, поэтому установление доверительных отношений является специальной задачей педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Взрослые должны стремиться к установлению эмоциональных контактов с каждым ребенком. Поглаживания, объятия или похлопывание по плечу могут стать частью ритуала в ясельной группе при приеме детей, а также в течение дня. Маленькие дети по-разному выражают потребность в ласке взрослого. Один выражает эту потребность сам, подойдя и прижавшись к взрослому, другой стесняется обратиться за лаской, но охотно принимает ее, когда взрослый обнимает его или берет на руки. При установлении эмоциональных контактов необходимо учитывать индивидуальные особенности малышей. Некоторые дети избегают физического контакта даже с близкими. В этом случае следует найти другой способ установления доверительных отношений.

Взрослые всегда должны откликаться на инициативу ребенка, его стремление получить поддержку, ласку. Особенно часто ребенок прибегает к этому, когда испытывает дискомфорт. Причины детских огорчений могут лежать в самых разных областях: физическое недомогание, конфликт в семье, ссора со сверстниками, неумение что-то сделать. Задача взрослого – постараться понять чувства ребенка, помочь ему самому понять их и облегчить.

Взрослый должен быть открыт и доступен ребенку. Как бы сильно ни выражалось чувство, оно должно быть воспринято с пониманием. Если дитя плачет или кричит и не может выразить свое переживание словами, взрослый должен постараться понять, чем оно вызвано, и сразу же откликнуться на переживание малыша.

Ни одно его чувство не должно быть отвергнуто и обесценено. Пренебрежение к его переживанию может обидеть, зародить в нем сомнение, что его любят и хотят помочь. Не следует загонять чувства ребенка внутрь. Они должны быть отреагированы. Это относится как к отрицательным, так и к положительным переживаниям. Поддержка нужна малышу и тогда, когда он радуется или удивляется чему-либо.

Способы вовлечения детей в разные виды деятельности.

Воспитатели часто сталкиваются с проблемой отказа ребенка от какого-либо вида деятельности (изобразительной, музыкальной, совместной игры и пр.) Например, он не хочет заниматься чем-либо с другими, предпочитает играть в одиночку с любимой игрушкой. В подобных ситуациях возможны разные варианты поведения взрослого.

Например, педагог настаивает на том, чтобы ребенок прекратил играть игрушкой и переключился на другое занятие, делал то же, что другие дети. При этом взрослый как будто преследует благие цели, хочет, чтобы малыш приобрел новые знания, умения и навыки. Однако, настаивая на своем требовании, он подавляет инициативу ребенка. Деятельность, в которой малыш: участвует по указанию взрослого, часто оказывается не интересной для него, он участвует в ней формально. В результате может сформироваться пассивная личностная позиция, которую можно выразить следующим образом: «Взрослый всегда лучше знает, что мне делать».

Рассмотрим другой вариант. Педагог всегда разрешает ребенку заниматься тем, что ему больше нравится, и никогда не побуждает его участвовать в других занятиях. На первый взгляд, такое отношение выглядит как проявление индивидуального подхода в воспитании. Однако подлинно индивидуальный подход подразумевает создание таких условий, которые обеспечивают максимально эффективное развитие каждого. Ситуация, когда педагог «оставляет ребенка в покое», может быть использована как временная мера. Эффективность индивидуального подхода к воспитанию ребенка можно проанализировать на следующем примере.

Оля изо дня в день играет только с одной игрушкой – мишкой. При этом она воспроизводит одно и то же действие (катает его в коляске), не хочет заниматься ничем другим, избегает общения со сверстниками. В этом случае педагог должен постараться расширить круг интересов ребенка, побудить его к новым видам деятельности, к совместной игре с другими детьми.

Например, взрослый может предложить Оле построить для мишки домик, слепить из пластилина пирожки, нарисовать картинку. Чтобы вовлечь девочку в совместную игру со сверстниками, можно предложить ей устроить день рождения мишки и пригласить в гости детей. На «празднике» они будут водить хоровод, танцевать, петь, играть в подвижные игры и пр.

Так, с помощью игровых приемов, воспитатель сможет вовлечь ребенка в разные виды деятельности, в процессе которых он будет обучаться элементарным приемам лепки, рисования, конструирования, приобретет опыт общения со сверстниками.

Меню