Развитие общения детей со взрослыми

Внеситуативно-познавательное общение

Общение в дошкольном возрасте уже выходит за пределы наглядной ситуации. Предметами общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, может пойти разговор о грозе, которая уже прошла, о птицах, которые улетели, и т. д.

Благодаря освоению речи становится возможным внеситуативно-познавательное общение, которое выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Оно может проходить только в речевой форме, в виде

разговора ребенка со взрослым. Взрослому уже недостаточно быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Ему нужно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представление о мире.

Внеситуативно-познавательное общение окончательно налаживается к 4-5 годам, когда у ребенка появляются вопросы, адресованные взрослому. Детей этого возраста интересует все: почему заяц прыгает, как делают книжки, как растут яблоки и т. п.

Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о предметах, о происходящих вокруг событиях. В своих ответах ему важно связать интересующие ребенка явления с тем, что он уже знает и понимает. Конечно, ответы должны быть правдивы, они не должны искажать действительность. Ребенку нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям.

Ситуация. Сережа (5 лет) показал свой рисунок воспитательнице, которая его оценила отрицательно, сделав ряд замечаний. В результате у Сережи пропал всякий интерес к рисованию.

Решение. Если дети до 3-4 лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то Сереже, которому уже 5 лет, небезразлично, как оценивается его работа. У него развивается потребность в уважении, в признании, что и побуждает его к общению.

Дети этого возраста будут отказываться от тех занятий, на которых получают негативную оценку своей деятельности. Поэтому для Сережи важна была поддержка даже его небольших успехов. Лучше подчеркнуть незначительное достижение, чем дать отрицательную оценку. Поощрение взрослого внушает ребенку уверенность в своих силах и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили.

Первичный фонематический слух развивается к 3 годам, когда ребенок может различать звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Развитие навыка слухового восприятия речи представляет собой сложный процесс, который связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения.

Надо иметь в виду, что иногда у детей отмечается недостаточный уровень развития слухового восприятия. Степень выраженности отклонений может быть различной: от плохого слухового сосредоточения до тяжелых нарушений. Причинами таких отклонений могут быть:

Ситуация. Дети 4-5 лет часто употребляют выражения: «землетрясение мозгов», «тухлые свечки», слова типа «босутый» и т. д.

Решение. У детей этого возраста активно развивается фонематический слух, но дифференциация звуков еще недостаточна. Поэтому они придумывают новые обороты речи и искажают известные им слова.

Ситуация. Маму волнует, что ее сын Витя не умеет сосредотачиваться, невнимателен, не выслушивает до конца обращения взрослых, плохо понимает прочитанное, смешивает разные слова.

Решение. Все это может быть обусловлено проблемами слухового восприятия речи. Если у ребенка имеются дефекты речи, то это мешает нормальному общению и со сверстниками, и со взрослыми, так как его просьбы, высказывания и т. п. никто не понимает. Ребенок болезненно на это реагирует: становится или агрессивным, или замкнутым. Возникает проблема с установлением нормальных взаимоотношений. Ребенок может быть не принят сверстниками, следствием чего станет переход его к общению с теми детьми, которые еще хуже разговаривают, или с младшими по возрасту, что компенсирует его изолированность, но не будет способствовать развитию навыков общения.

Для развития слухового восприятия необходимы звучащие сюжет-но-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, музыкальные игрушки, аудиокассеты с записями художественных тек­стов и детских песен. Однако сами по себе эти средства проблемы не решат, если взрослые не научат ребенка слушать их звучание.

Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться при отсутствии посторонних шумов, чтобы не было лишнего слухового напряжения, не возникла усталость, не рассеивалось внимание и

В процессе общения с ребенком следует внимательно его выслушивать, не перебивая даже в случае допущения им ошибок в речи. Но обязательно неверно употребленное слово произнести правильно, попросить ребенка его повторить.

Перед тем как сказать что-то ребенку, создайте у него установку на слушание: «послушай внимательно, что я скажу» (или «как я говорю»), «выслушай до конца» и т. п. Такие напоминания о необходимости вслушивания в речь очень важны в процессе различных видов деятельности (когда ребенок должен понять правила и содержания игры, конструирования, рисования).

Родителям следует помнить, что их речь является образцом для подражания. Имеет значение и ее громкость. И очень громкая, и очень тихая речь быстро утомляет ребенка.

Дляразвития слухового внимания,речевого слуха и слухоречевой памяти важно учить ребенка слушать сверстников, а не только взрослых. Этому способствуют такие игры, как «Испорченный телефон», «Эхо».

Восприятие интонационно-мелодической стороны речи имеет большое значение для понимания смысловой стороны прочтенного, для определения существующего в нем подтекста. Поэтому необходимо фиксировать внимание ребенка на интонации, с которой произносятся слова, фразы, особенно в стихотворной речи.

Для формирования звуковой стороны речи важно улучшение фонематического слуха, умение воспринимать звуки в слове, определять их количество, последовательность («Кто назовет слово с наибольшим количеством звуков?»), умение определять место и роль ударения («Найди пару»), количество и последовательность слогов («Магазин»).

В результате целенаправленной, систематической работы развитие слухового восприятия ребенка может стать также средством его умственного развития, формирования речи и коммуникативных способностей.

Коммуникативная функция речи развивается еще в раннем детстве. Но общение в этот период происходит по поводу окружающей действительности.

Ситуативная речь понятна участникам ситуации и не понятна тем, кто не знает, о чем ранее шла речь, так как подлежащие заменяются местоимениями: он, она, они. Кроме того, ситуативная речь изобилует наречиями, в ней много слов-шаблонов.

Ситуация. У Миши (2 года 5 месяцев) ситуативная речь явно не развита. Мама волнуется, сравнивает сына с Витей, который уже преодолел этот период развития речи.

Решение. Усиленный акцент на Мишином развитии речи может иметь отрицательный эффект: ребенок начнет пугаться при требовании родителей повторить какое-либо слово. Замечая негативные эмоции мамы, Миша начнет избегать коммуникативного взаимодействия с ней.

Чтобы ребенок осознавал себя, свои действия, он должен отвлечься от конкретно воспринимаемых предметов. Ему необходимо внеситуативное общение. В то же время общение, оторванное от практических действий ребенка, может отрицательно сказаться на его психическом развитии.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить товарищу содержание игры, устройство игрушки и т. д. Объяснительная речь имеет особенное значение:

Объяснительная речь требует последовательности изложения, а также указания на главные связи и отношения в ситуации, которую собеседник

Взрослый в общении с ребенком должен чаще давать ему возможность что-либо объяснить. Объяснительная речь в дошкольном возрасте только еще начинает развиваться, поэтому ребенку трудно до конца выслушать объяснение взрослого: малыш стремится поскорее начать игру, отвлекаясь от длинных

Речь ребенка, возникшая во время деятельности и обращенная к самому себе, есть речь эгоцентрическая. Она изменяется на протяжении дошкольного возраста. В ней появляются не только высказывания о том, что делает ребенок (констатация), а и высказывания, предваряющие и направляющие его практическую деятельность.

С возрастом эгоцентрическая речь идет на убыль, интериоризирует-ся, превращается во внутреннюю речь и в такой форме сохраняет свою планирующую функцию.

Слово начинает нести в себе знаковую функцию, выступает как своеобразный знак. Этот знак выступает в определенном значении и используется для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

Взрослый, общаясь с дошкольником, постоянно расширяет границы его знаний об окружающем мире. Сначала инициатива в диалоге принадлежит взрослому: он рассказывает, а ребенок слушает, причем часто не очень внимательно. Внимание его проявляется только в вопросах ко взрослому.

Познавая окружающий мир, ребенок задает много вопросов, на которые не всякий взрослый сразу найдет нужный ответ:

Взрослый становится для ребенка основным источником знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Ситуация. Миша (4,5 года) стремится только к физическому контакту с мамой: обнимает, целует ее. Малыш замирает от удовольствия, когда его гладят по головке. При этом всякий разговор или совместная игра вызывают у него смущение, замкнутость. Единственно, что —это внимание и доброжелательность.

Решение. Сохранение только эмоционального общения вплоть до дошкольного возраста — симптом тревожный. Это свидетельствует об отставании ребенка в психическом развитии. Обычно это отставание вызвано тем, что ребенок в раннем возрасте недополучил необходимого ему лично эмоционального общения со взрослым. Наблюдается это, как правило, у воспитанников детских домов, у которых отсутствовала

Ситуация. Перед прогулкой с детьми 4 лет воспитательница беседует с ними о том, что можно будет увидеть во время прогулки, во что и как можно играть. А перед занятием по рисованию она спрашивает: «Как лучше нарисовать цветы в вазе?», «Какие для этого нужны краски, карандаши?», «Кому можно подарить рисунок?» и т. д.

Решение. В подобных случаях преобладает внеситуативно-познавательное общение. Воспитатель способствует расширению знаний детей об окружающем мире, побуждает их активно наблюдать, осмысливать, задавать вопросы, вступать в общение, способствует развитию планирующей функции речи.

Такие беседы желательно проводить с несколькими детьми одновременно, что будет способствовать развитию у детей потребности уточнять свои мысли, овладению ими речью и т. д. При этом важны заинтересованность взрослого в делах детей, доброжелательное к ним отношение, что соответствует личностно-ориентированному подходу.

Задание. Проведите наблюдение за реакцией детей разного возраста на действия взрослых в различных ситуациях, выясните, как малыши эти действия оценивают.

Меню