Развитие общей моторики у детей с дизартрией

Дизартрия

Дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением Центральной Нервной Системы (ЦНС). При этом расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.

В литературе XXв. понятие «дизартрия» переводили как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту».

В настоящее время дизартрия – это самая распространённая речевая патология (из 7 детей рождается 5 с поражением ЦНС). В 1852г. впервые акушер-учёный Литтль описал клинику дизартрии при ДЦП. В 1911г. лого терапевт Гуцман (немецкий врач)выделил признаки дизартрии у людей, которые не имеют ДЦП. Врач Маргулис впервые вводит классификацию дизартрии, он заложил учение о дизартрии. В последующие годы наш отечественный учёный О.В.Правдина описывает подробно дизартрию с псевдобульбарным парезом. Конец 50-х годов ознаменовался работой Е.Н.Винарской, которая рассматривает дизартрию с психолингвистической стороны. 

Дизартрия (стертая) может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или период родов, а так же после рождения.

в моторной сфере(общей, мелкой, артикуляционной): страдает объём, качество, темп и точность движений, их координация; затруднено переключение от одного двигательного акта к другому; нарушение подвижности как основное проявление пареза мышц; гиперсаливация

в нарушении мышечного тонуса по типу спастичности, гипотании, гипертонуса (который часто сопровождается гиперкинезами), дистонии;

на фоне нарушенного мышечного тонуса существуют и насильственные непроизвольные движения: гиперкинезы, тремор, синкинезии

нарушение кинестетического ощущения движения, как следствие нарушение пространственного анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза.

В связи с тем, что страдает сам двигательный акт (в общей, ручной и артикуляционной моторике) то развитие и формирование ребёнка в целом идёт с отклонениями, своеобразные личностные нарушения, а следовательно не формируется база для речевого развития.

наиболее ярко страдает качество звукопроизношения, связанное с парезами языка, губ, нижней челюсти (боковые, горловые, межзубные, губно-зубные звуки должны насторожить родителей в раннем возрасте);

просодическая сторона: нарушение темпа, ритма речи, голоса (дисфония, затухающий к концу фразы, может быть явление ринофонии (речь «в нос»);

Нарушен ритм дыхания, глубина, координация вдоха и выдоха. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Особенности слухового внимания и памяти – а это база для развития речевого слуха, как следствие трудности звукоразличения, фонематический слух; страдает умственная деятельность фонематического анализа и синтеза, а отсюда усвоение слова (пассивный словарь ближе к норме, а активный отстаёт, не качественно усваиваются грамматические категории).

Выделяют пять форм дизартрии по локализации очага поражения: корковая, подкорковая, мозжечковая, бульбарная, псевдобульбарная, которую определяет невролог. Логопеды Центра грамотно владеют научно-методическими знаниями, раскрывающими особенности логопедической работы при каждой клинической форме дизартрии и обоснованно применяют их на практике.

Выше указанные особенности речевых и неречевых нарушений при дизартрии обуславливают необходимость единства коррекционно-логопедической работы и лечебных мероприятий (медикаментозного и физиотерапевтического лечения, ЛФК) направленных на развитие двигательных функций. Лечебные мероприятия по назначению невролога позволяют проводить одновременное развитие и коррекцию нарушений общей, артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Очень важна стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом, навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребёнок.

В нашем Центре при проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией, считаем целесообразным использование следующих методов логопедического воздействия:

Особо следует отметить эффективность использования в работе с детьми с дизартрией зондового массажа Е.В. Новиковой. Он является частью комплексной медико–психолого-педагогической системы работы, направленной на коррекцию речевых расстройств при дизартрии. Как показала практика, массаж мышц артикуляционного аппарата может проводиться пальцами, однако лучшие результаты достигаются при использовании специальных зондов.

С помощью зондов производим различные движения в виде скольжения, отодвигания, перетирания мышц. Это помогает оживить, заставить работать поражённые мышцы и восстановить нарушенное произношение при дизартрии. Массажный комплекс подбирается индивидуально учетом результатов логопедической диагностики и формы дизартрии. Во время массажа используем различные отвлекающие средства: пение песенки, рассказывание сказки. Ребёнок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему!

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. С этой целью мы проводим специальными зондами массаж предплечья, это помогает восстанавливать ослабленные мышцы, развивать поражённые, улучшает координацию движений рабочей руки, помогает снять излишнее напряжение, приводящее к тремору. Под воздействием несложных для взрослого и неутомительных для ребёнка массажных движений достигается укрепление мышц, нормализуется мышечный тонус. Стимулируется тактильные ощущения и речевые зоны коры головного мозга.

Для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата при дизартрии, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а так же при артикуляционной апраксии применяем метод искусственной локальной контрастотермии. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (криомассаж) агентов и высокотемпературных (термомассаж) агентов. Криомассаж и тепломасаж применяется поочерёдно или избирательно. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и для речевой афферентации контрасто-термальное воздействие можно применять не только на артикуляционную мускулауру, но и на мышцы верхних конечностей (особенно кисти правой руки). Эффективно использование гипертермии до начала сеанса зондового массажа.

В ходе логопедических занятий по коррекции просодических нарушений при дизартрии активно используем ритмичные колыбельные песни, которые формируют внутренний сбалансированный настрой. Формирование чувства ритма - важный момент в эмоциональном и умственном развитии у детей с дизартрией, необходимый компонент речедвигательной системы.

построение фразы на множестве повторов звукосочетаний, отдельных слов (непроизвольное запоминание и употребление в самостоятельной речи);

Колыбельные песни позволяют работать с детьми при тяжёлых речевых нарушениях (корковая, псевдо-бульбарная формы дизартрии, анартрия).

При дизартрии важно обратить внимание на несформированный эмоционально-волевой статус. Такие особенности детей как замкнутость, нерешительность, негативизм, неадекватность поведения, инактивность восприятия мешают им реализовать свои возможности на занятиях, в результате чего возникает проблема активного участия ребёнка в какой-либо деятельности. Снять блоки эмоциональной замкнутости поможет исполнение колыбельных песен. Это также окажет успокаивающее, т. к. размер музыкального ритма колыбельных практически совпадает с частотой ударов сердца взрослого человека (лучшая колыбельная - биение сердца мамы).

Конспект индивидуального занятия для ребёнка с дизартрией «Автоматизация звука «Ш»

Оборудование: игрушка-мышонок, воздушный шарик, деревянный шпатель и стерильный бинт для массажа языка, картинки-символы артикуляционных упражнений, ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, зеркало, большой синий круг, картинка с буквой Ш, счетные палочки, предметные картинки со звуком «Ш»

Посмотри, сегодня к нам на занятие пришел мышонок, и не с пустыми руками. Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик? («Ш») Сегодня мышонок будет помогать тебе правильно произносить звук «ш». Только давай для начала немного разомнемся.

— Почувствуй напряжение. А сейчас покажи, как ты умеешь расслабляться. Сначала урони голову, левую руку, затем туловище. Тебе очень жалко сломанную куклу, покажи, как ты огорчена. Папа починил куклу. И ты рада. Покажи, как ты радуешься.

• Массаж лба: от середины к вискам, от бровей к волосам, массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

• Массаж языка: поглаживание от кончика языка к корню языка, легкое поглаживание языка из стороны в сторону, точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ш», давай выполним гимнастику, а мышонок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку, а потом повторяй упражнение за мной.

-А теперь давай покажем мышонку фокусы. Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх. (упр. «Фокус»)

Когда мышонок шел к нам в гости, он встретил змейку. Давай вспомним, как шипит змея? ш-ш-ш. А еще на улице поднялся ветерок. Ветер дует, листики шуршат: Ш-Ш-Ш. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произнеси звук «Ш».

А теперь возьми зеркало и поставь перед собой, посмотрим, правильно ли у тебя работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси шшшш. Губки округлены и слегка вытянуты вперед. Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Горлышко “молчит”.

Звук «Ш» согласный (язычок создает преграду воздуху, глухой и всегда твердый. Согласные твердые звуки живут в Синем домике. Мы будем обозначать звук «Ш» большим синим кружочком.

Мышонок хотел приехать к нам на машине, но у него спустило колесо, кто-то проткнул его гвоздиком. Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

Мышонок предлагает тебе поиграть с ним в игру «Волшебная палочка», Мышонок будет говорить слоги, а ты должна их повторить.

А еще, мышонок принес собой картинки. Давай их посмотрим и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, шишка, машина, подушка, шкаф)

Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ш»:

Меню