Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование графомоторных навыков у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости

В современном обществе вопрос обучения школьников с умеренной степенью умственной отсталости стал наиболее остро. Как ни прискорбно это звучит, но количество детей с данным диагнозом растет с устрашающей скоростью. К счастью, из учреждений социальной защиты их передали нам, в специальные (коррекционные) школы VIII вида. Эти дети действительно обучаемы. Естественно, каждый из них индивидуален. Кто-то успешно усваивает элементарные счетные операции, для кого-то научиться самостоятельно одеваться – уже большой прогресс. Грубые нарушения памяти, внимания, речи, процессов мышления, мелкой и общей моторики, полное отсутствие логического мышления – обязательные признаки детей с умеренной степенью умственной отсталости.

К сожалению, наша классно-урочная система указывает нам на то, что педагоги должны “усадить” такого ребенка за парту, дать ему ручку и научить писать. И пусть это будет не рукописный текст (хотя многие из моих учеников уже могут писать диктанты), но научить писать свое имя и фамилию мы должны. Кроме того, программным материалом 1–3 классов для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости предусмотрено прохождение букварного периода, в течение которого необходимо сформировать графомоторные навыки.

У данной категории школьников уровень графомоторных навыков зачастую оказывается несформированным или сформированным недостаточно. Данная категория детей, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно этим обуславливается необходимость отслеживания динамики уровня сформированности графомоторных навыков, а также использование специальных упражнений для развития данного навыка.

Система коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости

Работа по формированию графомоторных навыков у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости проводится по следующим этапам:

Для достижения данной цели используются следующие задания:

  • Проведение линий по прямым дорожкам.
  • Проведение линий по волнистым дорожкам.
  • Обведение по контуру.
  • Обведение по точкам.
  • Раскрашивание.
  • Штриховка.
  • Письмо букв.

Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков.

Для достижения данной цели на уроках письма широко используются задания и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия.

Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводятся на уроках ручного труда (когда дети занимаются лепкой, шитьем по контуру, вырезыванием по контуру), рисования. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках письма. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраиваются в таком порядке:

Здесь же могут быть использованы различные вспомогательные предметы (шарики с шипами, грецкие орехи и др.), работа с крупой (письмо на манной крупе, перебирание гречки и т.д.).

В качестве пальчиковой гимнастики могут быть использованы как классические упражнения (“ребро-ладонь-кулак”, “коза”, “пальчики здороваются”, “моем руки” и др.), так и упражнения в стихотворной форме, импровизации педагога.

(1 – Обхватите все пальчики правой руки ладонью левой и шевелите ими; 2 – ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены. Ладони двигаются – птица машет крыльями).

Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.

Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию. Необходимое условие – использование крупных форм. Это подготовит учеников к работе с более мелкими деталями.

Научить ребенка “видеть” строку в тетради – важный этап формирования графомоторных навыков. Рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.

Различные “капельки”, “петельки”, “ежики” и т.д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся ученикам увлекательным самостоятельным упражнением.

Следует заметить, что не всегда бывает возможным корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий. Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то учитель оказывает ему индивидуальную помощь. Так, в случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки учителю рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять школьников в вычерчивании бордюров по контурам.

Для достижения данной цели в конце учебного года проводится обследование и сравнительный анализ уровня сформированности графомоторных навыков учащихся.

“Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы” под ред. Ж.И.Шиф – М.: Просвещение, 1965 г.

“Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Кн. для учителя”. / Под. ред. В.В.Воронковой. - М.: Школа Пресс, 1994.

Воспитательное занятие в 4–5-м классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости "Письмо Деду Морозу"

Цель: коллективное изготовление праздничного письма, подготовка учащихся к празднованию Нового года в классе.

Образовательная:

  • повторить и уточнить знания учащихся о празднике; обучать самостоятельному выполнению операций с бумагой, клеем и ножницами;

Коррекционно-развивающая:

  • корригировать и развивать зрительное внимание учащихся посредством выполнения заданий на различение; развивать мелкую моторику при работе с ножницами и шаблонами;

Воспитательная:

  • воспитывать желание участвовать в школьных праздниках, умение строить доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками и взрослыми, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: образцы оформления поздравительных открыток, шаблоны, сюжетная картина "Новый год", картинка с изображением Деда Мороза, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

Предварительная работа: рассматривание поздравительных открыток, рисование к празднику, оформление выставки детских работ, беседа о празднике, разгадывание загадок.

Выполнение практической работы (изготовление стенгазеты).

  • распределение заданий;
  • повторение техники безопасности при работе с ножницами, правила работы в коллективе;
  • изготовление письма в технике "коллаж" с использованием заготовок;
  • индивидуальная работа с отдельными учащимися.

Декламация стихотворения.

Настрой учащихся на занятие. Воспитатель предлагает посмотреть на рисунок-ребус на доске (ряд рисунков в клеточках - заяц, иголка, машина, арбуз), назвать предметы, определить первую букву в слове и вписать ее в пустую клеточку под рисунком. Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает прочитать получившееся слово:

Воспитатель показывает красную и синюю карточки и предлагает задание: проговаривать получившееся слово "ЗИМА" на показ красной карточки громко, на показ синей карточки - тихо. Дети выполняют задание, воспитатель контролирует качество выполнения .

- Я буду говорить, а вы подумайте, если это бывает зимой, то присядьте. Если этого зимой не бывает, хлопните в ладоши. Приготовились, начинаем!

Дети выслушивают предложения, выполняют правила, воспитатель контролирует. По окончании игры, воспитатель хвалит учащихся за внимательное выполнение, предлагает занять свои места и продолжает беседу по вопросам.

Воспитатель проводит беседу о празднике с опорой на имеющийся жизненный опыт учащихся. В ходе беседы задаются вопросы:

Воспитатель отмечает правильность ответов и, в подтверждение, вывешивает на доску картинку с изображением Деда Мороза и продолжает беседу по вопросам:

Затем воспитатель напоминает детям, что в календаре имеется специальный День пожеланий Деду Морозу, и все ребята пишут письма Дедушке Морозу с желаниями, что бы они хотели получить на праздник. Но Дед Мороз читает и исполняет желания не из всех писем.

Учащиеся с помощью педагога приходят к выводу, что исполнения желания нужно заработать хорошим поведением, хорошими поступками, заботой о младших, старательностью в учебе и труде.

В случае, если ученики затрудняются в составлении правильного ответа, педагог проговаривает правильный и неправильный ответ, а дети выбирают правильный.

Дети отвечают на вопросы, воспитатель контролирует правильность ответов, при необходимости предлагает обратиться за помощью к товарищам тем детям, которые затрудняются в составлении ответа.

- Проводится игра "Найди пару" на развитие зрительного внимания с предварительным объяснением правил выполнения задания.

Воспитатель показывает вырезанные из белой бумаги схематичные изображения - заготовки рукавичек, проговаривает загадку о рукавичках:

Воспитатель хвалит детей, отмечает, что рукавички эти - не простые, а с заданиями, но задания вначале нужно расшифровать.

За окном метель седая, (ходьба на месте) И зима белым-бела, (повороты туловища, руки на поясе) И кружит снежинок стая, ("фонарики", повороты вокруг себя) Все дороги замела. (махи руками над головой) Не боимся мы метели, (грозят пальцем, стоя лицом в круг) В зале - шумный хоровод! (поочередно выставляют ноги в круг) Начинается веселье, (руки на пояс, наклоны вперед) Нынче праздник - Новый год! (хлопают в ладоши)

Ученики находят рукавичку со своим именем, занимают рабочие места. Воспитатель, показывая изготовленную основу коллажа, предлагает всем детям совершить хороший поступок:

- Дед Мороз - добрый, он всем приносит праздник и подарки. Но о самом Дедушке редко кто вспоминает. Как вы думаете, Дедушке Морозу будет приятно получить от вас письмо с поздравлениями и приглашением на праздник?

Затем воспитатель обращает внимание детей на стол с подготовленными заранее рабочими инструментами, большим листом-"письмом" и предлагает занять рабочие места. Дети рассаживаются на места и педагог, по кругу обращаясь к каждому ребенку, уточняет у детей, какую работу они будут выполнять (Лейла - *, Руслан - выбрать и списать на красивый листочек слова с поздравлениями, Дима - нарисовать: и т.д).

Затем проводится практическая работа с соблюдением этапов:

  • повторение техники безопасности при работе с ножницами;
  • изготовление учащимися коллажа с использованием заготовок;
  • оформление изделий аппликацией;
  • индивидуальная работа с отдельными учащимися.

Воспитатель проводит индивидуальную работу с отдельными учащимися, испытывающими затруднения при выполнении трудовых операций (вырезывании, запоминании последовательности операций, расположении деталей и т.д.). В конце работы воспитатель делает замечания учащимся, неаккуратно выполняющим работу, отмечает успехи при выполнении работы. По окончании работы, дети рассматривают письмо. Воспитатель отмечает, какая красивая работа получилась, что все старались.

По окончании практической работы, воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение о Дедушке Морозе. Стихотворение заранее пишется на листе бумаги, оформляется.

Шел по лесу Дед Мороз мимо елок и берез, Мимо просек, мимо пней - шел по лесу восемь дней. Он по бору проходил, елку в бусы нарядил и подарки разложил. А как раз под Новый год он их детям принесет. Скоро-скоро Новый год, что он людям принесет? У каждого, кто трудится, кто честен, добр и смел, Пускай желанье сбудется, чего б он ни хотел!

Меню