Развитие мышления у детей зпр

Развитие основ наглядно-образного мышления у детей с ЗПР

Задержка психического развития, как правило, касается задержки всей психической сферы,  а не отдельных  психических процессов. Поэтому особенностью детей с ЗПР является неравномерность нарушений различных психических функций и очень слабо формируется мотивация учебной деятельности. При неравномерности формирования высших психических функций необходимо проводить соответствующую коррекционную работу. Наиболее важной задачей является формирование такого важного познавательного  процесса,  как мышление,  с учетом  ведущей деятельности возраста. По определению  Рубинштейна С.Л.,  существует два способа научения и два вида деятельности,  в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями,  осуществляя иные цели. Учение в этом случае не самостоятельная деятельность,  а процесс,  осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности,  в которую он включен. Именно поэтому  в работе с детьми необходимо ориентироваться на обучение по второму способу.

Деятельность по развитию интеллектуальной сферы у детей с ЗПР должна быть игровой и основываться на целостном восприятии предметов,  их свойств и отношений. Также необходимо одновременно развивать представления,  которые могут быть вызваны в памяти  у ребенка (актуализированы) и в отсутствии самих предметов. В игровой деятельности ребенок учится оперировать этими образами в представлении,  действовать на основе этих образов,  опираться на них. Таким образом,  сенсорное восприятие ребенка непосредственно смыкается с формированием его мышления,  ложится в основу наглядно-образного мышления.

Для этого используются следующие виды перцептивной деятельности:

  • Выбор предмета по образцу  –  подводит детей к классификации на основе выделения существенного признака.
  • Классификация предметов по форме.
  • Классификация предметов по цвету.
  • Систематизация свойств и отношений предметов.

На основе этих данных,  была разработана программа,  состоящая из трех обучающих блоков по 7 занятий (6 основных и 1 одного итогового),  с усложнением каждого последующего блока.

Первый обучающий блок состоит из  7   занятий, продолжительность 20 – 25 минут. Каждое  занятие знакомит ребенка с новым цветом (желтый, зеленый, синий, красный, черный, белый) и геометрической фигурой (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник, овал). Целевая группа: дети дошкольного и младшего школьного возраста  с ЗПР.

Цель: формирование основ  наглядно-образного мышления,  развитие мелкой моторики, воображения,  расширение знаний об окружающем мире,  систематизация свойств,  формы и цвета,  развитие  навыков общения.

 Ведущий берёт в руки игрушку «Солнышко»  и предлагает  детям по очереди поздороваться и назвать себя ласковым именем. Каждый ребенок здоровается с мягкой игрушкой «Солнышко», «Здравствуй, я … »  называет свое имя и  передает ее по кругу.

Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Пальцами правой руки по-очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. При  чтении последних двух строчек, пальцы скрепляются в замок.

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую!

3. Ведущий  знакомит детей с  геометрической фигурой –  кругом,  разных по диаметру, но одного цвета – желтого – цветом солнышка.

5. Аппликация  «Ваза из кругов», «Цветок».   Подготовленные образцы аппликации из разных по диаметру кругов «Ваза из кругов», «Цветок» показать детям,  рассказать об особенностях выполнения задания, оказать   помощь при выкладывании  рисунка на  листе и при  приклеивании.

6. Знакомство детей с окружающим миром.   Демонстрация  картинок с геометрическими фигурами, которые встречаются в обыденной жизни (на улице,  в комнате,  на кухне).

8. Подведение итогов занятия,  обсуждение с детьми,  что они запомнили,   с каким цветом и  какой геометрической фигурой познакомились на занятии.

9. Ритуал прощания «До свидания, Солнышко». Каждый ребенок прощается с мягкой игрушкой «Солнышко», и передает ее по кругу.

По принципу первого занятия, строятся остальные 5. Итоговое занятие, объединяет наработки предыдущих занятий, подводя итоги которых, можно провести промежуточную диагностику.

Главная >Документ

Развитие познавательных процессов у детей зависит от состояния мелкой моторики. Учёными (Т.Н.Андриевской, Л.ВАнтаковой-Фоминой, Г.В.Беззубцевой, М.М.Кольцовой, Т.А.Ткаченко и другие) было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Так, у детей с ЗПР при использовании упражнений, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, заметно увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым. Повышается его концентрация, активно развивается воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость пальцев рук. Для развития мелкой моторики пальцев рук широко используется пальчиковая гимнастика.      Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движения все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы.

         Проводить упражнение с детьми С ЗПР надо регулярно, выделив 3-5 минут (в начале или в середине занятия, перед обедом, во 2-ой половине дня, во время умывания).

По мере развития мелкой моторики у детей с ЗПР отмечают и качественные изменения в речи: словарь обогащается, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.

Развитие мелкой моторики пальцев рук является важным показателем готовности ребёнка к обучению в школе. Умение ребёнка производить точные движения пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.

         В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. Во многих учреждениях успешно апробирован метод использования су-джок терапии в сочетании с коррекционно—логопедической работой и лечебно-оздоровительной работой.

         Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине  и является лучшей системой самооздоровления,  существующей в настоящее время. «Су» по-корейски-кисть, «джок»-стопа. СУ-ДЖОК разработан учёным из Южной Кореи Паку Дже Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку метода СУ-ДЖОК.

         Использование су-джок массажёров «Чудо-валик» массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико - грамматичекских категорий смысловой стороны речевой деятельности; развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе. способствует повышению физической и умственной работоспособности детей с ЗПР, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

         Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, активизировать психические процессы, улучшать процессы восприятия, развивать словесно-логические операции, формировать произвольную психическую активность.. Рассмотрим некоторые формы данной работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Дети выполняют инструкцию взрослого: надень колечко на мизинец правой руки, возьми ёжик - массажёр в правую руку и спрячь за спину и т.д., ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать на какой палец, какой руки надето кольцо.

Су-джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время. С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм. Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота. Дети с удовольствием играют с подобным массажёром – яркие краски привлекают их внимание. Су-джок развивает мелкую моторику рук, а это, как известно, напрямую связано с умственным и речевым развитием детей.  

         Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сформированность  навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка с ЗПР. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики  (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

При использовании массажного шарика, советуем вам каждое движение рук представить в форме сказки, приключения, игры и ваш малыш охотно и с удовольствием будет заниматься. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.

 

Методологической основой  исследования является концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка и реализация принципа деятельностного подхода в организации коррекционно-педагогического процесса в образовательных субстанциях для детей с ЗПР седьмого вида.

Меню